Обманным путем жительница львова добилась, чтобы ее родственницу признали психически больной, и присвоила себе квартиру пожилой женщины
«ФАКТЫ» неоднократно рассказывали о деятельности злоумышленников, которые изыскивают всевозможные варианты, чтобы завладеть жильем одиноких пенсионеров и тяжелобольных людей. Чаще всего жертвы операций с недвижимостью оказывались на улице. Лишь единицам удавалось через суды вернуть свое жилье. В одной из таких историй «ФАКТЫ» попытались разобраться, проведя собственное расследование.
За 11 лет внучка ни разу не появилась у бабушки, переписавшей на нее квартиру
Всю свою жизнь 75-летняя Мария Шлехетко тяжело работала — сначала в колхозе, потом на строительстве дорог, а последние годы на львовском керамическом заводе. На этом предприятии в начале 90-х перед уходом на пенсию она получила во Львове квартиру. Так сложилась судьба, что собственной семьи у Марии Николаевны не было. Из близких — две сестры и их дети. Вот она и предложила одной из них, которая живет в селе Суха Долина: «Хочу остаток жизни провести в родительском доме. Буду отдавать вам свою пенсию, присматривать за внуками, помогать по хозяйству. А чтобы не обижать вторую сестру, перепишу свою квартиру ее внучке. С этим все согласились. Расчувствовавшаяся внучка пообещала приезжать к бабушке в село и помогать во всем.
Прошло 11 лет. Мария Николаевна жила в семье сестры (по мужу Савицкой), работала и в доме, и в поле. Правда, ее возмущало, что львовская внучка Елена Асиенко (имя и фамилия изменены. — Авт. ) так ни разу за эти годы к ней не приехала. В конце концов обиженная бабушка заявила Савицким: «Вы присматриваете за мной, ухаживаете, тратите на меня деньги, а моя квартира попадет человеку, который за столько лет обо мне и не вспомнил! Хочу продать свое жилье, а деньги отдать племяннице Лесе». Родственники смутились: «Как-то неудобно получается!» Но Мария Николаевна стояла на своем: «Это мое имущество! Я им распоряжаюсь!» В 2005 году она оформила у нотариуса акт купли-продажи квартиры.
И тут обиженная Елена сделала неожиданный ход: обратилась в суд Зализничного района Львова с исковым заявлением признать недееспособность Шлехетко. Сказала, что проживает с ней последние годы. Бабушка ведет себя неадекватно, не понимая своих действий. Суд, как и положено по законодательству, постановил провести судебно-психиатрическую экспертизу.
- Незадолго до этого Мария Николаевна тяжело заболела гриппом, — рассказывает муж Леси Василий Горчин. — 28 марта пришел сельский фельдшер, осмотрел ее, выписал лекарства. А час спустя после его посещения зашел в дом незнакомый мужчина (судебный эксперт. — Авт. ), который представился врачом-терапевтом и сказал: «Хочу осмотреть Шлехетко». Мы ему объясняем: «Бабушка больна гриппом, сейчас заснула. Час назад у нас был фельдшер, назначил лечение». Мужчина постоял немного и ушел.
А через некоторое время появилось официальное заключение: «Мария Шлехетко является психически больной». Более того, опекунский совет Зализничного района отказал семье Савицких-Горчин в направленной ранее ими просьбе назначить их опекунами Марии Шлехетко. При этом ни осмотра бытовых условий, ни места, где проживает бабушка, не проводилось! Зато Елена Асиенко предоставила акт обследования квартиры. Как представители жэка, подписавшие этот документ, попали туда, неизвестно, ведь ключи от бронированных дверей есть только у Леси Горчин! Суд Зализничного района Львова на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы принял решение считать договор купли-продажи недействительным. Опекуном Марии Николаевны назначили Елену. Теперь молодая женщина получает бабушкину пенсию и распоряжается ее жильем.
Проводя собственное расследование, «ФАКТЫ» решили сначала установить, жила ли Мария Шлехетко хоть какое-то время с Еленой.
- Мария Шлехетко проживает без регистрации в селе Суха Долина Николаевского района в семье Савицких-Горчин с 1993 года и по сей день, — сообщил голова Бродовского сельсовета Николай Говенчук.
Комиссия установила, что Мария Шлехетко абсолютно вменяема
Следующая мелкая, но любопытная деталь: документально установлено, что Зализничный районный суд направил во Львовскую областную психиатрическую больницу результаты о проведении судебно-психиатрической экспертизы Шлехетко 29 марта 2005 года, а эксперт-психиатр ездил в село Суха Долина 28 марта, где единолично (грубейшее нарушение инструкций) якобы осмотрел пожилую женщину.
Между тем оставался открытым самый главный вопрос: дееспособна эта женщина или нет?
- После суда на основании заявления родственников во Львовской областной клинической психиатрической больнице было проведено обследование Марии Шлехетко с целью определить ее психическое состояние, — сообщил председатель комиссии психиатров Владимир Гуцал. — Установлено, что Шлехетко нормально разговаривает, на вопросы отвечает коротко и по сути. Ориентируется во времени, знает точное место своего проживания: село Суха Долина. Совсем не путается в родственной иерархии — выделяет, кто есть кто. В разговоре пожилая женщина выразила желание оставить свою квартиру Леси Горчин в знак благодарности за хорошее отношение. В то же время обижалась на внучку второй сестры, которая отвернулась от нее. Психиатрических расстройств Шлехетко не проявляет. Способна самостоятельно себя обслуживать. Волевые процессы сохранены. Женщина психически здорова.
Возмущенные семьи Савицких и Горчин обратились в милицию с требованием привлечь Елену Асиенко к ответственности за фальсификацию документов, но там не находят в действиях молодой женщины «состава преступления». Зато отреагировала прокуратура.
- Психиатр при проведении судебно-психиатрической экспертизы Шлехетко допустил грубые нарушения, — сообщил прокурор Франковского района Александр Воронин. — Врач принял к исполнению не зарегистрированное в больнице определение суда о проведении экспертизы. К тому же в этом документе отсутствовала резолюция руководителя учреждения, фамилия исполнителя. Недееспособность пенсионерки не подтвердила комиссия врачей-психиатров. Отсюда вывод, что дана необъективная оценка обследования Шлехетко, нарушены ее конституционные права. Прокуратура потребовала от руководства психиатрической больницы принять меры по устранению выявленных недостатков в работе и привлечь к ответственности врача.
- Распоряжением Зализничной райадминистрации Асиенко назначена опекуном Шлехетко, но опекунский совет не проверил фактических обстоятельств дела, поэтому мы направили в органы управления протест, — сообщил прокурор Зализничного района Андрей Панчишин.
Выводы комиссии врачей-психиатров, поставившей под сомнение экспертное заключение коллеги о состоянии здоровья Шлехетко, а также протесты прокуратуры дали семье Савицких- Горчин надежду на то, что истина восторжествует. Они подали апелляцию.
400Читайте нас у Facebook