«лежим на полу, волк на меня смотрит налитыми кровью глазами, а мне глаза кровь из ран заливает. Но я на него тоже смотрю»
Территория Первомайского района Крыма (одного из степных регионов полуострова) в настоящее время напоминает лунный ландшафт. Скудную растительность, местами уцелевшую под палящим южным солнцем, погубили люди, которые то ли по неосторожности, то ли специально поджигали степь. Черные от пепла просторы уже непригодны для обитания каких-либо животных. Куда они перекочевали в поисках пищи и жилья, предстоит еще выяснять ученым-биологам. Но пока налицо парадоксальный факт: волки, очень умные выносливые звери, которые, чтобы избежать встречи с человеком, могут преодолеть за сутки до сотни(!) километров, перебрались ближе к людям. Вынужденное соседство оказалось настоящей бедой и для одних, и для других.
«ФАКТЫ» уже сообщали, что в Первомайском районе волк напал на людей, его жертвами стали 41-летний Николай Бернацкий и 70-летняя Зинаида Семенова. С Николаем Бернацким мы встретились в отделении хирургии Первомайской районной больницы. На голове у мужчины еще не зажили раны от укусов зверя.
«Закрываю калитку, а волк с обратной стороны схватил ее зубами и тянет на себя»
- Было все спокойно, вдруг под утро, в начале четвертого, собаки забежали через лаз, в который обычно заходят свиньи, в помещение фермы, — вспоминает сторож Николай Бернацкий. — Я вышел из каптерки, а восемь собак столпились возле меня, как будто спрятались, и лают на двери сарая. Я их выгнал, но вдруг еще одна наша собака Шурка заскочила в калитку и как-то странно начала тявкать. Я глянул за угол и увидел, что там ходит какая-то большая собака. Решил, что бродячая. Схватил лежащую рядом палку и бросил ее в сторону псины. Животное вроде убежало в темноту, даже не заскулило. Но только я наклонился, чтобы поднять палку, как собака бросилась на меня. Я ударил ее, не знаю, по голове или по спине.
Хорошо, что я наклонился вперед, и ноги были полусогнуты, иначе зверь (я тогда еще не понял, что это волк) меня свалил бы и неизвестно, чем бы все закончилось. А так он только цапнул меня за голову. Я вырвался, ударил еще раз волка палкой и побежал к ферме. Хорошо, что не оцепенел со страху. Повезло еще, что калитка была открыта. Я быстро закрываю ее, а волк с обратной стороны схватил зубами и тянет калитку на себя. Не могу сказать, сколько продолжалась эта борьба, как вдруг оборвалась ручка. К счастью, была цепь, которой я закрутил калитку. Только тогда зверь успокоился. И тут я вспомнил, что остается открытым лаз, где находятся свиньи. Что делать, взял вилы и пошел туда. Но хищник там не появился. Я постоял немного, прислушался, вроде, ушел. Хотя собака, находившаяся рядом со мной, как-то странно себя вела. Я решил выглянуть через калитку. Представляете, волк сидел сбоку и ждал! Только успел закрутить цепь, как он опять стал тянуть калитку на себя и грызть. Аж щепки летели. Точно дьявол какой-то, а не зверь. Умнющий! Согласитесь, на собаку крикни или ударь ее палкой, она бы давно убежала. А волк притих, опять сел и ждет. Поэтому я решил: никуда не пойду, буду ждать, пока рассветет.
На часы не смотрел, не до того было (смеется). Вдруг слышу, калитку кто-то дергает и кричит: «Коля, ты что, спишь?!» Это пришла одна из наших доярок. Я бегом цепь раскрутил, схватил ее за руку и калитку мигом закрыл. Она меня как увидела, испугалась — я же был весь в крови. «Ты не встретила волка?!» — спрашиваю. «Нет», — говорит. Оказалось, он в это время как раз пошел вокруг фермы. Счастье, что женщина разминулась со зверем.
В это время на ферму бригадир приехал, свинар на работу пришел. Я им начал рассказывать о том, что произошло, как вдруг слышим, собаки снова залаяли как-то странно. Оказалось, волк опять прибежал. Дернет калитку и отойдет. Хотя через забор, которым ферма огорожена, он мог перепрыгнуть запросто. Это для него — не преграда. Но зверь почему-то побежал вдоль забора к другой ферме. Я тогда сел на велосипед, взял в руки вилы и поехал, чтобы позвонить охотникам. Там у них мобильник есть. Приезжаю, а там все доярки с вилами стоят и говорят: уже волк нашу бабу Зину погрыз, еле отбили ее. Бригадир увез ее в больницу. Минут через двадцать приехали наши охотники, уже застрелившие хищника. Я сел к ним в машину, где лежал убитый волк (вес его, кстати, был килограмм семьдесят, не меньше), и меня привезли в больницу. По дороге заехал домой, чтобы предупредить своих. Жена как увидела меня окровавленного, у нее и речь отняло.
«Дотронулась рукой до лица, чувствую: одни клочья»
- Четвертый год работаю сторожем на этой ферме, но такого не припомню, — говорит мужчина. — Как вспоминаю этого волка, мурашки по спине бегут, и волосы дыбом встают. До сих пор в стрессовом состоянии нахожусь.
- Почему же зверь не трогал ни свиней, ни телят, а напал на вас?
- Кто знает, может, его когда-то ранили. Волки в Крыму появились после пожара в заповеднике Аскания-Нова. Ушли с Херсонщины к нам. Так что теперь в любую минуту жди встречи с ними. А ведь люди коров пасут по степям, часто стадо выгоняют дети.
- Вам, Николай, теперь надо мобильный телефон с собой носить, чтобы охотников быстро вызвать.
- За что ж его купить, — вздыхает мужчина. — Если бы нам платили за работу.
Николай Бернацкий чувствует себя нормально. У второй жертвы волка — Зинаиды Семеновой — проблемы посерьезнее.
- Зинаида Семенова и Николай Бернацкий в экстренном порядке были привиты от бешенства, — рассказывает хирург Первомайской районной больницы Михаил Гейвандов. — Затем пострадавшим оказали необходимую медицинскую помощь. У мужчины дела обстоят лучше, а у женщины переломаны кости носа и очень глубокие рваные раны лица. Зверь буквально выгрыз части носа, щек. Пришлось накладывать не один шов. Это просто чудо, что у нее оба глаза остались целы. По санавиации мы вызвали из Симферополя челюстно-лицевого хирурга, который в нашей больнице наложил пациентке дополнительные швы. А через трое суток женщину перевели в Республиканскую клиническую больницу им. Семашко. Ей придется фактически восстанавливать лицо.
- Я была в сарае, — вспоминает то раннее субботнее утро Зинаида Семенова, работающая охранником на ферме. — На корыте сидела. Отдохнуть немного решила. Всю же ночь проходила вокруг фермы. Я уже 17 лет работаю там. Начали девчата-доярки приходить. Смотрю — из базы коров стали загонять в помещение, чтобы доить. И вдруг девчата закричали. Я повернулась посмотреть, что там такое. Как глянула! А прямо передо мной огромная звериная морда, пасть раскрыта! Волк меня за лицо схватил и завалил. Я давай его скидывать с себя. Не получается. Лежим на полу, он на меня смотрит налитыми кровью глазами, а мне глаза кровь из ран заливает. Но я тоже на него смотрю. Ну и взгляд у этого зверя! Никогда не забуду. Думаю, если сейчас пошевельнусь, мне конец! Только крикнула: «Девчата, помогите!» Подбежала одна из доярок, Света, и палку волку прямо в пасть вставила, прижав его морду к полу. А он рычит, рвется к ней. Я встала, дотронулась рукой до лица, чувствую: одни клочья. Поняла, что дело плохо, и бегом пошла в медпункт.
Пришла, а там закрыто. Ведь 5 часов утра только было. Решила отправиться к фельдшеру домой. Дверь открыла его супруга. Как глянула на меня, так и села. Фельдшера дома не оказалось, и его жена начала вызывать «скорую». Но дозвониться не смогла. Что делать, пошла я домой. По дороге встретила заведующего фермой. Рассказала, что там творится. Пришла домой к своей дочке (она живет отдельно) и говорю ей: «Люба, только не смотри на меня, а то упадешь со страху». Слава Богу, в это время подъехал заведующий фермой и отвез меня в больницу в райцентр. Врач мне тут же начал зашивать лицо. И так, и эдак латает, то там, то здесь схватит. И говорит: «Не знаю что делать, вырваны огромные куски». Больно было, хоть и наркоз дали.
«Я пошла в медпункт, а волк, оказывается, следом за мной направился»
- А вечером ко мне в больницу приехала наша бригадирша Наталья Ивановна и рассказала: «Зина, ты пошла, а он за тобой следом», — продолжает женщина. — Я ж этого не знала. Дошла до проходной, а навстречу по дороге машина едет, фары очень ярко светят. Как потом оказалось, автомобиль меня и спас, поскольку за углом поджидал волк. Он же на запах крови шел. Растерзал бы меня. А машина его напугала светом фар, и он, представляете, повернул обратно!
Наталья Ивановна вызвала охотников и направилась к ферме на мопеде. Она поехала вдоль одной стороны ограды, а охотник пошел по другой. Едет, а навстречу выходит волк и смотрит на нее. Морда огромная, глаза страшные! Хорошо, что у бригадирши был с собой мобильник. Она позвонила охотнику. Тот снял обувь, чтобы зверь не услышал даже шороха, подкрался и выстрелил в волка. Только вторая пуля попала в цель.
- До сих пор передо мной его огромная морда с налитыми кровью глазами стоит, — признается Зинаида Михайловна. — Я родом из Подмосковья, там у нас леса кругом. Когда в детстве за грибами ходила с мамой, приходилось встречаться с волками. Я всегда помнила, что надо опасаться волчицу. Если набредешь на логово, нельзя трогать волчат. Мать по следу пойдет и разорвет. Мама нас, детей, учила: встретишь в лесу волка, не кричи и не шуми. Стой спокойно, он первый на человека никогда не нападет, уйдет в лес. А ты потом тоже отправляйся своей дорогой. А тут видите, какие волки. Не от хорошей жизни, наверное, на человека стали нападать. Чтобы волк зашел в помещение, да еще ярко освещенное, такого не может быть! Девчата потом рассказывали, что волк после того, как перестал меня преследовать, вернулся на ферму и напал на теленка. Доярки отбили его, и зверь снова пошел бродить вокруг фермы, пока не натолкнулся на бригадиршу и охотника.
- Вам теперь предстоит длительное лечение. Хозяин фермы материально поможет?
- А кто его знает (женщина вздыхает). Хозяин наш далеко, в Киеве, депутат Верховной Рады. До нас ли ему
- 14 августа к нам в больницу была переведена пациентка из Первомайска, — рассказывает врач отделения челюстно-лицевой хирургии Республиканской клинической больницы им. Семашко Дмитрий Бондаренко. — Сейчас ей проводится профилактика бешенства: назначен курс антирабической терапии. Не исключено, что волк мог быть бешеным. Надо сказать, что бабушка Зина у нас молодец, мужественная женщина. Она знает, что ей предстоит еще длительное лечение (придется делать восстановительные операции на лице), но не хандрит и не паникует.
По мнению егеря Евгения Савушкина, который застрелил волка, зверь напал на Николая Бернацкого и Зинаиду Семенову потому, что его начали бить. Он только защищался. А пришел он на ферму, расположенную, кстати, практически рядом с домами жителей села Калинино, потому что степи горят.
P. S. Как сообщили в Управлении ветеринарной медицины Крыма, микроскопические исследования мозга убитого волка вируса бешенства не обнаружили. Но это еще ничего не означает. Изучение биопроб будет продолжаться месяц. И лишь после этого специалисты смогут сделать окончательный вывод о состоянии здоровья зверя.
431
Читайте нас у Facebook