Выбросив новорожденную дочку в выгребную яму, 29-летняя женщина пошла Покупать себе новую одежду
Роды могут застать женщину где угодно. На Днепропетровщине, например, не так давно дети появились на свет в машине участкового инспектора, в вагоне электрички, а на днях и вовсе — в маршрутном такси. Вот только в общественном туалете случайно не рожают. Оказавшиеся в такой важный момент здесь женщины, как правило, никого на помощь не зовут и даже радуются, если удается уйти незамеченными. Подальше от доносящегося из глубины детского крика
Пять лет назад Солонянский районный суд (Днепропетровская область) признал виновной молодую женщину, «уронившую» новорожденную дочь в отверстие выгребной ямы. Поскольку ребенка удалось спасти, ей назначили условное наказание — за «оставление новорожденного в опасности». Но жители райцентра Межевая все на той же Днепропетровщине, где неделю назад случилось подобное происшествие, считают, что таких мамаш нужно судить за покушение на убийство. Ведь крошечная новорожденная девочка, пострадавшая в этот раз, осталась жива только чудом.
«Перед нами стояло одновременно две задачи: спасение ребенка и поиск его матери»
Как установило следствие, 29-летняя Любовь Ю. приехала в райцентр из соседнего села ранним утром. Говорит, хотела снять в банкомате денежное пособие, но, почувствовав резкую боль в животе, забежала в общественный туалет, расположенный на задворках магазина «Сюрприз». Минут через двадцать она вышла оттуда уже без округлого животика, а одежда кое-где была испачкана кровью. Заглянув в магазин, Люба тихонько спросила у продавщицы, где можно купить брюки, и шепотом посетовала на женские проблемы. «С кем не бывает?» — подумала та и указала на металлический ларек неподалеку. Незнакомка тут же приобрела обновку, переоделась и ушла
Спустя почти два часа продавщица из другого магазина с поэтическим названием «Скринька бажань» пошла в тот же туалет и ужаснулась, увидев на бетонном полу лужи крови. Заподозрив неладное, попыталась заглянуть в провал выгребной ямы. Все попытки что-либо там рассмотреть оказались тщетными. Однако, прислушавшись, женщина услыхала слабое попискивание. Спутать его было ни с чем невозможно: в глубине выгребной ямы плакал ребенок.
Прибежав в магазин, охваченная паникой продавщица стала звонить в милицию. И очень скоро вокруг ничем не примечательного белого домика собралась едва ли не половина сотрудников местного райотдела милиции и райпрокуратуры.
- Перед нами стояло одновременно две задачи: спасение ребенка и поиск его матери, — рассказывает прокурор Межевского района Виталий Поливода. — Поэтому мы разделили силы. Поскольку только что родившая женщина далеко уйти не могла, сотрудники милиции начали прочесывать железнодорожный вокзал, автобусную станцию, улицы и магазины. Продавец торгового ларька сообщила и приметы горе-мамаши: крашеная блондинка, невысокая, худенькая, в новых брюках и коричневой блузке
В это же время спешно решалась проблема спасения малыша. Построенный еще в советские времена туалет был словно неприступная крепость: отверстие слишком маленькое, чтобы в него проникнуть, а бетонная плита такой толщины, что быстро разрушить ее практически невозможно. Перебрав все возможные варианты, спасатели остановились на подкопе.
«ФАКТЫ» писали об аналогичном случае пять лет назад. Тогда в райцентре Соляное до брошенного в выгребную яму общественного туалета ребенка добрался самый щуплый сотрудник райотдела милиции Александр Баховский, но перед тем стражам порядка удалось ломиком расширить отверстие. В нынешнем случае долбить бетон было слишком рискованно: сверху он был залит еще и толстым слоем цемента, куски которого могли попасть в ребенка. Без спасателей было не обойтись. Вызванный по телефону дежурный караул местной пожарной части прибыл во двор за считанные минуты. Начальник караула, старший лейтенант Александр Пизняк, мгновенно оценил всю серьезность и неординарность ситуации.
- Когда мы приехали, — рассказывает он, — обсуждалось несколько вариантов, вплоть до того, что нужно разрушить кирпичный туалет и автокраном поднять плиту. Но это требовало времени и угрожало жизни ребенка. Голоса его уже практически не было слышно — слабо доносились лишь редкие стоны. Мы осмотрели все строение и поняли, что в выгребную яму можно добраться только с тыльной стороны, разрушив внутреннюю кирпичную кладку. Но, чтобы до нее добраться, следовало вырыть траншею, экскаватора же в распоряжении пожарной части нет. Ее начальник Владимир Костыря решил обзванивать местные строительные организации, и первый же частный предприниматель, Алексей Билоконь, не вдаваясь в подробности, согласился выслать экскаватор. Буквально через несколько минут прибывшая машина уже рыла ковшом землю за туалетом
Из зловонной жижи выглядывала только маленькая головка и поднятые ручки
С того времени, когда продавщица услышала детский плач, и до момента, когда обнажилась старая кирпичная кладка, прошло всего-то минут двадцать, но всем казалось, что миновала уже целая вечность.
- Важно было правильно рассчитать место пролома, чтобы оказаться как можно ближе к ребенку, — продолжает Александр Пизняк. — Поскольку младенца не было видно, ориентировались только по голосу. Спустившись в траншею, я ломиком выбил первый кирпич, а дальше разбирал кладку практически вручную, чтобы осколки не летели вовнутрь. Кирпичи поддавались с огромным трудом. Когда в отверстие уже можно было заглянуть, я наконец увидел ребенка. К счастью, он лежал прямо под проломом.
Рослому Александру даже не пришлось лезть в пролом: всем телом перевесившись через дыру, он дотянулся до несчастного младенца. Выдернув новорожденного из густой, вязкой массы, которая в любую минуту могла его поглотить, пожарный пулей взлетел по отвесному склону траншеи. «Живой? Мальчик? Девочка?» — дружно выдохнула толпа. «Живой!» — улыбнулся спасатель, крепко держа в руках ребенка. А вот на второй вопрос ответить он не мог: тельце младенца было так облеплено фекалиями, что разглядеть его пол не представлялось возможным. Впрочем, не это было самым важным.
Когда фельдшер Анатолий Матюхин нес ребенка в машину скорой помощи, стало ясно, что за его жизнь еще предстоит бороться: дыхание еле прослушивалось, сморщенное личико было серым, тельце — совсем холодным. Обмыв его в машине, Анатолий Владимирович увидел, что это крошечная девочка весом не более двух с половиной килограммов. Фельдшер перевязал ей пуповину, освободил от слизи ротик и носик, укутал потеплее. Уже в родильном отделении Межевской центральной больницы малышку стали отогревать основательно, ведь температура ее тельца не превышала 30 градусов.
- Девочка провела более двух часов в холодной зловонной жиже, что привело к сильному переохлаждению, гипоксическому поражению головного мозга (из-за нехватки кислорода) и отравлению ядовитыми испарениями, — констатирует педиатр-реаниматолог Алексей Дубина. — К тому же могли развиться пневмония или сепсис, ведь пуповина даже не была перевязана. Поэтому, вызвав из Днепропетровска детский реанимобиль, мы в тот же день отправили малышку в специальное отделение для выхаживания новорожденных.
Когда позже в ту же больницу привезли маму, врачи были потрясены: Люба уже трижды побывала пациенткой этого роддома и растила 11-летнего сына и двух дочерей — девяти и шести лет. Как же могла женщина, познавшая радость материнства, швырнуть свое дитя в выгребную яму?!
- Я пытался выяснить у нее мотивы этого — главврач больницы Владимир Халимендик с трудом подбирает определение, — варварства. Твердит: «Сама не понимаю, как все получилось. Роды начались внезапно, пуповина оборвалась » Но под весом всего лишь 2300 граммов пуповина оборваться не может. Она была довольно ровно отрезана. Да и потом, уже рожавшая, опытная женщина, почувствовав начало схваток, должна была бежать в больницу, а не в общественный туалет. В конце концов, можно отказаться от ребенка, если не хочешь его воспитывать. Но топить, как щенка, в туалете?! Такого на моей памяти еще не было
Пока спасатели добирались до малышки, милиция прочесывала поселок в поисках ее матери.
- Мы нашли ее в парке. Бледная и растерянная, она сидела на скамье, — рассказывает начальник следственного отдела Межевской милиции Александр Руденко. — Когда мы привезли ее к туалету, категорично заявила: «Я тут ни при чем». Но медики подтвердили, что пару часов назад Люба родила ребенка, и она стала каяться. Мол, так сложились обстоятельства, что четвертый ребенок — непосильная для нее ноша
- Слава Богу, что малышка упала вниз не головой, а ножками, лежала на спинке, да и фекальные массы в такую жару были не очень жидкими, — говорит Виталий Поливода. — Вдвойне повезло ребенку, который в считанные минуты мог задохнуться от ядовитых испарений, что рядом с ним находилась вытяжная вентиляция. Тем не менее прокуратура возбудила против 29-летней Любови Ю. уголовное дело по статье 135 ч. 2 Уголовного кодекса Украины (»Оставление в опасности новорожденного ребенка»), что может грозить ей не только сроком заключения, но и лишением материнских прав на других детей. Все зависит от результатов экспертиз, которые установят, не была ли роженица в состоянии аффекта или шока, случайно или намеренно уронила она дочку в выгребную яму, наконец, оборвалась пуповина или таки была отрезана
Пока следователь Инна Лысенко ищет ответы на эти вопросы, Люба обивает пороги инстанций, умоляя вернуть ей ребенка.
- Мы никак не ожидали от нее такого поступка, — удивляется секретарь сельсовета Любовь Таран. — Тихая, стеснительная женщина, Люба троих своих деток любит, они всегда чистенькие, ухоженные. Пока работала на сырзаводе, жили неплохо, а потом предприятие закрылось, муж ушел Правда, бывший свекор и свекровь Любу поддерживают: купили ей хатку неподалеку от своей, за внуками присматривают. Когда у Любы появился сожитель, тоже отнеслись с пониманием. Однако ни мама, живущая в этом же селе, ни свекровь даже не подозревали, что Люба беременна. Может быть, она испугалась, что, родив ребенка от сожителя, лишится всяческой поддержки?
Впрочем, Любовь Федоровна убеждена, что женщина поддалась какому-то минутному порыву и для новорожденной девочки она будет хорошей матерью. А Люба написала расписку в совет по опеке и попечительству: «Обязуюсь воспитывать ребенка в любви и заботе». Ее мама тоже умоляет всех вернуть новорожденную внучку
Узнав о несчастной девочке, в больницу уже звонят желающие ее удочерить
В днепропетровской детской больнице Ь 3 безымянная малышка, которую ласково прозвали «туалетным утенком», за несколько дней стала всеобщей любимицей.
- Из 50 пациентов нашего отделения, — говорит заведующая отделением патологии новорожденных Виктория Белозерова, — она самая здоровенькая, несмотря на все пережитые испытания. Вокруг долгожданных и желанных деток просто море любви, нежности и заботы. А эта кроха с рождения лишена всего, но не плачет, не капризничает, лишь не по своим дням серьезно смотрит на всех. Кстати, нам уже звонят желающие удочерить малышку, испытавшую в момент рождения такое ужасное потрясение.
А прозвище Похоже на «гадкого утенка», а это — один из самых светлых и положительных сказочных образов. Уверена, что из нашей девочки тоже вырастет очень красивая, здоровая и мудрая женщина, ведь у нее просто потрясающая воля к жизни.
Главврач 3-й детской больницы Игорь Александрович Македонский тоже поражен выносливостью девочки.
- Результаты анализов хорошие, нет не только пневмонии, но даже простуды. И это после двух часов в выгребной яме, — говорит он. — Впрочем, за этим ребенком нужен очень хороший уход, чтобы в будущем полученный стресс не дал о себе знать. Если ребенка все же вернут матери, то социальные службы и местные педиатры должны постоянно контролировать ее статус в семье. А с этим — проблемы. У меня на 12 участков всего три педиатра. Как же в такой ситуации вырастить здоровое поколение?
Недавно Фонд Виктора Пинчука в рамках проекта «Колиска надчщ» выделил этой больнице более 600 тысяч гривен на ремонт четырех этажей, обеспечил бесплатным Интернетом и подарил компьютер, цифровой фотоаппарат, а главное — два инкубатора для недоношенных малышей. В одном из новеньких кювезов лежит сейчас и спасенная девочка. К счастью, она даже не догадывается, какому количеству людей обязана своей жизнью
1513Читайте нас у Facebook