ПОИСК

Врач виктор сердюк: «во время хирургического вмешательства в организме больного иногда забывают бинты, салфетки, вату, ножницы, зажимы… »

0:00 18 березня 2006
Інф. «ФАКТІВ»
У пациента есть два пути: платить за лечение и тихо ворчать или грамотно использовать свои права

За плечами любого врача, особенно хирурга, есть кладбище, откровенничают медики. Но редко кто признается, что лечил болезнь, которой не было, забыл вынуть хирургическую салфетку из живота оперируемого или вырвал здоровый зуб. Как доказать врачебную ошибку? Правомерны ли добровольные взносы при поступлении в больницу? Как не стать жертвой некомпетентности врача? Может ли человек получить помощь в поликлинике по месту жительства, если он прописан в другом городе? На эти и другие вопросы наших читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответил вице-президент Всеукраинского совета по защите прав и безопасности пациентов, врач Виктор Сердюк.

«Конфликт возникает, когда человек нарывается на грубость медиков»

 

- Здравствуйте, меня зовут Валентин. Много ли потерпевших от медиков в масштабах всей Украины?

- Поскольку официальной статистики врачебных ошибок в нашей стране нет, о количестве жертв медицины мы можем только догадываться. А вот, согласно данным ВОЗ, в Британии только при лечении в стационарах ежедневно погибает семь человек.

РЕКЛАМА

В одном из городов Украины от диабетической комы умер четырехлетний ребенок. Его мама рассказала мне: когда девочка почувствовала слабость, стала жадно пить воду, она повела ее к врачу. Дело было в пятницу. Врач, бегло осмотрев ребенка, посоветовал прийти в понедельник. В воскресенье девочка впала в кому, а через месяц умерла. А ведь у ребенка были все признаки сахарного диабета: слабость, жажда, сухость кожи… И назначить лечение (ввести инсулин) нужно было немедленно. А как объяснить такой случай: проведя беременной стимуляцию родовой деятельности, акушеры ушли… играть в карты. У женщины в туалете начались схватки… Ребенок погиб. Однажды пациентке удалили желчный пузырь, забитый камнями, и несколько камешков уронили в брюшную полость. Врачи недоумевали, почему через три месяца после операции женщина стала жаловаться на боли в животе. Спустя три года(!) пациентке провели операцию и обнаружили в брюшной полости капсулы с гноем и… желчными камнями. Во время хирургического вмешательства в организме больного иногда забывают бинты, салфетки, вату, ножницы, зажимы…

 

РЕКЛАМА

- Добрый день, Виктор Григорьевич! Звонит Наталья Семеновна из Киева. Зачем говорить о том, что врачи могут навредить пациенту? Они же нам жизнь спасают!

- Нанесение вреда представителем самой гуманной профессии кажется нонсенсом. Но такое бывает. Врач может совершать ошибки из-за того, что ему не хватило знаний, опыта или внимательности. Ценой бывает здоровье, а то и жизнь пациента. Между прочим, в Древнеримской империи, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки, чтобы он больше никому не навредил… Сегодня нужно не просто говорить, но и изучать, анализировать ошибки, чтобы избежать их в будущем. В развитых странах исследование так называемых нежелательных событий в медицине начали проводить в 50-е годы прошлого века. В 1991 году были опубликованы результаты «Гарвардского исследования медицинской практики» (США), данные, полученные в Австралии, Великобритании, Дании, Новой Зеландии, Канаде… Они послужили основой построения более безопасной системы здравоохранения в этих странах. Сегодня в Великобритании, кроме общественных организаций, при парламенте действует уполномоченный по правам пациентов, его представители есть практически в каждой больнице. В Италии работает Трибунал по защите прав пациентов.

РЕКЛАМА

- О чем говорят результаты исследований в странах мира?

- Ежегодно в США непреднамеренный ущерб здоровью наносится более чем миллиону пациентов стационаров. У большинства из них ухудшение здоровья было легким или временным, в семи процентах случаев человек стал нетрудоспособным, а в 14 процентах наступил летальный исход. Когда американцы узнали, что ежегодно из-за ошибок эскулапов страна теряет до 98 тысяч жителей (больше, чем погибает в автомобильных катастрофах, от рака груди или СПИДа), то безопасность пациентов стала объектом более пристального внимания.

 

- Беспокоит Сергей, студент Национального медуниверситета. Часто ли жители Украины жалуются на медиков?

- Только в нашу организацию ежедневно обращаются примерно десять человек. Больше всего нареканий на работу стоматологов, гинекологов, онкологов, пластических хирургов. В прошлом году было почти 30 обращений по поводу того, что небрежность медиков привела к инвалидности, больше 50 человек посчитали, что врачи виноваты в смерти их родственника. Чтобы успокоить убитого горем человека, бывает достаточно откровенной беседы с врачом, ведь существуют состояния, когда медицина бессильна. Наш народ покладистый. Конфликт возникает, когда люди нарываются на невнимательность, грубость. Если решить его мирным путем не удается, мы помогаем подготовить документы для передачи в суд. В прошлом году провели 1500 телефонных консультаций, более 500 письменных, составили больше 170 жалоб в прокуратуру и Минздрав. В четырех случаях удалось достигнуть мирового соглашения, еще семь исков рассматривают в судах.

«Потерпевшие хотят сообщить всему миру, что врач плохой, но такой формулировки в законах нет»

 

- Это прямая линия? Лариса Эдуардовна из города Каменец-Подольский. Моей дочери полтора года назад врач, проводя кесарево сечение, занес инфекцию. Ее две недели спасали в реанимации от перитонита. Комиссия Минздрава установила, что врач виноват: его рекомендовали понизить в категории, снять с должности заведующего. Но он продолжает работать на том же месте… Как доказать врачебную ошибку?

- Необходимо собрать все документы, касающиеся операции и лечения после нее: в частности, копии медицинской карточки с диагнозом, назначениями врача, рецептов. Приложить копию решения комиссии Минздрава, написать обращение в прокуратуру и подать исковое заявление в районный суд. Постарайтесь четче сформулировать, чего вы хотите: уволить врача, понизить его в должности, компенсировать ущерб, нанесенный здоровью… Потому что нередко люди просто хотят сообщить всему миру, что некий врач плохой. А такой формулировки в законах нет. В течение месяца вам обязаны дать ответ, принимают ли иск к рассмотрению. За консультацией можете обратиться во Всеукраинский совет по защите прав и безопасности пациентов. Наш адрес: Киев, ул. Леонида Первомайского, 9а, оф. 5. Телефон (044) 235-65-87.

 

- Звонит киевлянин Леонид Иванович. В прошлом году в одной из больниц Киева мне неправильно установили диагноз (заболевание мужской половой сферы), и лечение не помогло. Довели до того, что открылось кровотечение… В другой больнице поставили иной диагноз. Болезнь оказалась запущенной, я потратил много денег на лекарства, понадобилась сложная операция… Как наказать некомпетентного врача?

- Если вы просто хотите, чтобы его отчитало руководство, напишите претензию начальнику Главного управления здравоохранения и медобеспечения Киева. При желании соберите ксерокопии всех документов (медкарточки, выписки, анализы, рецепты) и подавайте гражданский иск в суд — при положительном решении можете рассчитывать на компенсацию материального и морального ущерба и дисциплинарное воздействие на врача. Или заводите уголовное дело, если посчитаете, что «лишняя» операция — это нанесение врачом тяжких телесных повреждений из-за неквалифицированного исполнения служебных обязанностей.

«Учитесь быть осторожным, знающим пациентом»

 

- Светлана из Киева. Мою соседку (ей 77 лет) положили в больницу. Отделение расположено на седьмом этаже. Слабая женщина едва ходит, а ей нужно спускаться на первый этаж в аптеку за препаратами или в соседний корпус за кровью для переливания. Няня предлагает возить пациентку на коляске, но требует за «такси» 10 гривен. Неужели сыну больной старушки нужно бросать работу и бегать в поисках всего необходимого для лечения?

- У пациента есть два пути. Терпеть (кстати, слово «пациент» в переводе с английского означает «терпеливый»), платить, сколько просят, и тихо ворчать. Или стать на путь, принятый в цивилизованном мире, — грамотно использовать свои права. Их в законах столько записано… Чтобы они заработали, нужно о них напоминать. В нашей стране есть первоклассные врачи, отличные медсестры и няни, у нас умеют выполнять уникальные операции и эффективно лечить. Только нужно научиться быть пациентом — осторожным, информированным, знающим, чего следует избегать, а к чему стремиться. Необходимо тщательно и неторопливо выбирать врачей, больницы, условия пребывания. Все это можно получить бесплатно — в соответствии с Конституцией. Вам я предлагаю поступить так. Если пожилой человек не в силах за себя постоять, он может написать доверенность на родственника или друга семьи, чтобы тот стал его представителем. За себя человеку просить всегда трудно, а за другого — пожалуйста. Представитель пациента может написать заявление на имя главного врача с просьбой обеспечить такими-то препаратами согласно Конституции Украины о бесплатной медицинской помощи. А также спросить, на каком основании няня берет плату (указать сумму) за исполнение своих служебных обязанностей. Заявление нужно зарегистрировать у секретаря, копию оставить себе. Этого будет достаточно, чтобы няня перестала своевольничать. Потому что пока никто не жалуется, считают, что все нормально.

 

- Ирина из Киева. Как действовать, если при поступлении в больницу врачи просят сделать благотворительный взнос, а пациент стеснен в средствах?

- Сначала проверить, действительно ли благотворительный фонд имеет договор с больницей, а не просто собирает деньги, арендуя помещение на ее территории — такое бывает. Дальше пишите заявление, что вы делаете целевое пожертвование на приобретение, скажем, искусственного хрусталика глаза (указывая все его исходные данные) для проведения операции пациенту (имя). Или, например, пяти подушек — если главный врач вас убедил, что в этом есть необходимость. И вы добровольно, в надежде на хорошее обслуживание, делаете взнос, не забывая получить корешок приходного ордера. А можете просто сказать: не хочу платить. Если медики настаивают, пишите заявление на имя главного врача больницы и отправьте копию в управление местного здравоохранения. Если после этого вас не принимают в больницу, напишите новое заявление о том, что вам отказывают в предоставлении медицинской помощи, — это уже уголовное преступление…

 

- Звонит Андрей. Я прописан в Жмеринке, но снимаю жилье и работаю в Киеве. Могу ли я обратиться за помощью к киевским врачам?

- Конечно. Иногороднему гражданину нужно зарегистрироваться и при необходимости обращаться за помощью в поликлинику, которая расположена в районе, где он живет. Возможно, понадобится написать заявление главному врачу поликлиники с просьбой взять вас на учет.

 

- Алла, Киев. Моему ребенку два года 10 месяцев. Он часто болеет, поэтому в детсад не ходит. Чтобы продлить отпуск по уходу за ребенком, я попросила в поликлинике справку о состоянии его здоровья. Мне сказали, что нужно заплатить, а я и так много трачу на лекарства…

- Напишите претензию руководству поликлиники (в двух экземплярах) с просьбой предоставить необходимую справку. Добавьте, что при неоднократном обращении к участковому врачу (его ФИО) вам было сказано, что нужно заплатить определенную сумму. В конце попросите ответить на ваше письмо. Согласно закону Украины об обращении граждан, вы должны получить ответ в течение 30 дней. Укажите свой адрес и телефон. Оставьте у секретаря. Если просьба останется без ответа, ищите правду в управлении здравоохранения.

- Врач говорит, что именно заведующая требует, чтобы выдача справок была платной…

- Это вы тоже можете уточнить в своих заявлениях. Не бойтесь ставить вымогателей в неловкое положение. Пусть вам покажут, в каком из законов написано то, что они требуют.

Подготовила Ирина СЛОБОДЯНЮК, «ФАКТЫ»

 

КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОГО ВРАЧА

Лучше пользоваться услугами медучреждений, о работе которых человек имеет положительные отзывы.

Врач должен уделить пациенту хотя бы 20 минут: расспросить о болезни, о жизни, питании, а также осмотреть тело, послушать легкие, пощупать живот, сравнить наблюдения с предыдущими. Если он торопится, договоритесь встретиться в другое время или обратитесь к другому врачу.

После осмотра врач может направить пациента на дополнительные исследования, скажем, рентген, УЗИ, а также попросить сдать анализы, объяснив, какое заболевание предполагает и что хочет уточнить.

Врач должен сообщить диагноз пациенту, рассказать, какие существуют способы лечения заболевания, и предложить один из них.

Не стесняйтесь задавать вопросы и высказывать свои опасения. Пациент имеет право знать, что с ним происходит, и принимать участие во всех решениях относительно своего лечения.

Следует обращать внимание на то, как и чем лечат. Нужно сохранять копии медицинской карточки с записью диагнозов и назначений, анализов, а также рецептов и чеков на лекарства. Медицинскую карточку должны выдавать по первому требованию пациента.

Не мешает поинтересоваться, какие показания, противопоказания и побочные действия

есть у назначенных лекарств.

Если пациент не в состоянии

контролировать все сам, он может

попросить это делать

родственников или друзей.

 

1230

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів