«тиса в тот день была мелкой, из воды торчали острые камни, но дочери с внучкой повезло — они упали с моста в месте, где глубина была около метра »
Село Костыливка находится прямо возле Рахова — самого высокогорного райцентра Украины. Места тут действительно живописные — горная речка с быстрой и прозрачной водой, высокие горы с полонинами, за которые цепляются облака, непривычно чистый для городского жителя воздух. Разделенная Тисой на две части, Костыливка тянется вдоль трассы на восемь километров, тем не менее здесь есть всего один бетонный мост, поэтому селяне для удобства соорудили еще четыре подвесных. Происшествие на одном из них едва не стало роковым сразу для троих человек. Двое из них — 29-летняя женщина и трехлетний ребенок — без сомнения, запомнят свое приключение на всю жизнь, а еще для одного крохотного человечка ЧП ни много ни мало подкорректировало дату рождения.
«Девочка не звала на помощь и даже не барахталась»
Тот день начинался, как обычно. Светило ласковое солнышко, с речки дул свежий ветер. Но после обеда из-за горы неожиданно налетела черная туча, и разразилась гроза. С самого начала ненастья в селе поднялся сильный ветер, но особенно мощными были два порыва. Первый едва не снес крышу с сельского клуба, а второй поломал верхушки на некоторых деревьях. Люди сразу бросились закрывать в домах окна и загонять в укрытие скот и домашнюю птицу.
- Когда разразилась гроза, в сельском клубе закончилась выездная коллегия райгосадминистрации, — рассказывает 56-летний работник Костыливского лесничества Иван Панчик. — Я поехал на своих «Жигулях» домой, чтобы закрыть окна, а на обратной дороге наперерез машине выскочили дети с криком: «Там девочка упала с подвесного моста! Помогите!» Я сразу сбежал на берег и увидел вдалеке, метрах в четырехстах от моста, красную кофточку, которую относило течением. Не раздумывая, бросился за ней.
Русло в том месте широкое, вода доставала до пояса, а камни на дне очень скользкие, поэтому я несколько раз не удержался на ногах и бултыхнулся в воду. Очень спешил, бежал изо всех сил, потому что за поворотом русла начинались пороги. Течение там стремительное, и девочку могло закрутить и затащить под воду. Я подбежал и схватил ее. Малышка была в шоке или без сознания — не звала на помощь, не плакала, даже не барахталась, ее несло течением, но она оставалась на поверхности и могла дышать. Когда я схватил ее на руки и встряхнул, она вскрикнула и закашлялась. Я отнес девочку на сухое место и, передав собравшимся на берегу нескольким односельчанам, попросил отнести в машину, потому что у самого уже не было сил.
Немного отдышавшись, поехал в сельский клуб, где после коллегии все еще оставались депутаты. Девочку сразу укутали в сухое, она наконец пришла в себя, заплакала и стала звать маму. Уже потом я узнал, что это моя соседка — трехлетняя Верочка Табака. С ее бабушкой мы учились в одном классе
Иван Николаевич не знал, что девочка упала в речку не одна — вместе с ней была и мама — 29-летняя Нина Табака, находившаяся на девятом месяце беременности. Перед обедом женщина отправилась в райцентр на очередное обследование в гинекологическое отделение, а поскольку погода стояла хорошая, взяла с собой и дочь. Обследование показало, что ребенок развивается нормально, роды следует ожидать через две недели, и Нина со спокойной душой вернулась в село.
Начало бури она переждала у своей кумы, а как только ветер стих, поспешила через подвесной мост домой. Женщина с ребенком успела пройти около трети моста, как вдруг налетел шквалистый ветер. Мало того что этот мост — самый длинный в Костыливке (его длина — 80 метров), к тому же он возведен на ровном месте. Рядом — ни горы, ни высоких деревьев, которые могли бы хоть немного задержать ветер. Мощный порыв сильно качнул мост, и мама с дочкой с шестиметровой высоты полетели в воду.
«Нина зацепилась за сетку ногой и повисла над речкой головой вниз»
Услышать подробности падения и дальнейшего спасения от самой Нины мне не удалось. Женщина хоть и находится дома, лишний раз вспоминать пережитый ужас не хочет, что вполне объяснимо. Вместо Нины я пообщался с ее мамой Верой Дмитриевной и мужем Александром. Трехлетняя Верочка в это время сидела на пороге, греясь на солнышке, и прислушивалась к нашему разговору.
- Как только налетела гроза, я принялась звонить знакомым, спрашивая, не остановилась ли у них дочка с внучкой, — рассказывает Вера Дмитриевна. — А они в это время были уже в воде. Когда сюда прибежали соседи, все закончилось. Слава Богу, в тот момент на дороге оказался сосед, всю жизнь будем ему благодарны за спасение ребенка.
Дочка потом рассказала, как все произошло. Растяжки (четыре стальных троса, удерживающие мост со сторон) выдержали порыв ветра, и мост не перевернулся, но его настолько сильно качнуло, что дочка с ребенком не удержались на ногах и, упав, выскользнули за боковую сетку. Если бы эту сетку по всей длине прикрепили под настилом, все обошлось бы, а так Нина зацепилась за сетку ногой (она до сих пор сильно поцарапана) и повисла над речкой головой вниз. Несколько секунд она просила у Бога помощи, а затем сорвалась и полетела в воду.
В тот день Тиса была мелкой — в горах более недели не шел дождь, из нее местами торчали острые камни. Однако дочери повезло — она упала в месте, где глубина была около метра. На какое-то мгновение Нина потеряла сознание и пришла в себя от того, что услышала, как в ушах журчит вода. Сразу возникла мысль, что надо поднять голову, чтобы не захлебнуться. Дочка стала искать глазами Верочку, и тут сверху упала рейка, удерживавшая сетку. Счастье, что тяжелая железяка не свалилась ей на голову. Еще через несколько секунд с другой стороны моста сорвалась Вера, которую сразу подхватило течение.
Сил догонять дочку у Нины не было, от удара о воду начались роды, и она потихоньку поползла к берегу. На мелководье ей помогла наш сельский продавец — отвела в магазин и вызвала врачей. Село находится рядом с райцентром, к тому же в клубе все еще оставались медики, принимавшие участие в коллегии, поэтому помощь пришла быстро, всего за несколько минут.
За это время Нине успели сказать, что Верочка спасена. Правда, внучка до сих пор просыпается по ночам и плачет от кошмаров.
- Ты ходила после того на мост или все еще боишься? — пытаюсь разговорить девочку.
- Уже была там один раз — совсем не страшно, — отвечает трехлетняя Вера и, застеснявшись, прячет лицо на папиной груди.
- Дочка рассказывала мне все в мельчайших деталях, — говорит Александр, который сразу после ЧП вернулся домой с заработков в Чехии. — Однако лучше бы она все это забыла. Неизвестно еще, не скажется ли падение в Тису на ее здоровье Этот подвесной мост значительно сокращает дорогу и экономит время. Вот если бы еще боковую сетку прикрепили как следует, чтобы подобное не повторилось. Это ведь нетрудно сделать
Две недели назад в Межгорском районе с такого же моста сорвалась девятилетняя девочка, и спасти ее не удалось
Меньше всех от падения в Тису пострадал маленький Саша, родившийся спустя несколько часов после ЧП. Мальчик появился на свет весом 3,3 килограмма и ростом 51 сантиметр. Сейчас он в основном спит и ест, даже не подозревая, какое приключение ему пришлось пережить незадолго до своего рождения. По словам врачей, падение с моста не сказалось на здоровье малыша, хотя риск был немалый.
- Роженицу доставили в больницу с многочисленными ссадинами на спине и груди, синяками, гематомами и поцарапанным животом, но главное — у нее открылось кровотечение, — рассказывает районный гинеколог Михаил Влад. — А это означает, что произошла отслойка плаценты. Кровь в таких случаях теряет ребенок, а не мать, что может привести на начальной стадии к гипоксии (кислородному голоданию), а в дальнейшем — и к летальному результату. Мы сразу провели ультразвуковое исследование, которое показало, что отслойка плаценты небольшая, ребенок жив, его сердцебиение нормальное, после чего приняли решение делать женщине кесарево сечение. Срок беременности у Нины был сорок недель, а поскольку ребенок считается доношенным с 37-ми, никаких осложнений в этом смысле возникнуть не должно было. Конечно, на младенца могло повлиять падение с высоты, но удар в воду, к счастью, не нанес ему вреда, а кровотечение было минимальным, поэтому мы успели принять все необходимые меры. О том, что могло случиться, если бы ЧП произошло не рядом с райцентром, а в отдаленном горном селе, даже не хочется думать. Мальчик родился вполне здоровым, и через четыре дня его вместе с мамой выписали домой
Зато Верочке в больнице пришлось задержаться аж на десять дней. Врачи диагностировали у нее многочисленные синяки, ссадины, ушибы мягких тканей головы, закрытую травму черепа и сотрясение мозга. По словам заместителя главного врача Раховской райбольницы Юрия Матичина, девочка держалась в больнице молодцом — не плакала и стойко переносила все процедуры. После выписки ей еще предстоит сделать энцефалограмму головного мозга, хотя, по предварительным данным, никаких осложнений падение в речку вызвать не должно.
Тем временем жители Костыливки, как и раньше, переходят Тису по подвесным мостам. Гости, приезжающие в село из других регионов, боятся даже одной ногой шагнуть на шатающийся настил, под которым бушует горная речка и торчат острые камни. А местные селяне к этому экстриму привыкли. Причем падение с подвесного моста — не такая уж и редкость. Две недели назад в селе Колочава Межгорского района с такого же, как в Костыливке, моста сорвалась и упала в речку девятилетняя девочка. Спасти ее, к сожалению, не удалось.
- Проблемы с подвесными мостами у нас возникают ежегодно, и главная из них — это ремонты, каждый из которых обходится в 25 тысяч гривен, — говорит председатель Костыливского сельсовета Ольга Сметанюк. — Район нам в этом не помогает, а в сельском бюджете денег не хватает, ведь, кроме мостов, в Костыливке есть и другие немаловажные проблемы, требующие срочного решения. Последний из мостов мы отремонтировали в апреле этого года, а с мастерами не можем рассчитаться до сих пор.
Два года назад в селе тоже была сильная буря, во время которой упавшее дерево сильно повредило один из мостов. Мы восстановили его своими силами, но на боковую сетку денег не хватило. И маленькие дети, в том числе первоклашки, несколько месяцев были вынуждены ходить по шатающемуся под ветром деревянному настилу без всякой страховки, рискуя сорваться в реку с двадцатиметровой высоты. Я каждый день молилась, чтобы не произошло несчастья. Купить и установить сетку мы смогли лишь после нового года, когда был принят очередной бюджет. Так и живем. Но хорошо, что в этот раз все закончилось благополучно.
353Читайте нас у Facebook