«во время телефонных переговоров нас всегда били, чтобы родные слышали наши мучения и скорее искали деньги »
«Одна женщина держала в руках вазу, наверное, чтобы защищаться. Бедняжка вся тряслась и никак не могла поставить свое «оружие» на землю»
Первой беглецов увидела и предоставила им помощь начальник местного отделения связи Оксана Гопко.
- Примерно в час дня я услышала непонятный шум, доносившийся с улицы, — рассказывает Оксана Ивановна. — Поднимаю голову и вижу через окно, как по центральной улице бежит группа людей. Открываю на почте дверь, и все они (восемь молодых мужчин и две женщины азиатской внешности) гурьбой поворачивают ко мне. Я стала в проходе и строго предупредила: «Нельзя, это государственное учреждение! Стойте здесь!» Они послушно остановились у порога и наперебой заговорили что-то на непонятном языке. Один похлопал себя по плечам, и я поняла, что он просит вызвать людей в погонах — милицию. Другой показывает пальцами «четыре» и «пять» и делает вид, что жует, будто хочет сказать, сколько дней он не ел. Вид у этих людей был ужасный. Все мужчины сильно избиты, в синяках и ссадинах, у одного окровавлена голова. Четверо из них, а также обе женщины босые. Губы у всех потресканы, как от жажды. В округлившихся глазах выражение ужаса. У одного мужчины в руках кусок железной арматуры, у другого — выломанная оконная рама вместе со стеклом, у третьего на руке болтается доска, наверное, он был привязан к ней и, когда бежал, вырвал доску с «мясом». Одна женщина держала в руках вазу, наверное, чтобы защищаться. Бедняжка вся тряслась и никак не могла поставить свое «оружие» на землю Запястья у мужчин — в рваных кровавых ранах. Похоже, их длительное время держали связанными.
Я забежала внутрь, вызвала милицию и «скорую» и вынесла во двор пару бутылок минеральной воды и пачек печенья, которыми мы торгуем на почте. Но люди были настолько обессилены, что не могли ни есть, ни пить. Один, сделав несколько глотков воды, сразу вырвал, упал на землю и забился в конвульсиях. К почте начали сбегаться сельчане. Увидев эту страшную картину, кто-то принес из дому одежду и обувь, кто-то продукты и сигареты. Я сама побежала домой и взяла женщинам две пары сапожек и кофту. А они испуганно оглядывались по сторонам и спрашивали жестами, когда приедет милиция. Наконец из райцентра приехали милиционеры и пограничники. Азиатов посадили в кузов (их приходилось подсаживать, потому что самим взобраться наверх не было сил) и отвезли в Великий Березный. Перед отъездом они еще показали милиционерам дом, в котором провели несколько дней. Это метрах в 150 от почты. Хозяин — молодой парень, я знаю его только с виду.
У нас разные слухи ходят о нелегалах, село ведь пограничное, Словакия начинается в лесу всего в двух километрах отсюда, и многие не прочь на этом заработать. В общем, не мое это дело, но так издеваться над нелегалами нельзя никому. Они ведь такие же люди, как и мы с вами, просто меньше защищенные
Объяснить что-нибудь толком иностранцы правоохранителям не смогли, поскольку не понимали ни английского, ни тем более украинского или русского языка. У двоих из них оказались паспорта граждан Китая, остальные восьмеро были вообще без каких-либо документов. Жестами китайцы показали милиции, что их несколько дней держали в одном из сельских домов, избивали, морили голодом и закрывали в подвальном помещении. Хотя, по словам замначальника Великоберезнянского райотдела милиции Ростислава Кульчицкого, последнее вызывает сомнения, ведь выкопанный под фундаментом дома погребок для хранения продуктов очень маленький (2 на 3 метра, а в высоту — 1 метр), держать там одновременно десять человек, даже невысоких и худых, невозможно. Через несколько часов после задержания иностранцев передали чопским пограничникам, которые пригласили из Киева переводчика. И только спустя неделю, после приезда первого секретаря Посольства Китая в Украине Сюй Чжунсиня, изможденные китайцы наконец смогли рассказать, что с ними произошло.
Из их показаний вырисовывается следующая картина. В середине лета десять граждан Китая (их средний возраст — 25 лет), проживавших в разных провинциях своей страны, прибыли кто поездом, а кто самолетом в Москву. Все они имели визы и официальные разрешения на трудоустройство в России. Приехавших встретил их соотечественник и отвез на ферму под Москвой. Здесь китайцы выполняли разную сельскохозяйственную работу, получая от 300 до 400 долларов в месяц. В конце октября рабочим сделал выгодное предложение незнакомый им китаец: за такую же работу, но в другом месте, в нескольких часах езды от Москвы, по 800-1000 долларов в месяц. Рабочие недолго думая согласились и через несколько дней под покровом ночи, тайно от хозяина фермы (чтобы не морочиться с переоформлением документов), пришли в условленное место. Вскоре туда приехал грузовик. Китайцам дали небольшие пакеты с едой и водой, «упаковали» в двухъярусный тайник за сиденьем водителя и повезли в неизвестном направлении. Дорога с короткими остановками длилась примерно сутки. После этого «пассажиров» пересадили в легковой BMW и мини-вэн и везли куда-то еще около десяти часов.
«За одну пленницу ее родственники выслали по требованию вымогателей шесть тысяч долларов, за другую — восемь, но несчастных все равно не освободили »
- Ночью машины остановились возле какого-то дома, и трое сопровождавших нас мужчин приказали заходить внутрь, — рассказал один из китайцев. — Того, кто не хотел или шел медленно, они подталкивали в спину. Нас поместили в тесный подвал, а утром вывели в комнату, обыскали и забрали документы и деньги (у двоих китайцев паспортов не нашли. — Авт. ). Лично у меня отобрали больше 400 долларов. После этого нас раздели до нижнего белья, разули, наверное, чтобы мы не попытались бежать, и снова посадили в подвал. Спустя несколько часов пришли три человека в масках, один из которых был китайцем. Он объяснил, что наши родственники должны заплатить за каждого по десять тысяч долларов, в противном случае нас будут бить, не давать кушать, а могут и вообще убить. Избивать начали в тот же день. Меня колотили трое в масках (в том числе китаец) палками, ногами и руками по голове, спине, всему телу. После первого избиения нам связали руки пластиковым жгутом и опять посадили в подвал, а на следующий день стали выводить по-одному, давать телефон и требовать, чтобы мы звонили своим родным и просили выслать деньги. Каждого сажали в деревянную коробку, обитую изнутри ватой, после чего китаец просовывал в щель мобильный телефон и слушал разговор по параллельной трубке. Во время этих переговоров нас всегда били, чтобы родные слышали наши мучения и скорее искали деньги. Затем с ними говорил китаец и называл номер банковского счета, куда нужно перевести 10 тысяч долларов. Он всегда повторял: «Никто не знает, где находятся ваши родственники, если вы не вышлете деньги, мы их убьем». Телефонные звонки с избиениями повторялись каждый день с интервалом в шесть часов. Женщин (это были двоюродные сестры) не били, потому что их родные на четвертый и пятый день прислали за одну шесть тысяч долларов, за другую — восемь. После этого женщин даже перевели из подвала в комнату. Зато мужчин продолжали избивать, особенно сильно двоих, чьи родственники сразу сказали, что не смогут собрать такие большие деньги. Кормили нас хлебом и водой, но на шестой или седь
мой день еду давать перестали. Мы не могли выдержать этих нечеловеческих условий и решили попытаться вырваться на свободу. Понимали, что даже в случае, если родственники вышлют деньги, нас все равно могут убить, ведь женщин так и не освободили. Да и с самого начала никто не обещал нам освобождение в обмен на выкуп. На десятый день мы открыли в подвале люк и выскочили в комнату. На нас сразу набросились трое или четверо человек в масках, началась драка
Стычка длилась минут 10-15. Нескольким китайцам удалось выбить окно, схватить свою одежду и выпрыгнуть наружу. Охранники поняли, что все равно не сумеют удержать пленников, и тоже бросились врассыпную. Тем временем вырвавшиеся на свободу китайцы, сбившись в группу, побежали по Малому Березному.
- Иностранцы понятия не имели, где оказались, вернее, они были уверены, что находятся на территории России, — рассказывает начальник следственной части отдела «ОП» СУ УМВД в Закарпатской области Сергей Россоха, проводивший доследственную проверку материалов. — Об Украине они раньше слышали разве что из теленовостей. Каждый утверждал, что не имел ни малейшего намерения пробираться нелегально на Запад, они согласились всего лишь изменить место работы в России на более высокооплачиваемое. И все, что хотят сейчас, — как можно скорее вернуться домой. На вопрос, какой смысл было похищать десять человек, тайно везти за несколько тысяч километров в другую страну и требовать выкуп, если все это можно было сделать и в России, ответ был такой: «Не знаем, нам самим это непонятно». Ситуацию могли бы прояснить организаторы похищения, однако хозяин дома утверждает, что несколько односельчан просто попросили его подержать в своем доме китайцев, а больше он ничего не знает. Людей в масках потерпевшие смогли описать лишь в общих чертах, еще двое жителей села, которых китайцы опознали по фотографиям, бежали, сейчас их ищут. Кстати, к самому хозяину дома иностранцы не предъявляют претензий, наоборот, говорят, что он ни разу их не бил и даже тайком от охранников давал поесть.
Из показаний китайцев напрашивается вывод, что похитившие их люди подпадают под действие статей уголовного кодекса о незаконном лишении свободы и незаконной переправке через государственную границу (по пути следования из Москвы в Закарпатье — через российско-украинскую или российско-белорусскую и белорусско-украинскую границы). Но окончательное решение по этому вопросу должна принять прокуратура.
«Такие уголовные дела расследовать чрезвычайно трудно, не в последнюю очередь из-за того, что в них не заинтересованы сами нелегалы»
О том, что приходится переживать нелегальным мигрантам по пути на Запад, «ФАКТЫ» рассказывали неоднократно. В том же Малом Березном на краю сельского кладбища есть несколько «бесхозных» могил (в их числе и детская), в которых похоронены оставленные среди зимы в приграничном лесу нелегалы, тела которых обнаружили лишь после таяния снега. Об остроте проблемы свидетельствует и тот факт, что в день приезда журналиста «ФАКТОВ» милиция задержала в Малом Березном 18 граждан Бангладеш, Ирака и Шри-Ланки, которые, словно разбитые под Москвой солдаты Наполеона, закутавшись от холода в разные тряпки, несколько дней ожидали проводников через границу. Кстати, всколыхнувшая всю Европу ужасная история о женщине из Чечни, которую в середине сентября вместе с двухлетним ребенком нашли еле живой возле границы на территории Польши (еще трое ее детей — 13, 10 и 6 лет — умерли в лесу от истощения и переохлаждения) тоже имеет отношение к Великоберезнянскому району, ведь именно через его территорию чеченка с детьми пробиралась на Запад. По словам недавно назначенного начальника местного райотдела милиции Виталия Шимоняка, «нелегальные» дела составляют львиную долю всех правонарушений, происходящих в районе. Но, несмотря на большое количество «фактажа», уголовные дела из этой серии расследовать чрезвычайно трудно. И не в последнюю очередь из-за того, что в них не заинтересованы сами нелегалы. Главная цель выходцев из Юго-Восточной Азии или ближнего зарубежья (Молдова, Чечня) — попасть в Западную Европу, поэтому они очень неохотно идут на сотрудничество с правоохранителями и дают показания против проводников. И даже в случае издевательств и избиений не обращаются в милицию, помня о своем нелегальном статусе. По словам Сергея Россохи, многие мигранты готовы терпеть мучения, лишь бы в конце концов попасть на Запад. Поэтому и получается, что проблему нарушения прав нелегалов чаще всего поднимают не правозащитники, а пресса.
Материалы доследственной проверки об издевательствах над группой китайцев направлены в прокуратуру, которая должна определиться с квалификацией преступления и возбудить уголовное дело. Потерпевшие находятся в пункте временного содержания нелегалов в Павшине, китайское посольство уже подготовило документы для их возвращения на родину. Лица, которых подозревают в причастности к похищению китайцев и вымогательству у них денег, пока что в бегах. Впрочем, милиции известны их анкетные данные, поэтому задержание преступников — лишь вопрос времени.
228Читайте нас у Facebook