«когда волк приземлился мне на горло и вцепился зубами в шею, я подумал, что пришла моя последняя минута »
Писать о набегах волков на населенные пункты мне приходилось и раньше, ведь Закарпатье — край горный и лесистый. Правда, во всех предыдущих случаях хищники отваживались спускаться к людям исключительно зимой (когда поймать в лесу добычу особенно трудно) и только в высокогорные села. Несколько лет назад жителям одного из сел Межгорского района чтобы уберечь своих собак, пришлось даже на ночь расставлять вокруг будок красные флажки (серые разбойники боятся их и никогда за флажки не заходят). Но чтобы теплой осенью волк средь бела дня напал на людей — такого еще не было.
Когда коллега сообщила мне, что это произошло в низинном Ужгородском районе, всего в тридцати километрах от областного центра, я, признаться, поначалу решил, что это сильное преувеличение. Однако председатель Киблярского сельсовета, которому подчиняется село Гайдоши, где и произошло ЧП, развеял все сомнения.
«Волков в здешних лесах предостаточно, нередко находим их следы возле самых хат, — говорит Александр Пеца, ставя печать в мой командировочный бланк. — Особенно хищники наглеют зимой: пробираются прямо во дворы и таскают собак. Каждый год недосчитываемся 20-30 дворняжек. Но нападение на людей — это у нас впервые »
«Пока хищник терзал козу, я потихоньку отошел в сторону и что было сил побежал в село »
Девятнадцатилетнего Михаила Забруцкого, который первым вступил в схватку с волком, я застал на пастбище в километре от села. Как и накануне, во время нападения хищника, парень пас стадо коров. Своих пастухов в селе нет, поэтому животных по очереди выпасают хозяева, и взять отгул или «больничный» нельзя даже после схватки с волком.
- Это произошло около четырех часов пополудни, — рассказывает Михаил. — Я спокойно пас стадо и решил посмотреть, не зашла ли его часть на соседский участок. В этот момент одна из коров начала громко реветь. Возвратившись, увидел, как на нее прыгает волк. Он уже порвал животному ухо, искусал морду. Наша овчарка Блэк, которая была рядом со мной, сразу бросилась на хищника. Намного выше и сильнее собаки, волк схватил Блэка за голову, отбросил в сторону и с рычанием пошел на него. Сжимая в руке небольшую палку, с которой всегда пасу коров, я подбежал и стукнул ею волка по голове. Он, оскалив зубы, бросился на меня. Попятившись назад, я за что-то зацепился и упал. В ту же секунду хищник схватил меня за ногу и с рычанием стал тащить в сторону.
На мне были берцы — армейские ботинки из толстой кожи, которые зверь не смог прокусить, но не известно, чем бы все это закончилось, если бы не Блэк. Он снова бросился на волка, и тот, отпустив мою ногу, переключился на овчарку. Несколько секунд волк и собака стояли друг против друга с оскаленными зубами, затем я крикнул: «Блэк! Ко мне!» Овчарка послушно села у моих ног, не сводя глаз со зверя, а тот внимательно посмотрел на меня, обвел взглядом испуганно собравшихся в кучу коров и медленно ушел. Понял, наверное, что здесь легкой добычи не будет.
Минут через пятнадцать донеслись крики с соседнего пастбища. Кричал человек — очень громко, душераздирающе, но бросить перепуганных коров и побежать туда, чтобы посмотреть, что случилось, я не мог. Уже потом узнал, что кричал Юра Бушко, на которого напал тот же волк. Серые хищники все чаще спускаются на пастбища к селам, потому что в лесу прокормиться им уже не удается. Иногда нападают на коз, лошадей или собак. Но человека никогда первыми не трогают. Думаю, он и меня не тронул бы, не ударь я его палкой. Да и второй пастух тоже первым «обидел» волка, пытаясь защитить козу
Именно 43-летний Юрий Бушко больше всех пострадал от острых зубов хищника. Сейчас он находится в отделении челюстно-лицевой хирургии Ужгородской горбольницы. Шея перевязана, ноги — в бинтах, на руках — следы укусов. Голос у мужчины дрожит, в глазах до сих пор стоит испуг.
- Я думал, мне уже конец, ведь когда волк хватает жертву за горло, спасения нет, — взволнованно рассказывает Юрий. — Сам не понимаю, как удалось вырваться Около четырех часов три десятка коз, которые до того спокойно щипали травку на пастбище, вдруг бросились в разные стороны, а одна жалобно заблеяла. Подбегаю и вижу, что ей в шею вцепился здоровенный волк. Я лишь замахнулся палкой, как хищник оставил козу и бросился на меня. Сразу свалил меня на землю и стал подбираться к горлу. Я как мог отбивался ногами. Волк порвал мои штаны, сильно покусал ноги, руки. А затем подпрыгнул, приземлился мне на грудь и вцепился зубами в шею. Ну, думаю, пришла моя последняя минута
Откуда взялись силы, даже не знаю, но, просунув ладони, я разжал зверю пасть и оттолкнул его ногами. Волк ощетинил шерсть и приготовился к новому прыжку, но в этот момент раненая коза попыталась-было подняться — и он бросился на нее. Несчастное животное на месте погибло от волчьих зубов, зато спасло меня. Пока хищник терзал козу, я потихоньку отошел в сторону и что было сил побежал в село. Никакой боли не ощущал, хотя раны на ногах глубокие, да и сам был весь в крови. Люди, увидев меня в таком страшном виде, сразу вызвали «скорую» Теперь вот принимаю уколы против бешенства, прохожу другие процедуры. Все тело болит, а после волчьих зубов на шее еще и глотать трудно
Кроме Юрия Бушко, в Ужгородскую больницу поступили еще два жителя села Гайдоши — 45-летний Василий Забруцкий и его 20-летний сын Василий (отец и брат Михаила, который первым встретил волка на пастбище). Оба после «знакомства» со зверем лишились по одному пальцу на руках, однако, получив необходимую медицинскую помощь, отпросились домой. Отец и сын стали последними, кто пострадал от дикого зверя, причем дать ему отпор им пришлось в собственном дворе.
«Моя правая рука попала волку в пасть — и половины большого пальца как не бывало»
- О том, что возле Гайдоши объявился волк, мы, конечно, знали, — говорит Василий Забруцкий-младший. — Брат рассказал о происшествии на пастбище, да и про Юру Бушко уже всем было известно. Но чтобы хищник спустился в село и пробрался прямо в наш двор — такого мы и в мыслях не допускали. Думаю, волк по следу вынюхал, где живет Блэк, и пришел поквитаться с ним за то, что помешал загрызть корову.
В восемь вечера, сразу после выпуска теленовостей, я вышел в хлев посмотреть на скот. Слышу, во дворе все щенки разом начали скулить. Выглядываю и вижу, как по двору крадется огромный волк. Причем хлев, где и корова, и лошади, был открыт, но он, не обращая на них внимания, направился прямо к Блэку. «Волк! Волк во дворе! Скорее сюда!» Я раз пять крикнул во все горло. Зверь сразу ощетинился и повернулся в мою сторону, но я успел закрыть за собой дверь. Из хаты на мой крик выскочил отец, и волк с расстояния метров трех, словно дрессированный зверь в цирке, бросился ему на грудь.
- Никогда не забуду той минуты, — включается в разговор отец Василия. — Открываю дверь — и на меня бросается зверь. Огромный, намного выше и длиннее Блэка: когда, стоя на задних лапах, он пытался дотянуться до моего горла, его пасть была как раз напротив моего лица. Когда волк прыгнул, я инстинктивно поднял руки. Правая попала ему в пасть — и половины большого пальца как не бывало. Сзади подбежал сын, пытаясь оттянуть хищника от меня, схватил его за шею. Тот стал вертеть головой, изловчился и сыну тоже откусил полпальца на правой руке. Пытаемся задушить волка — не выходит. Кричим: «Несите нож! Волк во дворе!» Эти крики, наверное, полсела слышало. Прибежала жена с кухонным ножом, с его помощью мы волка и прикончили. Минут пять боролись, не меньше.
- Ни за что бы не поверила, что такое может произойти. Да и никто не верил рассказам про волка, пока не увидели его собственными глазами, — говорит Анна Николаевна, жена Василия Забруцкого-старшего. — А до того грешили на Блэка: дескать, он и на корову бросался, и козу загрыз, и Юру Бушко покусал. Блэка в селе недолюбливают, потому что он ни одного пса не признает, всех гоняет, настоящий лидер. А как за коровами присматривает! Равных ему нет. И сына моего спас, Мишу. Если бы не Блэк, загрыз бы зверь парня. Настоящий герой! Когда волк пробрался во двор, Блэк был привязан цепью, поэтому долго сопротивляться вряд ли смог бы. Днем он спас сына, а ночью мы его выручили
Овчарка во время нашего разговора спокойно лежит в конуре, положив голову на лапы, совершенно на меня, постороннего во дворе, не реагируя. С первого взгляда видно, что пес не только отлично вышколен, но и умен.
- Недавно в лесу видели волчицу с четырьмя детенышами — наверное, выводок нашего волка, — продолжает Василий Забруцкий-старший. — Полторы недели назад, чтобы спастись от нее, заезжему грибнику пришлось взобраться на березу. А вчера дети из соседнего села нашли возле леса растерзанного пса — тоже «семейкина» работа. Не прикончи мы этого волка, много еще беды могло бы стрястись
Нападение волка на людей в Гайдошах сейчас самая горячая тема для обсуждения. Однако выводы из произошедшего селяне, похоже, так и не сделали: даже 10-12-летних детей отпускают в лес за грибами. Полно здесь и приезжих грибников, правда, они о ЧП ничего не слышали. Встретив двух мужчин, несущих полные корзины белых грибов, я спросил, не страшно ли им ходить по лесу, в котором бродят волки. «Какие волки? — услышал в ответ. — Мы об этом ничего не слышали. Если б знали, наверное, побереглись бы».
С просьбой прокомментировать произошедшее в Гайдошах «ФАКТЫ» обратились в областное управление лесного хозяйства.
- Для волков нетипично нападать на людей, обычно они боятся и избегают их, — говорит заместитель начальника управления Владимир Машура. — Последний подобный случай на Закарпатье произошел лет двадцать назад в Иршавском районе. Агрессивность хищников может быть вызвана двумя причинами. Не исключено, что волк был болен бешенством. В этом году в пяти районах области, в том числе и в Ужгородском, возникла эпизоотическая (эпизоотия — массовое распространение какой-либо инфекционной болезни среди животных. — Авт. ) ситуация по бешенству диких животных. Также возможно, что это был не волк, а волкособака — гибрид дикого волка и домашней собаки. Эти животные сохраняют инстинкт хищника, но совсем не боятся людей.
Что же касается непосредственно волков, то их численность на Закарпатье очень велика. У нас много заповедных территорий, где отстрел зверя запрещен, и практически все волчьи логова находятся там. Приведу такие цифры: если в 1977 году в области насчитывалось 25 серых хищников, то теперь — 120-130. И минимум 30-40 из них — самки, готовые к воспроизводству. Каждая приносит до семи щенков за раз, причем за год потомство иметь может дважды. Площадь же закарпатских угодий «рассчитана» не более чем на шесть десятков серых хищников. Их численность в естественных условиях должна быть такой, чтобы не наносился ущерб остальной фауне. Ведь если в лесу прокормиться нечем, волки в поисках поживы спускаются в села Некоторые природоохранители призывают защищать волка, но я считаю, что при нынешнем положении вещей его следует отстреливать.
Голову убитого в Гайдошах зверя отправили на экспертизу, чтобы установить, не был ли он болен бешенством. Его туловище, не дожидаясь результатов (они будут известны приблизительно через месяц), вывезли за село и сожгли. А селяне надеются, что больше лесные хищники их не потревожат.
957Читайте нас у Facebook