ПОИСК
Події

«наминая «киевский» торт, канцлер германии гельмут коль приговаривал: «очень вкусно, очень! »

0:00 19 жовтня 2007
Сладкий символ столицы отметил 50-летний юбилей

Полстолетия назад «Киевский» торт стал любимым лакомством киевлян и гостей столицы. Побывать в Киеве и вернуться без «Киевского» торта — как такое возможно?! Его просто обожали Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и министр иностранных дел СССР Андрей Громыко. В Кремль сладкий символ украинской столицы доставляли регулярно: торта вкусней не было во всем Союзе! Им угощали приезжающих в Киев первых лиц многих государств: Индиру Ганди, Франсуа Миттерана, Гельмута Коля…

Еще год назад «Киевский» торт стоил 24-25 гривен. Сегодня его цена во многих магазинах столицы вот-вот достигнет 50!

«Франсуа Миттеран шепнул: «Торт такой вкусный, что у меня дома за него подерутся»

О происхождении «Киевского» существует легенда. Говорят, будто торт… плод ошибки кондитера, который приготовил для бисквита яичный белок, но забыл его вовремя поставить в холодильник. Хрустящие лепешки из затвердевшей пены в сочетании с кремом оказались потрясающе вкусны!

- Для высоких гостей торты заказывались прямо на кондитерской фабрике имени Карла Маркса, — вспоминает бывшая советник Министерства иностранных дел УССР и СССР Галина Науменко.  — Изготовляли их под особым контролем. А когда гости уезжали домой, им обязательно презентовали две вещи: фотоаппарат завода «Арсенал» и «Киевский» торт. Помню, как Франсуа Миттеран шепнул мне на прощание: «Я получил ОДИН торт… » Я его тогда спросила: «Мать моя родная, а сколько тебе надо?» Франсуа ответил: «Он такой вкусный, что у меня дома за него подерутся!» И мы ему вручили еще один!

РЕКЛАМА

Индира Ганди тоже была от торта в восторге. Ела его очень изящно — пальчиками, а Гельмут Коль — специальной вилочкой. Точнее, наминал. И все приговаривал: «Очень вкусно! Очень!»

Именно «карл-марксовские» торты всегда считались эталонными. «Киевские» пекли еще несколько хлебозаводов, но истинные гурманы фирменные торты могли отличить, как говорится, с закрытыми глазами. На фабрике имени Карла Маркса в торт никогда не кладут арахис — только фундук. Отличие есть и в оформлении — две небольшие мармеладки сверху на креме — первый признак, что к фабричному торт никакого отношения не имеет!

РЕКЛАМА

Крем фирменного «Киевского» торта готовится из высококачественного сливочного масла и сгущенного молока с добавлением ванильной пудры, коньяка и десертного вина.

- «Киевский торт» — это целая эпоха, — говорит известный поэт-песенник, автор знаменитого шлягера «Идет девчонка», Александр Вратарев.  — Его появление как раз совпало с тем временем, когда наши с композитором Леонидом Вербицким песни стала распевать вся страна. Их исполняли Тамара Миансарова, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон… Мы с Леонидом тогда зачастили в Москву — нас приглашали в передачи «С добрым утром!», «Голубой огонек»… И каждый раз мы везли в Москву «Киевский» торт и горилку с перцем — такой вот «джентльменский набор».

РЕКЛАМА

- Правда, что московские поезда в связи с этим даже окрестили «тортовозами»?

- Ой, тогда «Киевские» торты везли во всех купейных и спальных вагонах! Люди старались пораньше прийти на вокзал, чтобы договориться с проводником и поставить торт в прохладное место — на сквознячок. Особенно летом! А самые удачливые ребята «забивали» место для торта в холодильнике вагона-ресторана.

Помню, как в 1967 году Леонид Дербенев познакомил меня в Москве с Анной Герман. Мы стояли во дворе фирмы «Мелодия», у меня в руках — торт, перевязанный множеством веревочек (ведь скотча у нас тогда еще не было). Собирались ехать на передачу «С добрым утром!». И вдруг Дербенев, подмигивая Анне Герман, говорит: «Слушайте, а давайте съедим этот торт прямо тут — на лавочке!» И мы его втроем «приговорили» с огромным удовольствием! Анна тогда сказала, что ничего более вкусного в своей жизни не ела. А когда спустя некоторое время приехала в Киев и мы встретились, она в шутку спросила: «А почему вы без «Киевского» торта?

- Купить его, говорят, ведь было еще и не так легко…

- Когда «Киевские» давали в продажу, очереди выстраивались сумасшедшие! Однажды пришлось отправляться в Москву без торта — не удалось купить. Чувствовал себя неловко. Когда приехал, рассказал причину своей печали Майе Кристалинской. А она говорит: «Это не проблема!» — и повезла меня в магазин на Новом Арбате, а там… и «Киевские» торты, и горилка с перцем! Кстати, позже я узнал, что в Киеве тоже есть места, где свежий «Киевский» торт можно было купить в любое время и без очереди — это гостиницы. Но продавали там с баснословной наценкой!

Григорий Чапкис: «Часто меня принимали за… директора магазина»

- Я очень люблю «Киевский» торт! О-о-чень! — восклицает известный хореограф Григорий Чапкис.

- Неужели не ограничиваете себя в сладком?

- Я себя не ограничиваю ни в чем: ни в танце, ни в любви, ни в еде. Ем все — я всеядный! Но все, что съедаю, должно «сгореть» без остатка. Могу съесть торт сразу целиком, оттанцевать весь вечер, и все калории сгорят до единой. Конечно, если съесть кусочек торта и лечь — это уже проблема… Человек ведь, как машина: заливаешь в машину 70 литров бензина, и если все 70 сгорают, автомобиль идет идеально. А если сгорело 50, остальные 20 — коптят.

- Помните время, когда «Киевский» торт только появился в Киеве?

- Конечно! Тогда все было «по блату». В том числе и «Киевский» торт. Это было интересное время! Половина «дорогих друзей» были «нужные» люди: один работал в мясном павильоне, второй — в железнодорожных кассах, третий — на фабрике, где изготовляли «Киевские» торты (улыбается). Мы все в те времена «доставали»!

- Но вы, кажется, и тогда не грустили…

- Иногда очень весело было (смеется). Я ведь работал директором концертно-танцевального зала «Юность». А когда меня представляли, говорили обычно: «Познакомьтесь, директор «Юности»!» И некоторые думали, что я директор МАГАЗИНА «Юность» (очень популярный в то время магазин для молодоженов.  — Авт. ). Там можно было достать югославские сапоги, например, и еще много чего. Меня сразу начинали обхаживать и вдруг… разочарование: «А-а-а, так вы не директор магазина?! А мы думали… » А то, что сегодня «Киевский» торт подорожал — не повод для печали. Это в советские времена он был самым лучшим. А сейчас есть такие, что, как говорится, вам и не снились…

- Ой, что вы говорите — «Киевский» стоит почти 50 гривен! — удивляется писатель-сатирик Евген Дудар.  — Что ж теперь — «зуби у стiну»? — Что-то действительно дороговато. В советское время мы за него платили около трех рублей.

- Так это было дорого или дешево?

- Смотря для кого. Для студента, у которого стипендия была 35 рублей — дорого, а для главного редактора «Перца», который получал 120 рублей,  — не очень. А вообще, это был торт, так сказать, не на каждый день. Если кто-то куда-то ехал или шел в гости, обязательно брал его и бутылку шампанского.

- Вы часто стояли в очереди за «сладким символом» столицы?

- Нет, я не стоял. Когда мне нужен был какой-то дефицит, я шел в магазин, знакомился с продавщицей, давал ей коробочку конфет… «Киевский» торт, привезенный в село или маленький город, становился настоящим праздником. Помню, как однажды вез этот торт на Тернопольщину знакомым. Пока добрался, пока устроился в гостиницу, пока поехал по «перчанским» делам… Оставил торт в номере на стуле, накрыл какой-то газетой, а кто-то не посмотрел и… сел на него. Одним словом, остались от торта «рожки да ножки». Пришлось покупать другой гостинец — уже в Тернополе. А мятая коробка осталась доказательством того, что сладкий киевский сувенир, который мне заказывали, я таки привез — не забыл о просьбе!

Евгений Паперный: «Посылая свои юморески в «Литературную газету», я делал приписку: «Если опубликуете — с меня «Киевский» торт!»

«Киевский» торт считался лучшим способом «отблагодарить». Как говорится, не взятка, но презент…

- Лет 40 назад я вдруг увлекся «писательством», — вспоминает народный артист Украины Евгений Паперный.  — Начал строчить юморески, фельетоны и посылать их в «Литературную газету» — в рубрику «Рога и копыта». И обязательно делал приписку: «Если опубликуете — с меня «Киевский торт». Он тогда пользовался в Москве бешеной популярностью. Торты я вез друзьям, сокурсникам по Щукинскому театральному училищу. Иногда, пока довозил, торт «черствел» и напоминал уже не торт, а сухарь. Мы крошили его на тарелке и ели ложками. И гры-ы-зли эту вкуснотищу, аж за ушами трещало (улыбается). Из всех тортов «Киевский» до сих пор у меня самый любимый, хотя сладкое уже давно не ем. Предпочитаю соленый огурец, креветку, рюмку водки…

- Так вас подорожание тортов не волнует?

- Как это не волнует! Теперь я эти торты… дарю! Кстати, скоро будет жениться наш сын, и Танечка, жена моя, недавно сказала: «Женя, ты у нас специалист по тортам. Ты можешь нам «сделать» трехэтажный фруктовый торт, такой, как был на дне рождения нашего друга?» Так что торты меня волнуют и даже очень! (смеется).

- У меня есть двое друзей — страшные поклонники «Киевского торта», — рассказывает известный телеведущий и знаток Борис Бурда.  — Один из них, институтский товарищ, как-то заявил, что «Киевский» торт обычно съедает за один присест! Я сначала не поверил. И, как выяснилось, зря (улыбается). Потому что поспорил с ним — и проспорил… Он этот торт прямо на глазах моих аккуратненько вот так с чаем «уговорил» с большим удовольствием. А закончив, сказал: «Не надо было спорить — тогда бы и вам досталось!»

1198

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів