ПОИСК
Події

«два раза в год мне нужно покупать дорогие лекарства, и я копила для этого деньги на карточном счете, но жулики забрали все до копейки… »

0:00 12 вересня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
Под видом проведения акции мобильного оператора мошенники обманули женщину-инвалида и сняли с ее банковского счета 2 тысячи 200 гривен

Технический прогресс движется семимильными шагами. Однако вместе с достижениями появляются и новые проблемы. Ведь жулики тоже не расслабляются. Они азартно осваивают новые виды техники, стараясь идти в ногу со временем. Заброшены (или, по крайней мере, отложены) наперстки и примитивные уличные «лохотроны». Теперь мошенники активно используют электронику и информационные технологии.

Вот, например, какая история произошла с нашей читательницей Еленой, которая живет в городе Саки (Крым). Однажды к ней на мобильный телефон пришло sms-сообщение такого содержания: Jeans вiтах вас! За тривале використання послуг компанiщ Jeans ваш бонус складах 80 гривень. Заявки за телефоном (приводится номер мобильного телефона) або 555».

«Поздравляю! Вы выиграли 1 тысячу 200 гривен! Приезжайте в Киев, приходите в офис компании и забирайте деньги»

- Меня ввело в заблуждение то, что 555 — действительно один из справочных телефонов мобильного оператора, — рассказала Елена.  — Я сначала позвонила по этому номеру, но там оказалось занято. И тогда я набрала другой номер. Мне ответил вежливый молодой человек, назвавшийся Андреем. Он поблагодарил меня от имени компании за то, что я уже два года являюсь абонентом Jeans, и поздравил с получением бонуса…

Надо сказать, что Андрей никуда не торопился. Он охотно вступил с Еленой в беседу по душам, в процессе которой узнал много полезной и важной информации. В частности, он выяснил, что Елена — инвалид I группы, редко выходит из дому, что она получает пенсию на пластиковую карточку. И, конечно, поинтересовался, где живет собеседница.

РЕКЛАМА

- Ну а теперь вам представляется уникальная возможность многократно увеличить свой бонус! — вдруг возвестил Андрей.  — Для этого нужно принять участие в нашей викторине! Согласны?

А кто ж не согласится поучаствовать в викторине? Тем более платить за это ничего не нужно. Молодой человек спросил, в каком порядке вводились различные услуги мобильного оператора. Естественно, Елена, которая давно пользуется телефоном, знала ответ.

РЕКЛАМА

- Поздравляю вас! — обрадовался собеседник.  — Вы выиграли 1 тысячу 200 гривен! Когда получить? Да хоть завтра. Приезжайте в Киев, приходите в офис компании и забирайте деньги.

Легко сказать. До Киева из Крыма путь неблизкий и стоит немалых денег. К тому же инвалиду такая поездка дастся с трудом.

РЕКЛАМА

- А нельзя ли как-то получить деньги здесь? — поинтересовалась Елена.

- Конечно! Через банкомат. Он выдаст вам чек, по которому вы получите деньги в банке.

Естественно, человек, хорошо знакомый с банковскими технологиями, тут же возразил бы, что так не бывает. Банкоматы не выдают никаких чеков, подлежащих оплате в банках. Они сами, собственно, для того и предназначены, чтобы максимально освободить банки от операций по снятию наличных денег со счетов. Однако жуликов не интересуют такие занудные грамотеи. Мошенники ищут людей, менее осведомленных и более склонных верить в чудо.

Договорились, что Елена пойдет к банкомату, с которого она обычно снимает деньги, и оттуда снова позвонит Андрею. А он расскажет, как нужно действовать, чтобы получить нужный чек.

К банкомату отправилась мама Елены, так как ей самой передвигаться трудно. Придя на место, женщина, как и договорились, позвонила Андрею. Он велел ей ввести в банкомат карточку и войти в главное меню (продвинутые граждане знают, что для этого нужно набрать секретный PIN-код, без которого банкомат не разрешит совершать операции по выдаче или переводу денег. Когда эти указания были выполнены, Андрей вдруг забеспокоился, что женщине, наверное, трудно самой управляться со сложным прибором:

- Может быть, вы попросите кого-нибудь более сведущего помочь вам?

Женщина, которая не имела большого опыта обращения со сложной техникой, подумала, что помощник ей и вправду не помешал бы, и оглянулась вокруг в поисках подходящей кандидатуры. Прямо за ней, очевидно, дожидаясь своей очереди подойти к банкомату, стоял молодой человек. К нему она и обратилась.

Гражданин взял у нее трубку телефона, ответил на какие-то вопросы и принялся бодро нажимать кнопки на банкомате. И тот выдал чек. А потом еще один. И еще один…

Через несколько минут молодой человек сунул ничего не понимающей женщине в руку целую кипу бумажек и ушел. А она отправилась домой разбираться, какой же из полученных чеков дает право на получение 1 тысячи 200 гривен.

Дома, внимательно изучив «чеки», мать и дочь поняли, что это квитанции, из которых следовало: деньги, лежавшие на банковском счете Елены, были использованы для пополнения счетов мобильных телефонов.

Они тут же бросились к банкомату, чтобы проверить состояние счета. Так и есть — от накопленных 2 тысяч 200 гривен не осталось ничего. Жулики забрали все до копейки.

- Мы, конечно, расстроились до слез, — рассказывает Елена.  — Мама еще раз набрала номер Андрея, чтобы спросить, знает ли он, кого ограбил. Ведь он отнял деньги у инвалида, лишенного возможности свободно передвигаться. Но на этот раз вежливость у него как рукой сняло. Услышав, кто звонит, он просто послал маму на «три веселых буквы» и отключился. Больше по этому номеру никто трубку не брал.

Скажите, есть ли совесть у людей, которые грабят инвалида? Два раза в год мне нужно покупать дорогие лекарства, и я копила на это деньги на карточном счете. Теперь их нет. Еще я мечтала осенью купить компьютер-ноутбук. Ведь я много пишу, сотрудничаю с местными газетами. А подолгу сидеть за обычным компьютером мне очень трудно. Думала облегчить себе жизнь.

Мы с мамой написали заявление в милицию. Там нам сказали, что за последнее время поступило уже несколько аналогичных жалоб. Но шансов раскрыть преступления немного. Я решила рассказать эту историю «ФАКТАМ». Может быть, она предостережет других людей от ошибок.

Надо сказать, что деньги на телефонном счете — это еще не наличные. Ведь вряд ли жулики грабят людей для того, чтобы потом всласть наговориться по телефону. Как они обналичивают украденное, должно разобраться следствие. Можно предположить, что, скорее всего, следы преступников приведут к бойким молодым людям, которые толкутся на улицах украинских городов с плакатиками «Пополнение счета». Именно они занимаются тем, что превращают деньги на телефонных счетах в наличные (кстати, не обложенные никакими налогами).

«Даже если в ходе акции компания начисляет своим абонентам бонусы или скидки, они никогда не выплачиваются наличными»

Поскольку преступление, жертвой которого стали героини нашего рассказа, было совершено при помощи сразу двух высокотехнологичных устройств  — мобильного телефона и банкомата, мы попросили прокомментировать этот случай специалистов в области связи и банковских технологий. И те и другие отметили, что пострадавшие стали жертвой, в первую очередь, своей безграничной доверчивости и беспечности.

Пресс-секретарь компании «МТС-Украина», которой принадлежит мобильный оператор Jeans, Алена Городецкая сообщила корреспонденту «ФАКТОВ», что никаких подобных акций в настоящее время компания не проводит. В этом легко убедиться, позвонив по справочным телефонам оператора.

- А практикуется ли вообще выплата абонентам денежных премий?

- Нет. Даже если в ходе акции компания начисляет своим абонентам бонусы или скидки, они никогда не выплачиваются наличными. Обычно деньги перечисляются на счет абонента (не банковский, а мобильный) и могут быть использованы для получения услуг мобильной связи.

- Как мобильный оператор уведомляет своих клиентов о проведении акций?

- Это может быть и рассылка sms-сообщений, и телефонные звонки, и другие способы информирования. Но всегда во время акции мы предоставляем контактные номера call-центра компании (111 или 240-00-00 со стационарных телефонов). По этим номерам можно получить дополнительные сведения об акции. Также такие данные есть на интернет-сайте компании.

- То есть о проведении акции абонент может узнать и из сообщения, подобного тому, которое получила наша читательница. Как же отличить, где настоящая акция, а где происки преступников?

- К сожалению, способы мошенничества становятся все более и более изощренными, поэтому, чтобы не стать жертвой жуликов, желательно руководствоваться здравым смыслом.

Например, следует знать, что никакие акции не проводятся через обычные мобильные номера. Для информирования клиентов используются только телефоны справочных служб оператора. То есть номер, по которому звонила женщина, не мог использоваться для проведения настоящей акции.

Добавим также, что, с точки зрения здравого смысла, сомнительными были и условия «акции», поучаствовать в которой предложили читательнице. Ее должно было насторожить несколько нюансов.

1. Рекламные акции вообще редко предполагают выплату премий наличными. Обычно призами в них бывают скидки на товары, ценные подарки (как правило, бытовая электроника) или турпутевки.

2. Чтобы крепче «зацепить» клиентку, жулики предложили ей за ответ на элементарный вопрос многократное увеличение бонуса — с 80 до 1 тысячи 200 гривен. Теперь давайте посчитаем. Количество абонентов у популярных мобильных операторов исчисляется миллионами. Деньги нужны всем. Предположим, половина абонентов знает ответ на заданный вопрос. И всем им нужно выдать 1 тысячу 200 гривен наличными. Общая сумма выплат в этом случае будет исчисляться миллиардами гривен. Такая акция способна убить любую компанию. А значит, ее просто не может быть.

«С вопросами об использовании карточки следует обращаться не к случайным прохожим, а в справочную службу банка»

«Банкоматную» часть аферы прокомментировала для «ФАКТОВ» заместитель начальника отдела платежных карт АКБ «Укрсоцбанк» Наталья Берест.

- Какие ошибки, допущенные нашей читательницей, привели к тому, что она стала жертвой мошенников?

- В первую очередь замечу, что такой услуги, как выдача чека через банкомат для получения средств в отделении банка, вообще не существует.

Кроме того, всем, кто пользуется банковскими услугами, полезно знать: для перечисления денег кому-либо на счет нужно, чтобы получатель представил свои реквизиты (номер счета, фамилию, имя, отчество, название банка). Поэтому, если человек, обещающий деньги, этими реквизитами не поинтересовался, значит, он и не собирался эти средства пересылать.

Но главная ошибка пострадавшей — то, что она согласилась прибегнуть к услугам постороннего лица при пользовании банкоматом. Этого нельзя делать ни в коем случае. А если возникли какие-то вопросы относительно пользования карточкой, следует обращаться за помощью не к случайным прохожим, а в справочную службу, которая есть у каждого крупного банка. Там сидят специалисты, готовые ответить на любые вопросы клиентов.

Например, в данном случае, если бы читательница обратилась в службу с вопросом, как вывести из банкомата чек на получение наличных в банке, ей сразу же объяснили бы, что это невозможно, и предостерегли от фатальной ошибки.

- Какие еще правила предосторожности нужно выполнять владельцам пластиковых карточек?

- Ни в коем случае нельзя сообщать посторонним лицам реквизиты карточки (номер, срок действия карты, пин-код). Нельзя позволять пользоваться своей карточкой НИКОМУ. Если вы применяете карточку для оплаты товаров и услуг, не выпускайте ее из поля зрения. Недопустима ситуация, когда продавец, чтобы провести платеж с вашей карточки, выходит в другое помещение. Это один из приемов, используемый мошенниками для считывания информации с карты и изготовления ее копии.

При осуществлении операций через банкомат следите, чтобы никто не наблюдал за этим из-за вашей спины. «Случайный» наблюдатель может подсмотреть ваш пин-код.

Соблюдение правил предосторожности позволяет защититься от мошенников и сохранить свои деньги в целости.

P. S. Уважаемый читатель! Если вы тоже стали жертвой мошенников, не держите этого в себе. Расскажите нам. Публикация вашей истории на страницах «ФАКТОВ» поможет предостеречь от ошибки миллионы соотечественников. Почтовый адрес и телефоны редакции значатся на первой странице газеты.

204

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів