В ряде областей украины документальный фильм о реальном положении вещей в стране, судя по всему, попросту заглушили. Как в былые советские времена
На финише избирательной кампании использование административного ресурса вышло на качественно новый уровень. В некоторых областях Украины случается техническое подавление телевизионного сигнала во время демонстрации передач. Так, жители Днепропетровской области, смотревшие 16 марта на СТБ хроникально-документальный фильм об избирательной кампании Народного блока Литвина, стали свидетелями того, как находит применение нехитрая, но эффективная технология времен тоталитаризма. Где-то на десятой минуте фильма (когда происходящее на экране стало для «кого-то» слишком неудобным) произошло подавление телесигнала.
«То, что это было «глушением», практически доказано», — заявил на пресс-конференции народный депутат Олег Зарубинский. Фильм, который жители Днепропетровска не увидели, называется « И болит нам Украина». В нем нет предвыборного чернения политических конкурентов — использованы лишь кадры малоизвестной и подзабытой хроники, рассказывающей о событиях недавнего прошлого, которые порой выглядят не так, как о них принято думать и говорить. Лента повествует о реальном положении вещей в Украине накануне выборов. «То, что показано в нашем фильме, сегодня замалчивается как властью, так и оппозицией», — сказал Олег Зарубинский.
Иными словами, кому-то это кино сильно не понравилось. И уже в субботу, 18 марта, в Винницкой области во время демонстрации этого же фильма на канале НТН, произошел аналогичный технический трюк. Что-то это все до боли напоминает
Технология, которую использовали в обоих случаях, отработана еще во времена СССР виртуозно. Правда, тогда глушили в основном «вражеские» радиостанции. Служба, которая этим занималась, была создана еще в 1939 году. В истории с предвыборным телефильмом Народного блока Литвина поражает сходство стиля и методов. Ведь с «вражескими голосами» боролись не только посредством примитивных шумов-завываний. С середины 60-х годов на близких радиочастотах начали размещать информационно-музыкальные программы «Маяка» или «Променя», чтобы слушатели наслаждались информационно-развлекательным разнообразием нужной идеологической направленности. Некоторые специалисты отмечают, что почти треть денег, выделявшихся в советские времена на развитие и усовершенствование материально-технической базы радиовещания и телевидения в Украине, шла на глушение «вражеских радиоголосов». По состоянию на 1984 год в Украине в качестве «глушилок» использовалось более 300 передатчиков различной мощности. Планировалось также сооружение 18 больших комплексов — по 15-20 передатчиков в каждом. К 1990 году соорудить удалось только три Несмотря на то что уже во второй половине 80-х глушение западных «голосов» прекратилось, а аппаратура с тех пор не используется, сохранилась традиция. А главное — сильное желание применить накопленный поколениями опыт. Этим и занялись на местах. Тем более что «глушение» собственного телевидения не требует даже специальных технических средств. «Мы возмущены таким циничным и неприкрытым использованием админресурса. Казалось, такие грязные способы предвыборной борьбы остались в прошлом, но » — заявил народный депутат Игорь Еремеев.
Члены Народного блока Литвина не показывали пальцем на заинтересованных лиц. Ведь, по их словам, фильм мог не понравиться и власти, и оппозиции. Вполне возможно, что на местах рубильник «дергали» на свое усмотрение, без централизованной подсказки. Но утверждать это со стопроцентной гарантией также нельзя. Поэтому «народники» акцентировали внимание на том, что они не судьи, а разобраться в ситуации надлежит соответствующим инстанциям. В связи с этим запрос по поводу подавления телесигнала во время трансляции документальной ленты « И болит нам Украина» направлен в ЦИК, Генеральную прокуратуру, СБУ, Комитет избирателей Украины. Открытое письмо также передано Президенту Украины.
Как бы там ни было, история с «глушением» телеэфира не только напомнила нам о пережитках тоталитаризма. Она заставляет задуматься о подлинном отношении некоторых участников избирательного процесса к основополагающим свободам и правам граждан. В данном случае — о праве гражданина на получение полной и правдивой информации. В том числе — об избирательном процессе.
313Читайте нас у Facebook