ПОИСК
Події

«по улице западной движется до миллиона тонн земли! Как это остановить? »

0:00 22 квітня 2006
Інф. «ФАКТІВ»
Небывалый оползень в Харьковской области со дня на день может уничтожить больше ста жилых домов

Беда пришла в райцентр Купянск, что в 120 километрах от Харькова, 3 апреля. Среди бела дня сразу в нескольких разных районах города «поплыла» земля. Стали трескаться стены домов, падать деревья, рассыпаться хозпостройки. В одних местах грунт обрушивался огромными пластами, в других наоборот — напирал на дома, «пожирал» приусадебные участки и вздыбливал асфальтовые дороги. Такого сильного оползня не припоминают даже старожилы. С каждым днем он только усиливается…

«Среди ночи соседский дом буквально разорвало пополам»

22s05 opolz1.jpg (22711 bytes)Живописный городок Купянск на Харьковщине расположен на холмах, поэтому с проблемой оползней здесь уже даже как-то свыклись. И в этом году беды никто не ожидал. По весне готовились к особенно сильному паводку — очень уж много снега выпало на Купянск этой зимой. Однако напасть пришла с другой стороны.

- Так сложились метеоусловия, что весь снег ушел в землю, — рассказывает начальник Купянского районного управления ГУ МЧС Украины в Харьковской области Андрей Метелев.  — Теперь получается, что талая вода опускается до глиняного слоя, останавливается и подмывает его. Нижний слой грязью вытекает по склонам наружу, а верхний проваливается. Причем речь идет не об обычном оползне метровой глубины — высота земляного слоя доходит до десяти метров. Это огромнейшие массы земли, противостоять которым почти невозможно.

Некоторые места, где начался оползень, уже давно состоят на учете как опасные. Например, переулок Давыдова-Лучитского, заканчивающийся обрывом, на самом краю которого буквально завис двухэтажный дом. С недавних пор в нем никто не живет: обитавшие здесь три семьи переселились в квартиры, выделенные им городскими властями. Еще немного, и дом рухнет, пополнив список жертв оползня, год за годом пожирающего переулок.

РЕКЛАМА

- Вообще-то, раньше это была улица, но дома здесь один за другим рушились, и со временем ее переименовали в переулок, — рассказывает

70-летняя жительница Купянска Мария Шапка, живущая в соседнем с двухэтажкой доме.  — Впервые оползень здесь начался еще весной 1991 года. Как-то среди ночи один дом буквально разорвало пополам: покорежило трубы, с грохотом раскололо стены — кошмар!.. Хозяева в чем спали, в том и выскочили на улицу. Вскоре «поплыл» другой наш сосед, потом третий, теперь вот и до нас очередь доходит. Дом проседает и разваливается сразу в три стороны — на стенах трещины в два пальца толщиной, в подвале вода, вот-вот обрежут газ…

РЕКЛАМА

Страшно жить, а деваться некуда: я несколько лет обивала пороги чиновников, просила, чтобы нам дали квартиру — все бесполезно. Недавно прислали листок с предложением временно выселиться в территориальный центр по обслуживанию пенсионеров. Не пойду! Насмотрелась на соседей, которые вот уже несколько лет «временно» мыкаются по общежитиям. Что временно — то постоянно. А у меня еще и муж после инфаркта лежит. Обидно: всю жизнь работали, трудились, а теперь выходит, что нас выкрутили, выжали и на мусорник выбросили…

Проблема отселения людей из аварийных домов — главная в сложившейся ситуации. По большому счету, повезло только трем семьям, отселенным из дома на улице Давыдова-Лучитского. На этом жилищный резерв города закончился. Всем остальным жертвам оползня предлагают временно переехать в общежития в рабочем поселке Ковшаровка под Купянском, условия в которых, мягко говоря, далеки от комфортных. Ни один из жителей аварийных домов еще не воспользовался этим «заманчивым» предложением. Перебираться из собственного домика с любовно взлелеянным садом-огородом в необустроенную казенную комнату, десятилетиями не видевшую ремонта, не хочется никому.

РЕКЛАМА

- Дом строили сами по кирпичику, всю молодость из ссуд не вылезали! — возмущается пенсионерка Александра Супрун, чей дом стоит в аккурат по ходу оползня.  — Я сама стахановка, у мужа, участника Отечественной войны, сколько наград! И дети, и внуки здесь выросли. А теперь что же, менять все нажитое на комнатушку в общежитии?! Ни за что на это не соглашусь! Пусть лучше меня здесь и привалит, раз лучшего места в жизни мне не нашлось!

Между тем ситуация ухудшается буквально с каждым днем. Если еще неделю назад дома, находившиеся в оползневой зоне, можно было пересчитать по пальцам, то сейчас количество зданий, над которыми нависла реальная угроза разрушения, перевалило за сотню. И сколько их будет еще через неделю, никто предсказать не может.

«То сарай завалится, то дерево во двор «приплывет… »

В месте другого сильного оползня, на улице Энгельса, ситуация радикально противоположная: здесь земля не уходит из-под ног, а наоборот, наползает на дома сверху. По покрытому свежими глубокими трещинами холму печально бродит мужчина, осматривая разрушения. На месте, где еще недавно был его огород, возвышаются груды земли вперемешку с изломанными деревьями.

- Эх, вам бы на десять минут раньше приехать, — встречает меня местный житель Владимир Глиняный.  — Только что яблоня завалилась прямо у меня на глазах. А вот эта груша, что восемьдесят лет стояла на одном месте, за последние дни сдвинулась в сторону метров на пять. Даже не верится, что это тот самый холм, у которого мы прожили всю жизнь. Он был такой пологий, уютный, все местные жители приходили сюда отдыхать, ребятишки играли, а теперь, того и гляди, он лишит нас жилья. Если б не деревья, которые хоть как-то держат грунт, от дома уже и следа бы не осталось.

- Да что там говорить, каждое утро выходим из дома и видим что-то новое: то сарай завалится, то дерево, которого здесь раньше не было, во двор «приплывет», — выходит из дома его брат Николай.  — Дом родительский, записан на нашу сестру, которая сейчас на севере. Вернется — а дома-то и нет. Его уже не спасти, недолго осталось  — считанные дни…

Владимир и Николай Глиняные рассказывают, что хорошо помнят, как начался оползень. За несколько дней до него подвал начал наполняться грунтовой водой. Братья как раз вычерпывали воду, когда вдруг услышали в курятнике какой-то странный шум. Вышли посмотреть, что происходит, и увидели, как падает кирпичная стена строения… С тех пор без ущерба не обходится ни один день.

Разговаривая с моими собеседниками, я иду по склону и внезапно… проваливаюсь по пояс — земля расходится прямо под ногами…

Своеобразным символом Купянского оползня стала Цыганская гора на улице Западной. Местные жители рассказывают, что в 1907 году на этом месте гигантский сдвиг грунта за одну ночь похоронил под собой то ли цыганский табор, то ли дом цыганского барона. Вот только никто не ожидал, что спустя век гора снова зашевелится.

Пока больше всех на этой улице пострадал Юрий Повелица, чей дом находится под самой горой. Вернее сказать, находился. То, что от него осталось, уже сложно назвать домом. Комната, где раньше была спальня, полностью засыпана землей. Цыганская гора с каждым днем все больше «поедает» здание, легко проламывая крышу, выдавливая окна, кроша кирпичные стены. С тем, что дом не спасти, хозяин уже смирился и теперь пытается вынести отсюда все, чему можно будет найти хоть какое-то применение: срезает трубы отопления, разбирает пол — в нынешней бездомной жизни все пригодится.

- Это было похоже на землетрясение, — вспоминает злополучное 3 апреля пострадавший от оползня Юрий Повелица.  — Около часу дня вдруг задрожала мебель, зазвенела посуда, погас свет. Я выбежал на улицу и увидел, что на мой дом ползут пласты земли, а ближайшая к горе стена прогнулась и потрескалась. Липа была с одной стороны от дома, а оказалась с другой. Я тут же обратился в горисполком, и уже через пару часов на месте были представители мэрии. Впрочем, они до сих пор через день приезжают — толку никакого. Квартиры не дали и не обещают. Теперь мать и жена живут у родственников, все имущество — по соседям, а я сам здесь в сарае ночую, чтобы воры остатки нажитого не растащили. Больно видеть, как на глазах гибнет дом, в котором родился, вырос и прожил все свои 46 лет. А я, выходит, теперь становлюсь настоящим бомжом…

В предложенное властями ковшаровское общежитие Юрий Повелица тоже переезжать отказывается. И не только из-за необустроенности и тесноты общаги: Юрий — инвалид первой группы по зрению и, как он сам говорит, видит город не глазами, а ногами. В родном Купянске ему знаком каждый камушек, а в чужом поселке он по-настоящему ослепнет.

Улица Западная, идущая мимо Цыганской горы, тоже представляет собой жуткое зрелище — вздыбленные пласты асфальта и потоки грязи, каждый день еще на полметра-метр приближающиеся к жилым домам. «Как после бомбежки», — грустно усмехаются местные жители и строго-настрого запрещают своим детям здесь играть. Но разве их удержишь! Говорят, на днях всей улицей вытаскивали из глубокого разлома провалившегося туда мальчугана.

На вершине этой же горы — городское кладбище. От крайних могил до обрыва осталось всего лишь несколько метров, а пласты земли продолжают отваливаться каждый день, и что будет, когда этот оползень доберется до кладбища, страшно представить…

Сообщения о новых оползнях регулярно поступают из разных концов города

Оптимизма в отношении ближайшего будущего купянчане не испытывают. Наоборот: уверены, что это только начало. Об этом не дают забывать и появляющиеся то там, то тут признаки бедствия: один двор оползень оставил без огорода, в другом вода в колодце поднялась до самого верха и начала переливаться через край, в третьем по кирпичикам рассыпался сарай. Сообщения о новых оползнях продолжают поступать с самых разных концов города.

- Старые оползни увеличиваются, новые появляются, — констатирует Андрей Метелев.  — Самый крупный и опасный у нас был зарегистрирован совсем недавно, вечером 14 апреля. К нам в часть приехал мужчина, сказал, что у него треснул дом. Я сам лично с ним выехал на место и понял, что идет новый оползень. Стало очевидно, что в доме жить нельзя, и мы настоятельно посоветовали ему с женой и шестимесячным ребенком куда-нибудь переселиться. Потом приехали геологи, зафиксировали новый оползень, который очень активно идет четырехсотметровым фронтом. И это еще только начальная стадия.

- Неужели с оползнем совсем никак нельзя бороться?

- Можно. Но для этого нужны очень большие деньги. Специалисты-геологи, проводившие исследования, утверждают, что противооползневые мероприятия обойдутся где-то в 150 тысяч гривен за гектар. А у нас только последний оползень не меньше пятнадцати гектаров. К тому же, чтобы проводить дренажные мероприятия, нужно пространство для работы тяжелой техники. Здесь же кругом частный сектор и улочки узенькие-узенькие. Некоторые говорили, что для того, чтобы остановить землю, нужно срочно положить бетонные плиты. Но, например, по Западной улице движется до миллиона тонн земли! Какими плитами это остановить? Более того, допустим, мы их положим, и они задержат землю. А потом под натиском оползня все сорвется и резко пойдет на дома…

Думали о том, чтобы откачать воду. А вдруг это спровоцирует обвал в неожиданном месте? Даже специалисты-ученые пока не советуют нам что-либо предпринимать. Ждем, когда геологи, которые проводили здесь исследования, составят научно обоснованный план работ. Тогда и будем бороться по мере сил. А пока бойцы МЧС круглосуточно дежурят в проблемных местах, переносят линии электропередач, спиливают накренившиеся деревья. Но начинать войну с оползнем надо как можно скорее. И как можно скорее нужно убедить людей отселиться из аварийных домов. Понятно, что сейчас они никуда не хотят уходить, но это — тьфу-тьфу-тьфу — до первого ЧП…

По самым приблизительным подсчетам, только для того, чтобы отселить людей из домов, попавших в зону оползня, необходимо около полутора миллионов гривен. Всего же, по словам губернатора Харьковской области Арсена Авакова, для ликвидации последствий оползня необходимо 10 миллионов гривен. «Таких денег у небольшого и небогатого Купянска нет», — разводит руками городской голова Михаил Римский. Максимум, что могут сделать местные власти, — это выделить деньги на ремонт комнат в общежитиях, чтобы привести их в относительно приличное состояние. Но на днях появилась надежда. В четверг на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям было решено признать происходящее чрезвычайной ситуацией регионального масштаба. Это дает возможность обратиться за помощью в Кабинет министров с просьбой о материальной помощи.

А пока власти решают, как быть, купянчане молятся, чтобы не было дождя — в нынешней ситуации это равносильно катастрофе.

P. S. Автор выражает благодарность Центру пропаганды ГУ МЧС Украины в Харьковской области за помощь в подготовке материала.

702

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів