ПОИСК
Події

«тела наших товарищей мы нашли под слоем снега толщиной в полтора человеческих роста»

0:00 4 березня 2006
Трагедия с украинскими спелеологами случилась 1 февраля в горах Абхазии: четверых участников экспедиции накрыла лавина. Выжившие вернулись в составе поисковой экспедиции — и сумели разыскать погибших. В минувший четверг в Киеве похоронили одного из них, 23-летнего Данилу Наседкина

В феврале «ФАКТЫ» рассказали о беде, которая стряслась в горах Абхазии с экспедицией исследователей пещер. Напомним, в ее составе были восемь украинцев, в том числе одна девушка, и спелеолог из России. Лишь одному из участников исполнилось сорок, остальным едва перевалило за двадцать. В отличие, например, от летчиков, спелеологи не суеверны. По крайней мере, их экспедиция началась в недобрый день — в пятницу, 13 января. Впрочем, поначалу все складывалось хорошо: в пещеру опустились и, что очень важно, благополучно из нее выбрались. Оставалось спуститься с безлюдных гор в долину, к жилью. На обратном пути спелеологи сбились с пути: мела сильнейшая метель, свежего снега навалило выше пояса, заблудиться в такой ситуации немудрено. Заночевали в опасном месте — в узком каньоне, по которому сходят лавины. Под одну из них ребята и попали. Произошло это незадолго до рассвета, примерно в 5 часов утра, когда все находились в палатках. Пятеро остались живы, а четверо из-под снега так и не выбрались. Разыскать их сразу не удалось. Спасшиеся оказались на снегу в одном белье, босиком, без еды. Еще двое суток они, увязая в снегу по пояс, а то и по грудь, добирались к ближайшей деревне. Уже думали, что придется распрощаться с жизнью, но, слава Богу, обошлось. Сразу же после возвращения спелеологов в Украину началась организация экспедиции для поиска тел, погребенных под лавиной. Готовились к тому, что искать придется долго, возможно, до лета, когда сойдет снег. Но операцию удалось провести довольно быстро. На этой неделе тела погибших Максима Герасименко и Дмитрия Черненко доставили в Новую Каховку, россиянина Игоря Бедникова — в Самару, а Данилу Наседкина — в Киев.

 

Игорь ОСИПЧУК «ФАКТЫ»

«Овчарки не смогли уловить запах людей, погребенных под снегом»

В Украинскую спелеологическую ассоциацию корреспонденты «ФАКТОВ» наведались в минувшую среду, когда тело Данилы Наседкина привезли в столицу. Ребята как раз вешали стенгазету, посвященную его памяти. Здесь же находился отец парня Владимир. Он ездил в Абхазию на поиски единственного сына и его товарищей. С журналистами общаться наотрез отказался: рассказывать о горе, обрушившемся на семью, ему невыносимо тяжело.

- Все эти дни отец Данилы держался мужественно, а вот папа Игоря Бедникова, тоже поехавший искать сына, был в гораздо худшем состоянии, — рассказывает руководитель штаба экспедиции, президент Украинской спелеологической ассоциации Юрий Касьян.  — Кстати, Данила Наседкин был потомственным спелеологом, еще подростком учился спускаться в пещеры по примеру отца. Родителей погибших мы старались непосредственно к поиску тел не привлекать. Поручали им хозяйственную работу: наколоть дров, приготовить обед…

РЕКЛАМА

Две недели мы ждали погоды: в горах шел сильный снег, а в долине — дождь. В таких условиях нам бы ни за что не позволили начать поисковые работы, поскольку существовала высокая вероятность самим попасть под лавину. Но потом установилась ясная безоблачная погода, и мы отправились в горы. Мы — это 17 российских сотрудников Сочинского спасательного отряда, трое абхазских спасателей, 13 украинских спелеологов и отец погибшего парня из Самары. В экспедицию рвались многие, но поехали только умудренные жизнью мужчины. Двадцатилетних не брали, чтобы они не пороли горячки. Наши ребята знают все тонкости походов в пещеры, а в горах, особенно в лавиноопасных местах, — дилетанты. Так что первую скрипку на этот раз играли сочинские спасатели. Они нас учили, как не попасть под лавину и искать людей под снегом. Каждый из членов экспедиции получил прибор, который позволил бы по радиосигналу отыскать его, окажись он под снегом. А на возвышенностях выставили наблюдателей, которые следили за тем, не начался ли сход лавины.

Сочинцы привезли с собой специально обученных собак. Правда, овчарки смогли найти только тело киевлянина Данилы Наседкина. Оно лежало под относительно небольшим слоем снега. Дело в том, что 1 февраля, когда случилась трагедия, выжившие сумели разыскать парня — его ноги торчали из-под снега. Но он был уже мертв, поэтому его зарыли на небольшой глубине, чтобы не отыскали дикие звери. Других погибших тогда не нашли. Собакам это тоже оказалось не под силу. Как объяснили спасатели, вокруг человека, погребенного под лавиной, образуется ледяная корка, ведь тело какое-то время остается теплым, снег вокруг него подтаивает, а потом замерзает. Получается ледяная оболочка, которая не дает даже чувствительному носу собаки уловить запах человека.

РЕКЛАМА

«В экспедиции участвовали трое парней, выживших во время схода лавины»

Члены поисковой экспедиции, выстроившись цепью, прощупывали снег с помощью зондов. Это трехметровые щупы с ручкой. Натыкаясь на палатку, спальный мешок или тело человека, зонд слегка пружинит. Тогда в это место опускают специальный щуп с крючком на конце, которым можно подцепить кусочек ткани и по нему определить, что или кто находится под снегом. К исходу вторых суток нашли всех четверых погибших (они лежали под слоем снега толщиной в полтора человеческих роста), часть вещей, в том числе паспорта, которые понадобились для оформления всех бюрократических формальностей.

- С нами были Кирилл Маковский, Николай Поплавко и Юрий Артеменко — молодые харьковские спелеологи, которые чудом спаслись 1 февраля при сходе лавины, — продолжает Юрий Касьян.  — Их помощь была весьма кстати. Они знали, во что были одеты погибшие. В их «счастливой палатке» 1 февраля была еще девушка — харьковчанка Елена Шевченко. Эту палатку лавина подхватила, пронесла на 150 метров, разбросала и засыпала вещи, но ребята остались на небольшой глубине. Они рассказывали, что не слышали грохота лавины — она спустилась почти бесшумно. В первые мгновения ребята даже не поняли, что произошло. Из оцепенения их вывел крик, доносившийся из-под снега, но определить, откуда именно, было очень сложно. Все же они нашли кричавшего. Это был Дмитрий Федотов из Новой Каховки, у него оказалась сломана ключица. После этого удалось раскопать только тело Данилы. Ребята остались тогда лишь в нательном белье и без обуви. Разрезали спальные мешки, из кусков изготовили подобие безрукавок, закутали ноги. Затем, проваливаясь по пояс, а то и по грудь в мягкий свежевыпавший снег, пробирались по нему ползком, на четвереньках. До ближайшей деревушки им удалось добраться только на вторые сутки. Мы же проходили это расстояние за три часа. В деревне ребят накормили (еды у пострадавших не было ни крошки), подыскали какую-то обувь… Удивительно, но никто из спелеологов не получил отморожений.

РЕКЛАМА

Всего бы этого не случилось, окажись у спелеологов 950 долларов для того, чтобы заказать вертолет, который бы вывез их после окончания экспедиции в пещеру. Но денег не было, ребята пошли пешком, заблудились, смертельно устали. Когда начало темнеть, они разбили палатки в узком каньоне. Будь у них силы — выбрались бы на безопасное место на гребне. Но карабкаться вверх по крутому заснеженному склону с тяжеленными рюкзаками ребята уже были не в состоянии…

Обязательно напишите о помощи, оказанной нам правительством Абхазии: оно бесплатно предоставило нам вертолет, оплатило бальзамирование тел, покупку гробов, их транспортировку по территории республики. Не могу не сказать и о досадном инциденте: сочинские спасатели планировали задействовать свой вертолет, но власти Грузии не разрешили перелет через свое воздушное пространство.

485

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів