ПОИСК
Події

В киеве планируется построить 16 новых станций метро

0:00 23 березня 2006
Інф. «ФАКТІВ»
Деятельность ОАО «Киевметрострой», претендующего на право их возведения, уже несколько месяцев находится под неусыпным вниманием правоохранительных органов

На одном из своих последних заседаний украинское правительство утвердило программу строительства и развития метро в Украине на ближайшие пять лет. Речь идет о строительстве новых станций и проектировании метро в крупнейших городах. Так, только в Киеве планируется ввести в эксплуатацию 16 новых станций, а также кольцевую ветку и ветку так называемого легкого метро (вместо линии скоростного трамвая). В Харькове существующую линию предполагается увеличить на четыре станции, а метрополитен в Донецке, согласно планам, будет состоять из 22 станций.

На это важное дело из госбюджета планируется выделить около десяти миллиардов гривен. Средства, согласитесь, немалые, а потому борьба за право ими распоряжаться, надо полагать, будет жесткой. В этой связи хотелось бы поподробнее узнать о претендентах на деньги налогоплательщиков. В Киеве такой организацией, по всей видимости, станет ОАО «Киевметрострой». Между тем вот уже несколько месяцев деятельность этого строительного гиганта находится под неусыпным вниманием правоохранительных органов и журналистов. Причиной тому коррупционный скандал, в центре которого оказалось руководство ОАО.

Во время строительства одного из участков метро из столичного бюджета заплачено около 80 млн. гривен за невыполненные работы?

В начале года Генпрокуратура Украины возбудила уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением и превышения служебных полномочий должностными лицами Открытого акционерного общества (ОАО) «Киевметрострой» и ряда компаний, связанных с ним. Однако неприятности для фигурантов этого дела начались раньше.

В конце прошлого года «ФАКТЫ» уже рассказывали историю закупки «Киевметростроем» через ЗАО «Метрострой» технически неисправного туннелепроходческого комплекса для строительства новых станций метро в направлении Теремков. Напомним, что, не пройдя и 20 метров, купленный почти за 23 миллиона гривен, выделенных в виде кредита киевскими властями, немецкий проходческий щит надолго вышел из строя. До сих пор не выполнены обещания главы правления ОАО Владимира Петренко окончить его ремонт в феврале этого года. А в это время аналогичное украинское оборудование, сконструированное специально для строительства метрополитена в сторону Теремков, уже несколько лет без дела простаивает в цеху киевского завода «Большевик». В январе 2006 года на этом же участке строительства произошла крупнейшая за всю историю прокладки киевского метро авария: из-за разрушения 500-тонной армобетонной стенки в котлован упал мостовой кран, и оказались затопленными два экскаватора. Это ЧП на несколько дней парализовало движение транспорта по проспекту 40-летия Октября и значительно отодвинуло сроки окончания работ. Открытие 8 марта новой станции метро «Вырлица» на Сырецко-Печерской линии должно было смягчить негативные впечатления от строительной деятельности «Киевметростроя», однако стало очередным разочарованием: станцию открыли с протекающим потолком…

РЕКЛАМА

Не так давно хозяйственной деятельностью ОАО «Киевметрострой» заинтересовались депутаты и правоохранители. По информации газеты «Коммерсант-Украина», глава парламентского Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Владимир Стретович обвинил Владимира Петренко, директора Киевской дирекции строительства метрополитена и туннелей Александра Охотникова, а также ряд должностных лиц этих предприятий в «организации преступной группы по расхищению государственных денег». По информации В. Стретовича, только в период строительства участка от станции метро «Харьковская» до электродепо «Харьковское» столичный бюджет понес убытки на сумму около 80 млн. гривен, которые были выплачены «Киевметрострою», по сути, за невыполненные работы. О завышенных расценках на них свидетельствует и заключение специалистов службы «Киевгосэкспертизы».

Кроме того, депутат обвинил руководство этого стройгиганта в организации хитроумных схем, благодаря которым стоимость строительства метро возросла в полтора раза. Речь идет о завышенных ведомственных строительных нормах, которыми пользуется «Киевметрострой». Эти нормы были разработаны корпорацией «Укрметротуннельстрой» под руководством того же В. Петренко. Оценку правомерности использования «Киевметростроем» ведомственных строительных норм уже дало и Министерство строительства Украины. По мнению специалистов этого ведомства, при возведении столичного метрополитена «Киевметрострой» не имел права пользоваться указанными нормами, так как на их применение не дал согласия заказчик строительства — Киевская горгосадминистрация.

РЕКЛАМА

Средняя стоимость одного километра линии метро от «Дорогожичей» до «Сырца» — 35 млн. долларов

Удорожание стоимости сооружения метро, по мнению членов комитета, происходит также из-за проведения непрозрачных тендеров на осуществление строительных работ и закупку стройматериалов. На украинском рынке работают около 30 организаций, имеющих лицензию на строительство метрополитенов и туннелей, однако при сооружении столичного метро осуществляется процесс закупки работ у одного участника — у ОАО «Киевметрострой». В этом заинтересовано не только его правление, но и руководство Киевской дирекции строительства метрополитена, ответственное за проведение тендеров. В свою очередь директор строительства метрополитена Александр Охотников (акционер ОАО «Киевметрострой», а впоследствии и ЗАО «Метрострой») непрозрачные условия проведения тендера объясняет необходимостью сохранения государственной тайны. Почему любое строительное лицензированное предприятие, имеющее допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, не может выполнять эти работы, г-н Охотников не говорит.

Поймать на лукавстве оказалось несложно и самого В. Петренко. В своих интервью, где он зачастую выступает как распорядитель строительства, Петренко умело поддерживает имидж «Киевметростроя» как чуть ли ни единственной организации, способной строить в Киеве метро.

РЕКЛАМА

Он пытается убедить киевлян и в том, что строительство метрополитена в Киеве — одно из самых дешевых в СНГ. По его словам, один километр метро глубокого залегания стоит до 30 млн. долларов, а неглубокого — до 20 млн. долларов, в то время как в Москве такое строительство якобы обходится в два раза дороже. В «Мосметрострое» (кстати, в Москве строительством метро занимается не одна организация) «ФАКТАМ» сообщили, что стоимость строительства одного километра метро в российской столице составляет от 32 млн. долларов, а ведь Москва — один из самых дорогих городов мира (а значит, там выше и стоимость строительных материалов, и оплата труда). Кроме того, глубина залегания строящихся линий и станций метро в Белокаменной составляет в среднем 60-70 метров, тогда как в Киеве — 50-60, а на последнем участке Сырецко-Печерской линии — до 20 метров. По официальным же данным «Киевского метрополитена», введение в эксплуатацию одного только участка Сырецко-Печерской линии от станции «Харьковская» до «Бориспольской» (с оборотными тупиками и веткой к электродепо) обошлось столичному бюджету в 340 млн. гривен (или 68 млн. долларов), а средняя стоимость одного километра метро от станции «Дорогожичи» до станции «Сырец» составила 35 млн. долларов!

Любопытно, что после депутатского запроса, а также критических материалов в СМИ по поводу деятельности ОАО «Киевметрострой», в защиту этой организации почему-то на общей пресс-конференции с В. Петренко выступили директор дирекции строительства Киевского метрополитена А. Охотников и руководитель госпредприятия «Проектный институт «Укрметротуннельпроект» В. Яникин. Г-н Охотников, к примеру, являясь, по сути, распорядителем бюджетных средств, открыто заявил журналистам, что он и «Киевметрострой» — единое целое (см. выше.  — Авт. ).

P. S. Несмотря на выявленные нарушения в хозяйственной деятельности ОАО «Киевметрострой», на днях Печерский районный суд столицы все же отменил постановление Генеральной прокуратуры о возбуждении уголовного дела. Несогласная с решением суда прокуратура Киева уже направила свой протест в Апелляционный суд Киева. Как сказал «ФАКТАМ» начальник следственного управления столичной прокуратуры Алексей Тихонов, у правоохранителей есть все основания для того, чтобы обжаловать решение районного суда.

532

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів