Предлагая только зрелища вместо хлеба, политики разъединяют страну
Наверное, немногие обратили внимание на то, что очередную сессию Верховной Рады спикер Владимир Литвин закрывал два дня. Нарушение традиций объясняется просто — высший законодательный орган, готовящийся к выборам-2006, отработал последнюю сессию не самым лучшим образом, а под конец еще и «отличился» противостоянием исполнительной власти. Поэтому Владимиру Литвину пришлось потрудиться, дабы сгладить произведенное всем этим не очень хорошее впечатление.
«Закрывать» сессию спикер начал еще в четверг, за сутки до официального финиша. Он выступил с инициативой, которая получила название «дорожная карта». Пакет предложений по урегулированию сложившейся ситуации и недопущению перерастания банального противостояния политических сил в глобальный политический кризис содержит семь пунктов. Все они детально обговорены на встрече с Президентом, который в целом документ одобрил.
«Дорожная карта» содержит, во-первых, обязательство парламента привести к присяге судей Конституционного суда, которые были назначены Президентом и избраны на съезде судей. Второй пункт — избрание судей КС по квоте Верховной Рады. Третьим пунктом зафиксировано предложение частичного переформатирования правительства с целью большей его поддержки в парламенте. В четвертом содержится предложение, согласно которому министры и главы администраций на местах, включенные в списки политических сил и намеревающихся баллотироваться на выборах в парламент, должны уйти в отпуск на период избирательной кампании. Пятым пунктом допускается пересмотр постановления Верховной Рады об отставке правительства, имевшей место 10 января, но с параллельным обсуждением и реализацией закона о Кабмине, Президенте и Регламенте Верховной Рады. И, наконец, в пакет предложений внесено требование фракции БЮТ по поводу принятия постановления о национальной безопасности Украины, связанного с подписанием соглашения о поставках российского газа в Украину.
То есть Владимир Литвин предложил депутатским фракциям и группам, а также представителям исполнительной власти алгоритм разрешения достаточно сложной современной ситуации, сложившейся «в верхах». В «дорожной карте», по сути, ничего не было сказано о судьбе политреформы, вступившей в действие с 1 января, и подвергшейся критике со стороны главы государства и пропрезидентских политических сил. По этому поводу спикер высказался устно в последний рабочий день Верховной Рады. «Я бы не ставил вопрос о ревизии нововведений в Конституцию. Лучше думать о том, какие последствия это будет иметь. Целесообразнее выйти на осмысленное толкование положений Конституции, посмотреть, что нам нужно подправить, чем тотально все отметать», — заявил Владимир Литвин в ответ на призывы писать новый Основной Закон.
Но вернемся к «дорожной карте». Как известно, этот документ на согласительном совете фракций парламента, после которого, кстати, спикер настойчиво не рекомендовал Президенту приезжать в Верховную Раду, не был поддержан большинством депутатов. «Не поддержан» — означает отклонен, но отклонен — не значит, что навсегда. Например, ближайший соратник спикера, глава фракции Народной партии и руководитель избирательной кампании Народного блока Литвина Игорь Еремеев убежден, что документ, разработанный главою парламента, является единственной на сегодняшний день глубоко продуманной формулой достижения взаимопонимания между политическими силами, которая учитывает интересы всех без исключения партий, представленных в парламенте. Однако парламентарии ее отклонили, поскольку, как считает Игорь Еремеев, «политические и предвыборные амбиции, к сожалению, сегодня не дают возможности враждующим политическим силам принимать решения, руководствуясь принципом умеренности». «Именно предвыборные интересы разных фракций не позволили принять в качестве основы компромисса документ, разработанный спикером Верховной Рады», — заявил Игорь Еремеев. С ним трудно не согласиться. Поскольку невооруженным глазом видно, что не суть «дорожной карты» повлияла на депутатов, принявших негативное решение относительно положений, предложенных Владимиром Литвином, а, скорее, непонимание острой необходимости компромисса друг с другом, необходимости играть в ходе выборов, как говорят в футболе, жестко, но все-таки в рамках fair-play, то есть честной игры. Вместе с тем тот же Еремеев выразил уверенность в том, что уже в первые дни новой сессии парламента «дорожная карта» Литвина может быть поддержана большинством голосов. Что ж, как говорится, поживем — увидим.
Спикер же, закрывая сессию, сказал на прощание депутатам, уходящим на каникулы: «Я думаю, что мы все — одни больше, другие меньше — добавляем к тому, чтобы Верховная Рада оценивалась критически. Но, думаю, в общем — это критическая оценка всей нашей общественной жизни». То есть, по сути, Владимир Литвин вполне однозначно и во всеуслышание заявил, что давать оценку парламенту, вырывая его деятельность из общегосударственного контекста — нельзя. Хотя обвинения во всех грехах в адрес Верховной Рады сыпятся со всех сторон. Зачастую эти обвинения необоснованны. Однако Владимир Литвин не стал на них отвечать. Он сказал: «Я хотел бы, чтобы мы призвали всех к согласию, к тому, что нам нужно отказаться от призывов, которые предлагают только зрелища вместо хлеба и приведут к разъединению Украины». Вполне вероятно, что если бы исполнительная власть (да и некоторые коллеги спикера по работе во власти законодательной) прислушалась к словам Владимира Литвина о том, что «нам не нужно революций, нам не нужно искать возмущения и надеяться, что на волне революций мы можем получить поддержку людей, — это неправильный путь», то политический клинч в Украине ушел бы в историю еще до выборов. Вот только прислушаются ли?
219Читайте нас у Facebook