ПОИСК
Україна

«налогоплательщиком может стать даже… Грудной ребенок»

0:00 25 вересня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
Не исключено, что вскоре у жителей Украины появится налоговый паспорт. Такое предложение есть в проекте Налогового кодекса, который сейчас проходит общественное обсуждение

Люди — самое главное богатство любой державы. Это его налогоплательщики, избиратели, владельцы недвижимости, пенсионеры, дети, военнослужащие, получатели социальной помощи и так далее. И для того, чтобы грамотно управлять страной, нужно знать, кто именно ее населяет, кто получает от нее помощь и кто платит ей налоги.

«В США 50 процентов населения не получает общегражданский паспорт, а пользуется карточкой социального страхования»

Реестр физических лиц — налогоплательщиков был создан в нашей стране более десяти лет назад. В 1994 году появился закон, который положил начало его формированию, и еще пару лет ушло на то, чтобы всем работающим гражданам Украины налоговая служба присвоила идентификационный номер.

Впрочем, почему всем? Как раз во время массового получения справок об идентификационных номерах и возникла достаточно серьезная проблема: некоторые верующие люди отказались от получения идентификационных номеров, называя их «числами дьявола», при помощи которых кодируют людей. Пять лет власти пытались переубедить «отказников», но тщетно. В итоге после бурных и продолжительных дебатов в Закон «О государственном реестре физических лиц — налогоплательщиков» были внесены изменения, которые разрешили людям по религиозным, а также по любым другим убеждениям отказываться от идентификационных номеров. Таким образом, у нас в стране около двух тысяч человек их не имеют, со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому разработчики проекта Налогового кодекса страны наряду с другими вопросами пытались решить и такую проблему, как создание единой базы физических лиц, без ущемления религиозных и других прав и свобод наших сограждан. В результате в проекте этого важнейшего для страны документа появилось такое понятие, как «налоговый паспорт». О том, что это за документ и как его планируют использовать, «ФАКТЫ» побеседовали с директором департамента мониторинга администрирования платежей Министерства финансов Украины Евгением Олейниковым.

РЕКЛАМА

- Евгений Владимирович, так что, у нас скоро появится налоговый паспорт?

- Все зависит от того, в каком виде эту норму Налогового кодекса примет наш парламент… Я только могу рассказать, что предлагается.

РЕКЛАМА

- И что же?

- Начнем с главного. Как вы знаете, налоговая служба создала и ведет Государственный реестр физических лиц — налогоплательщиков. В него вносят сведения о людях, которые получают на территории нашей страны доходы, о самих доходах, об уплаченных налогах и так далее. У каждого человека в базе данных налоговой службы существует своего рода электронное личное дело, которое имеет определенный номер…

РЕКЛАМА

- Тот самый, идентификационный?

- Именно. В этом электронном личном деле и накапливается информация о налогоплательщике. А чтобы обеспечить наполнение базы данных, закон обязал использовать идентификационный номер при выплате тех видов доходов, с которых удерживаются налоги, а также при открытии счетов в банках и при составлении гражданско-правовых договоров, предметом которых является объект налогообложения.

Впоследствии идентификационные номера получили и более широкое распространение. В частности, ими начали пользоваться Пенсионный фонд и другие государственные и негосударственные учреждения, которые работают с физическими лицами.

- Ну хорошо, реестр сформирован, худо-бедно действует. Зачем нужны налоговые паспорта?

- Дело в том, что проблема создания единого реестра в государстве стоит давно. И это касается не только налогообложения. Необходимы реестры для выдачи паспортов, для пенсионного страхования, реестр избирателей, владельцев транспортных средств. На подходе — реестр владельцев недвижимости… Практически каждый орган самостоятельно регистрирует граждан в зависимости от своих потребностей. А человеку из-за этого нужно десять раз обегать все ведомства и везде зарегистрироваться.

Поэтому мы пошли от самого простого: человек может никогда в жизни не водить машину, не голосовать, отказаться от пенсионного страхования, не иметь недвижимости, не покидать страну. Но он в любом случае будет получать доходы. Поэтому реестр физических лиц лучше всего создавать на базе данных именно налоговой службы. Но для этого прежде всего нужно решить проблемы, которые уже существуют.

- Вы имеете в виду то, что некоторые люди отказываются получать идентификационный номер?

- В первую очередь это, но не только. Есть и другие вопросы. Например, после вступления в силу новой редакции Закона «О налоге с доходов физических лиц» налогоплательщиком может стать даже грудной ребенок…

- Это как?

- Очень просто. Получив наследство, которое у нас уже три года облагается налогом. Но он же не может самостоятельно получить идентификационный номер. В общем стало очевидно, что система учета физических лиц — налогоплательщиков нуждается в усовершенствовании. И мы постарались это сделать, принимая во внимание тот опыт, который был накоплен за 13 лет существования Государственного реестра, и нынешнюю ситуацию.

- И что же в итоге получилось?

- Начнем с того, что регистрация физических лиц — налогоплательщиков будет вестись на основании уже существующего реестра. Но чтобы избежать возможных проблем (например, связанных с нежеланием людей получать номера), мы решили пойти по простой схеме, которая, кстати, работает в большинстве стран мира: внедрить так называемый налоговый паспорт. Во многих странах такой документ уже давно заменяет обычный. Например, в США каждый гражданин имеет карточку социального страхования, выполняющую роль налогового паспорта и способную полноценно удостоверить личность предъявителя. По ней можно голосовать, устраиваться на работу и так далее. И знаете, что самое интересное? То, что 50 процентов населения в США не получает общегражданский паспорт — так и пользуется карточкой социального страхования.

- Зачем тогда нужны паспорта в Америке?

- Внутренний паспорт одновременно играет роль и загранпаспорта. В нем ставят визы и отметки о пересечении границ. Но если человек не выезжает за пределы США, то паспорт ему не нужен.

- А как же водительские права?

- Они считаются менее надежными. Кроме того, в каждом штате своя форма водительского удостоверения. А система социального страхования — федеральная.

До такого уровня мы пока еще не дошли. Но все же и у нас есть неплохие наработки, в результате которых у каждого гражданина будет учетная карточка физического лица — налогоплательщика, а другими словами, налоговый паспорт.

«Чтобы не создавать дополнительного ажиотажа, роль налогового паспорта будет выполнять… справка о присвоении идентификационного номера»

- Как он будет выглядеть? Как обычный паспорт или небольшая карточка?

- Это еще обсуждается. Существует несколько возможных вариантов налоговых паспортов, которые будут находиться в обращении одновременно.

Во-первых, чтобы не создавать дополнительного ажиотажа, роль налогового паспорта будет выполнять… справка о присвоении идентификационного номера, которую наши сограждане получили в органах налоговой службы. А идентификационный номер и станет номером налогового паспорта.

- Получается, что у большинства наших сограждан налоговый паспорт уже есть?!

- Ну, он пока так не называется, но в принципе вы правы: у большинства он уже есть. Так что никаких дополнительных действий (сбор документов, посещение налоговой службы, постановка на учет и так далее) от наших сограждан не потребуется.

- Вы меня успокоили. А то ведь еще не забыты очереди конца девяностых за справкой об идентификационном номере.

- Нет, волноваться не следует. Введение налогового паспорта не вызовет дополнительных бюрократических трудностей для наших сограждан.

Второй вариант — это ламинированный бланк…

- Вроде свидетельства о рождении?

- Да. Это будет обыкновенный бланк без дополнительных степеней защиты и без фотографии. Его, как и нынешние справки, можно будет предъявлять только вместе с паспортом. В бланке укажут фамилию, имя, отчество, дату рождения и подтверждение того факта, что человек состоит на учете в государственном реестре.

В этом варианте будут использоваться два номера. Первый — номер налогового паспорта, который укажут на бланке, второй — серия и номер самого бланка, как серия и номер паспорта.

- А зачем два номера?

- Если человек потеряет налоговый паспорт, то для предотвращения криминального использования документа необходимо объявить его недействительным. Так?

- Так.

- Но нельзя объявить недействительным номер самого налогового паспорта! Это значит, что нужно стереть информацию из уже недействительного личного дела и завести новое. Поэтому утерянный документ будет объявлен недействительным по серии и номеру самого бланка. Человеку выдадут новый бланк с другими серией и номером. А номер налогового паспорта останется неизменным.

- Все ясно…

- Этот бланк будут выдавать всем, кто обратится за налоговым паспортом уже после вступления кодекса в силу. Кроме того, любой человек, который захочет обменять справку об идентификационном номере на ламинированный бланк, сможет сделать это бесплатно.

Кстати, в проекте предусмотрено, что все дети, родившиеся после вступления в действие Налогового кодекса, будут внесены в государственный реестр и получат налоговый паспорт на основании справки из загса при выдаче свидетельства о рождении.

- Вот даже как. Кстати, а почему налоговый паспорт без фотографии?

- Предусмотрен и третий вариант паспорта, который выдается только на добровольной основе. И он как раз с фотографией. Это документ с высокой степенью защиты, который можно будет использовать как удостоверение личности. Скорее всего, он будет представлять собой карточку с фотографией и номером. Такой паспорт планируется выдавать только по желанию человека.

И четвертый вариант: можно вообще не получать налоговый паспорт, а поставить его номер в свой общегражданский паспорт. Тогда он станет также документом, удостоверяющим человека как налогоплательщика.

- Да, выбор большой. И как же будет использоваться налоговый паспорт?

- Точно так же, как идентификационный номер: при всех операциях, связанных с получением доходов и уплатой налогов.

Кроме того, если на базе налогового учета все-таки создадут единый государственный реестр жителей страны, налоговый паспорт можно также использовать при прохождении таможенной границы Украины, регистрации имущества физических лиц, регистрации транспортных средств, оформлении льгот, субсидий и других социальных выплат, а также при подаче в органы налоговой службы деклараций о доходах и имуществе. На основании этого единого реестра могут быть впоследствии созданы списки избирателей, списки о пересечении границы, база данных социального страхования и так далее, что существенно упростит систему обмена информацией. Так что не исключено, что налоговый паспорт понадобится и в других сферах…

- И мы будем голосовать, как в США, по налоговому паспорту?

- Возможно… Но для начала нужно принять сам Налоговый кодекс, который сейчас проходит общественное обсуждение и вскоре будет передан на работу в парламент. Так что, появится ли у нас налоговый паспорт, станет ясно только после утверждения кодекса парламентом.

 

374

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів