«если ты не поедешь на чемпионат, я пойму», — сказал тренер своей глухонемой подопечной, похоронившей в один день отца и мать
Наша газета уже писала о заслуженном тренере Украины Анатолии Кроте. Его подопечные — пловцы с ограниченными возможностями, с которыми наставник добился серьезных успехов. У него тренировался один из героев «ФАКТОВ» — пловец без обеих ног Алексей Шимкович. Этот же тренер в буквальном смысле слова поставил на ноги
15-летнего Артура Паненко из Макеевки, ходившего шесть лет на костылях. А вот теперь Анатолий Крот за три месяца научил плавать всех желающих в донецкой школе-интернате для глухих детей и провел для них настоящий чемпионат. Почетной гостьей соревнований была еще одна «находка» этого тренера — 18-летняя Анна Марукова из города Харцызск Донецкой области, недавно получившая приглашение в дефлимпийскую сборную Украины.
«Ни больницы, ни сеансы Кашпировского восстановить слух сестре не помогли»
Летом, когда мы встречались с Артуром Паненко (парень преодолел свою болезнь исключительно благодаря плаванию), Анатолий Крот заявил корреспонденту «ФАКТОВ», что берет на себя, можно сказать, повышенные обязательства: обещает обучить плаванию всех желающих в донецком интернате для глухих детей и провести чемпионат для новичков. «Приезжайте на чемпионат. Событие в спортивной жизни страны небольшое, но для этих детей — настоящий праздник», — сказал тренер.
Призы победителям этих соревнований вручала 18-летняя пловчиха Анна Марукова. Она сама выросла в этом интернате. Я позвонила старшей сестре девушки, Светлане, чтобы она рассказала о детстве Ани.
- Аня, ты не помнишь, когда тебе гипс с ног сняли? — слышу, как спрашивает Светлана у своей младшей сестры. — Ты мне помогай, а я буду вспоминать и корреспонденту пересказывать.
- А вы тоже язык жестов знаете? — поинтересовалась я у Светы.
- Нет. Просто понимаю Анину речь, некоторые слова ей удаются. Она ведь сначала все слышала
Аня родилась с вывихом бедер. До двух лет ножки малышки были закованы в гипс. Ребенок часто плакал от боли. Плач переходил в надрывный крик. Может быть, это и сыграло роковую роль в потере слуха
- Кроме того, в три годика Аня переболела ветряной оспой. Болезнь протекала очень тяжело, — вспоминает Света. — Я тогда больше у бабушки жила — родителям приходилось и здоровьем Ани заниматься, и работу искать в областном центре, и по квартирам скитаться. Какими те времена перестроечные были тяжелыми, сами помните
Родители возили младшую дочку по больницам и даже на сеансы Кашпировского. Но ничего не помогало. Ребенка пришлось отдать в специализированную дошкольную группу, потом — в школу-интернат для глухих детей. Речь у Ани немного сохранилась, но понять ее могут только специалисты, Света, а также тренеры Анатолий Крот и Александр Самоздра.
«Мы всем миром еле уговорили Аню учиться на швею»
В последнее время Аня в выходные дни и каникулы все чаще гостила у своей старшей сестры. Маму и папу девчонки любили и жалели. Сестры старались стать на ноги сами и помогали своей бабушке ухаживать за взрослыми: отец уже не мог ходить, а мама угасала от рака.
- В конце марта мама умерла, — рассказывает Света. — Мы вызвали милицию и медиков. Приезд экспертов ожидался только на следующий день. Мы перенесли маму из спальни на кровать в другой комнате и ушли домой. Ночью отец переполз в комнату, куда мы перенесли тело мамы, и устроился спать на диване, рядом с ее кроватью. Видимо, ночью он курил. Когда приехали пожарные, спасать уже было некого
28 марта девушки похоронили своих родителей. Четвертого апреля начинался чемпионат Украины для пловцов-инвалидов в Николаеве. «Если ты не поедешь, я пойму», — сказал Анне ее тогдашний спортивный наставник Александр Самоздра. «Нет, я обязательно поплыву», — ответила девочка. И выиграла на дистанциях брасом и кролем! Сейчас Анне, кандидату в мастера спорта, пришло приглашение на учебно-тренировочные сборы украинской дефлимпийской сборной пловцов, которая через два месяца должна принять участие в чемпионате Европы.
- Мы всем миром еле уговорили Аню учиться на швею, — смеется сестра Ани. — Она всерьез собралась посвятить свою жизнь плаванию.
Отчасти благодаря Анне к ее первому тренеру Анатолию Кроту в клуб пловцов-инвалидов «Восход» потянулись ребятишки из интерната Ь 9. Когда этой осенью Аня увидела своего первого спортивного учителя в интернате, радостно зажестикулировала: «В бассейн?!» Ребята, увидев, что Анатолий Крот владеет языком жестов, тоже оживились: «И мы хотим!» Преподаватели поддержали своих воспитанников, а директор по возможности старается найти транспорт для поездок на тренировки в макеевский бассейн «Поток». Но возить детей-инвалидов в бассейн никто не хочет, потому что перевозчикам эти расходы не компенсируются.
- Да и трудно найти бассейн, который сможет выделить часы тренировок для большой группы. Одного-двух инвалидов, да и то не во всякий бассейн, пускают бесплатно, — разводит руками Анатолий Крот, поведав мне о своем печальном опыте.
Однажды в Донецке незрячего, глухого и безногого воспитанников Крота заставили купить абонементы в бассейн, сказав, что, мол, с такой благотворительностью бабушке-кассиру зарплату платить будет нечем. Заплатили. А оказалось, что рядом с душевой на втором этаже не было туалета, поэтому Алексею Шимковичу (»ФАКТЫ» писали об этом пловце, у которого нет обеих ног) пришлось во время тренировки скакать по холодной лестнице на первый этаж, опираясь на мокрые руки
- Я, когда привез на Открытый чемпионат Швеции 1996 года своего знаменитого незрячего воспитанника Михаила Баланчука, чуть не разрыдался, — рассказал тренер. — Мы с Мишей только порог бассейна переступили, а нам на шею сразу по медали надели. «За что? — спрашиваю. — Мы же еще не плыли?» А мне: «За то, что вы добрались к нам, за то, что вы наше движение спорта для инвалидов поддерживаете».
476
Читайте нас у Facebook