«не хотел, чтобы в лицее кто-то знал о том, что я травмировал руку: мне еще нужно получить профессию и стать хорошим электриком»
«Я даже не увидел, как ткань моей куртки попала в циркулярную пилу»
- Коля, покажи, что ты умеешь делать правой рукой, — прошу я. — Вот, возьми мобильный телефон. Сможешь удержать его?
- Я все могу, — отвечает Николай, нажимая пальцем на микроскопические кнопочки телефона.
На кисти у парня тоненький шрам, который остался после операции. Он почти не заметен. Не верится, что немногим больше года назад кисть висела на маленьком лоскутке кожи.
Трагедия в селе Мизовое Волынской области произошла в первые дни января 2005 года. Николай со своим другом резали циркулярной пилой дрова.
- Я даже не увидел, как ткань моей куртки попала в пилу и ее вместе с рукой затянуло под нож, — вспоминает парень. — Боли практически не почувствовал, даже на руку смотрел спокойно, хотя везде была кровь, кисть могла оторваться в любую секунду. Потом увидел, что мой друг побелел, но он собрался с силами и побежал вызывать «скорую помощь».
Мама Николая Светлана Васильевна в это время была на работе.
- Ко мне примчался мой второй сын и сказал: «Коля пальці обрізав», — говорит женщина. — Я и не догадывалась, что все так страшно. Когда приехала в местную больницу, рука уже была забинтована, поэтому я ничего не увидела. Мы быстро отправились в Луцк, чтобы сыну как можно скорее сделали операцию, но там нас не приняли. Во-первых, были новогодние праздники, а во-вторых, никто из врачей не знал, как спасти руку. К счастью, наш родственник слышал о киевской больнице «Охматдет», поэтому мы решили привезти сына сюда.
- Посмотрите, в каком состоянии была рука парня, когда его доставили к нам, — говорит временно исполняющий обязанности заведующего отделением реконструктивно-пластической микрохирургии украинской детской специализированной больницы «Охматдет», хирург высшей категории Владимир Фидельский.
На мониторе компьютера можно увидеть совершенно неживую на вид кисть синюшного или даже черного цвета, которая непонятно на чем держится. Кость, нервы, сухожилия, сосуды — все разрезано.
- Хорошо, что в районной больнице парню оказали первую помощь: наложили наводящие швы (сшили кожу), остановили кровотечение, сделали гипсовую повязку, провели противошоковую терапию, а дальше сами ничего предпринимать не стали. Молодцы родители, что доставили сына из Волынской области к нам.
«Если мы сможем восстановить кровоток, то кисть приживется»
- Мы постарались сделать все, чтобы кисть у Николая работала как и прежде, — говорит Владимир Фидельский. — Сначала соединяются более грубые структуры — кости, мышцы и сухожилия. Затем применяем микрохирургическую технику, чтобы сшить магистральные сосуды, артерии и вены. Но если благодаря анатомическому строению артерий (они не теряют форму) мы быстро смогли их сшить, то со спавшимися венами пришлось намного труднее. Нужно поднимать и удерживать стенки сосудов, чтобы не прошить обе сразу. Потом соединяются более мелкие сосуды и нервы. Самая большая опасность, которая может случиться, — внутрисосудистый тромбоз. Тогда кровоток не будет восстановлен, ткани погибнут. А если кровоток восстановлен, кисть станет телесного цвета. Это видно вскоре после завершения операции.
- Я старательно разрабатывал кисть и каждый палец, чтобы не образовывались рубцы, — говорит Николай. — По нескольку раз в день делал зарядку для руки. Ведь я учусь на последнем курсе лицея и скоро стану электриком. А в этой профессии важно, чтобы пальцы могли выполнять самую точную работу. Сначала никому в лицее не говорил о том, что случилось, чтобы не привлекать внимание, без проблем получить профессию и заниматься любимым делом. Весь год и учился, и руке покоя не давал. Теперь у меня все хорошо.
- Мы очень довольны результатом, — говорит доктор Фидельский. — Мало кому удавалось за год полностью разработать руку, как это получилось у Николая. Теперь парень будет не только полноценно жить, но и трудиться, кормить будущую семью.
468Читайте нас у Facebook