ПОИСК
Події

Квартиру 70-летней пенсионерки и ее внука-сироты коммунальщики пытались продать с аукциона, хотя женщина погасила большую часть долга

0:00 16 березня 2006
Первые в Донецке торги, на которые выставлялось жилье должника, не состоялись благодаря вмешательству прокуратуры

12-летний мальчик-сирота и его 70-летняя бабушка могли остаться без крыши над головой, если бы прокурор случайно не услышала плач пожилой женщины, которая пришла на прием к адвокату. Коммунальщики решили продать с аукциона половину квартиры пенсионерки. Стартовая цена составила 28 тысяч гривен, что в восемь с половиной раз(!) превышает сумму долга за коммунальные услуги.

Субсидию пенсионерка не оформляла, потому что наслушалась о хлопотности этой процедуры

«В Ленинском районе с аукциона продадут квартиру должника «Донецкгорводоканала», — так начиналась информация, появившаяся месяц назад на коммунальном портале «Жизнеобеспечение». Далее объяснялось, что продавать квартиру будет Донецкий аукционный центр. Заключительным аккордом стал комментарий первого заместителя директора «Донецкгорводоканала» Александра Семченко: «Наша позиция по отношению к неплательщикам была и остается жесткой, и мы готовы использовать все юридические механизмы для взыскания с должников недополученной в прошлом платы за наши услуги».

Приняв корреспондента «ФАКТОВ» то ли за судебного исполнителя, то ли за представителя коммунальных служб, хозяйка квартиры, которую собирались продать с аукциона, из-за двери сначала… послала журналиста в необозримую даль с победоносным кличем: «Все! Квартира — моя!» Но потом Татьяна Ивановна Наумкина (героиня разразившегося на весь Донецк скандала) все же впустила корреспондента.

Предыстория конфликта такова: коммунальные услуги пенсионерка перестала регулярно оплачивать после выхода на пенсию (в 1991 году), а похоронив мужа и дочь, и вовсе махнула рукой на эту проблему.

РЕКЛАМА

- 56 гривен нужно отдать только за отопление, а у меня, кроме пенсии, никакого дохода нет. Четыре года назад умерла дочь, на внука я получала пять, затем восемь гривен пособия. Могла я платить? — риторически вопрошает пенсионерка.

Субсидию Татьяна Ивановна не оформляла, потому что наслушалась от соседок о хлопотности этой процедуры, которую надо повторять каждые полгода. А также — по… «идейным» соображениям. «Государство никогда себя не обманет», — считает пенсионерка. И пока никто не смог разубедить ее в этом. От представителей коммунального хозяйства бабуля годами пряталась, как дитя. Неизбежная развязка наступила прошлым летом.

РЕКЛАМА

- Пришли с исполнительной службы, а я дверь не открываю, — рассказывает должница-»партизанка».  — Пообещали взломать. Открыла. Они тут же стали все описывать, даже в холодильник заглянули — проверили, работает ли.

Имущества, пригодного к продаже, в убогом интерьере, конечно, не нашли. Уходя, пригрозили, что из-за долгов хозяйку могут лишить жилья. Татьяна Ивановна помчалась в районный опекунский совет. Она не на шутку испугалась за судьбу внука. Ей посоветовали срочно оформить договор на постепенное погашение долга и начинать платить. Так она и сделала. С июня 2005 года старушка перебивалась с хлеба на воду, отдавая долги коммунальщикам. Как утверждает пенсионерка, договор о реструктуризации долгов (сроком на три года), а также справку о том, что ее внук находится в интернате на полном государственном обеспечении, но за ним закреплена половина жилплощади, она немедленно отнесла в районную исполнительную службу. Исполнитель заверил: если она будет аккуратно платить, выселение ей не грозит.

РЕКЛАМА

- Я только не оформила приватизацию — не хватило средств, — говорит бабушка, объясняя, что хотела завещать свою долю недвижимости внуку.  — Приехав ко мне из оздоровительного центра в Святогорске, Саша достал из почтового ящика письмо. Это было уведомление от Донецкого государственного аукционного центра о том, что мне нужно восьмого февраля явиться на аукцион, где будет продаваться моя часть квартиры.

Тогда старушка обратилась к адвокату.

- Дай Бог здоровья и адвокату, и Нине Георгиевне,  — собеседница падает на колени, крестясь на домашний образок.

Когда бабушка была у адвоката, кабинет которого расположен рядом с районной прокуратурой, старший помощник прокурора Нина Ополинская, услышав надрывный плач посетительницы, вмешалась в ситуацию. В тот же день квартира с торгов была снята — до окончания прокурорской проверки.

- Мы выяснили, что решение суда выносилось на законных основаниях — по искам коммунальных служб, — говорит прокурор Ленинского района Донецка Анатолий Марахин.  — В настоящий момент проверяем деятельность должностных лиц, в частности государственного исполнителя, который нарушил несколько статей Закона Украины «Об исполнительной службе». Когда стал вопрос о продаже недвижимости, исполнитель не произвел сверку расчетов Наумкиной с коммунальными службами. А ведь в жэке есть договор с ней (сроком на три года) о графике погашения задолженности, и она уже погасила половину долгов! Наумкина на июнь 2005 года задолжала коммунальным службам 3382 гривни. На момент проведения аукциона долг составил только 1690 гривен. К тому же исполнитель не обратился в суд за разделением недвижимости: внуку, который находится на гособеспечении, принадлежит его часть жилья, а бабушке — ее. Вместо этого арест был наложен на всю квартиру. К счастью, продажа не состоялась, в противном случае исполнитель мог причинить материальный вред ответчице, и его действия подпали бы под статью Уголовного Кодекса.

По словам прокурора, этот частный случай высвечивает очень серьезную проблему. Органы прокуратуры, по закону, не осуществляют надзор за деятельностью исполнительной службы. В результате прокуратура начинает проверять исполнительную службу лишь после поступившей жалобы — когда права заявителя уже нарушены. Соответствующие изменения в законодательстве помогли бы предотвратить тысячи жалоб граждан, за каждой из которых стоит человеческая трагедия.

«С первого класса Саша в интернате, а на выходные я его забираю»

Начальник отдела исполнительной службы района Александр Подоляка сообщил «ФАКТАМ», что возглавляет службу недавно, поэтому не может знать всех нюансов конфликта, начавшегося до его прихода. Не знает он также, почему жэк не уведомил исполнительную службу о погашении долгов ответчицей. Конечно, он в курсе, что за сиротой закреплена половина квартиры. На торги, по его информации, выставлялась лишь площадь ответчицы, но, узнав о поступившей в прокуратуру жалобе, он отменил аукцион.

Татьяне Наумкиной уже не впервой сражаться за «свой угол».

- Жестокая жизнь у меня была, — говорит пенсионерка, вытряхивая из ридикюля на кровать свидетельства своих жизненных достижений.

Есть на что посмотреть: непрерывный рабочий стаж — 38 лет, в 17 уже работала няней в детском садике. В течение 30 лет(!) гражданка Наумкина дважды в месяц сдавала по 460 граммов крови! Впрочем, собеседница «потеряла много крови» не только во имя спасения жизней соотечественников. Первый брак оставил глубокий рубец на сердце этой женщины.

- Когда наш частный дом снесли, я получила квартиру в девятиэтажке, вышла замуж, родила Надю, — рассказывает бабушка.  — Дочке было три годика, когда супруг загулял. Да так, что приводил женщин домой! Кухню переделил шторкой, и на нашу с Надей половину с ненавистью игрушки ребенка ногами футболил! Когда мы разводились, на суд он пришел с любовницей. А я упала перед ним на колени: «У кого ты квартиру забираешь?! Я не буду на алименты подавать, только оставь ребенку жилье».

Супруги разменялись, мама с дочкой ушли в однокомнатную «хрущевку».

- Затем я вышла замуж во второй раз, — светлеет лицо пенсионерки.  — Мы с мужем свои квартиры в 1970 году сменяли на совместную. Супруг был водителем на автобазе. Я прожила с ним 20 лет. Кроме этих стен, у меня больше ничего нет (хозяйка обводит рукой убогую обстановку.  — Авт. ).

- Дочь моя умерла четыре года назад, — рыдает собеседница, показывая фото.  — Надя вечная дружка была на свадьбах. Сама замуж так и не вышла, но внука мне принесла. С первого класса Саша находится в интернате, я его на выходные забираю.

- Парень вот такой! — поднимает вверх большой палец директор Донецкой школы-интерната N 1 для сирот, лишенных родительской опеки, Ольга Волкова.  — Саша неплохо рисует и серьезно увлекается бейсболом. Мы его в обиду не дадим: его жилплощадь за ним закреплена (Ольга Николаевна обнимает стушевавшегося подростка.  — Авт. ).

Ситуацию взяли под контроль городской голова, Донецкий облсовет и прокурор области. Всегда бы так…

273

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів