Если автомобиль поломался по вине производителя, его обязаны бесплатно отремонтировать, даже если срок гарантии давно истек
Перед новым годом Президент подписал принятый парламентом новый «европейский» закон о защите прав потребителей. Необходимость изменений, как обычно, объяснялась подгонкой наших законодательных норм под стандарты Евросоюза. Однако часть автомобильных экспертов, ссылаясь на мнение чиновников Госпотребстандарта, сразу же заявили, что новый закон развязывает руки торговцам автомобилями. Теперь обменять дефектную машину возможно, лишь доказав, что ремонту она не подлежит. Говорят, к внесению соответствующих поправок в закон приложились воротилы автобизнеса
Есть в законе такое понятие — «существенный недостаток» товара. Лишь в случае выявления такого недостатка вы можете требовать вернуть за машину деньги или обменять ее на новую. Что же следует понимать под словом «существенный»? Это значит, что неисправность не позволяет использовать машину по ее целевому назначению (то есть ездить на ней) и должна появляться и после ремонта. Причем она либо вообще не может быть устранена, либо на ремонт уходит более четырнадцати дней. Выходит, даже в случае, когда автомобиль, что называется, не вылазит из автосервиса, но его каждый раз успевают худо-бедно поправить за две недели, — никаких претензий к автосалону предъявить нельзя. Правда, в законе есть оговорка, мол, обмен возможен, если товар становится «существенно другим». Однако что в таком случае понимать под словом «другой»? Ни облупившаяся краска, ни ржавчина не превратят легковушку в мотоцикл. Это будет все тот же автомобиль, просто со слезшей краской и ржавый. Что, впрочем, не мешает использовать его «по целевому назначению».
К сожалению, в законе, где расписывается, о чем должны информировать покупателя, ничего не говорится и об обязанности автосалонов сообщать о скрытых дефектах. А ведь нередки случаи, когда людям продают битые при перевозке или погрузке-разгрузке машины. Пройдя через рихтовку-покраску, они без зазрения совести выставляются в салонах как новые. Хотя при последующей продаже перекрашенные места могут быть легко выявленными либо мастером-профессионалом, либо при помощи специального прибора. Естественно, «битая машина» будет стоить несколько дешевле абсолютно целой.
Парадоксальная ситуация складывается в отношении гарантийных обязательств. С одной стороны, в законе четко говорится о том, что срок гарантии на комплектующие автомобиля может определяться в договоре. Так что не стоит удивляться, если «сдохший» через три месяца после покупки машины аккумулятор вам не хотят менять по гарантии. В гарантийных обязательствах, которые вы подписываете, стартерной батареи, как и многих других вещей, нет. То же касается и сроков ремонта — по закону не более двух недель или по соглашению сторон. Короче говоря, внимательно изучайте условия гарантийного договора!
Но с другой стороны, претензии по поводу ремонта неполадок, произошедших по вине производителя, владелец машины может предъявить ему или продавцу(!) и по истечении срока гарантии — в течение всего срока службы товара! А если последний не указан, то в течение десяти лет после его покупки. И никаких оговорок относительно дополнительных договоров, которые могли бы снимать с автосалона ответственность! А где вы видели автомобили, для которых указывался бы срок службы? Его у нас обычно произвольно устанавливают инженеры по гарантии, называя сроком «естественного износа детали». Так что теоретически, если вы уверены, что запчасть дефектная и это докажут эксперты — ее замены можно потребовать в любом случае.
Кроме того, в законе есть статья, которая может (опять же в теории) стать весьма неприятной для автоторговцев. Продавец обязан создать обменный фонд товаров на время гарантийного ремонта. Иными словами, на письменное обращение владельца поломанного автомобиля ему обязаны выдать обменную машину аналогичной марки и модификации. Очень правильно и логично! Одна беда — перечень товаров, для которых полагается создавать обменные фонды, должен подготовить Кабинет министров. Сомнительно, что в него когда-нибудь попадут и автомобили
Зато, покупая машину в кредит, вы имеете право в течение двух недель разорвать кредитный договор без пояснения причин. В этом случае вам придется уплатить лишь проценты за использование кредитов в эти две недели. Оплачивать все остальные сборы вы не обязаны.
313Читайте нас у Facebook