«давай руку, братан! « — скомандовал четырехлетний мальчик своему трехлетнему другу, когда тот провалился в канализационный колодец глубиной три метра
Артемка Полуян и Коля Залуцкий — друзья не разлей вода. Друг для друга они как братья. Рядом жили, вместе в детский сад ходят. И если, случается, один болеет и остается дома, другой считает, что в садике ему тоже нечего делать. Разница в возрасте у ребят всего девять месяцев. Трехлетний Николай младше, зато повыше Артемки ростом и поэнергичнее. Он — настоящий заводила.
Сейчас трудно сказать, кому из них первому пришла идея использовать поролон выброшенного кем-то сиденья от мотоцикла в качестве «кораблика». Но мальчишки увидели, что с тыльной стороны их двухэтажного дома разлилась «речка» и, прихватив «кораблик», отправились в «путешествие».
«Чего ты плачешь? Я же не утопился», — успокаивал малыш бабушку
В предпасхальные дни все взрослые жильцы 16-квартирного дома в центре села Пустовойтовка Роменского района Сумской области были заняты наведением порядка. Кто стирал, кто копался в земле, кто двор чистил, а вот Артемкина бабушка, Анна Викторовна, которой дочка, отправляясь на день рождения к друзьям, «подбросила» внука, красила в подъезде. Ребята все время были у нее на глазах: катались на велосипедах, играли в любимую «войнушку», а потом исчезли за домом. Женщина уверена, что мальчишки отсутствовали минуты три, от силы пять.
- Вдруг из-за угла показался плачущий Коля, к тому же мокрый с головы до ног, — голос Анны Викторовны от волнения начинает дрожать. — На вопрос, что случилось, он ответил, что упал в большую лужу. Я позвала Наташу, Колину маму, а Темка, гляжу, наблюдает издали, будут ли ругать друга. Тоже мокрющий, только шапочка сухая. «И ты тоже в лужу упал?» — схватила его за руку. «Тоже», — отвечает спокойно. Ну, с кем не бывает? Я начала греть воду, чтобы выкупать внука.
- Я еще в подъезде почувствовала, что Колина одежда воняет нечистотами, — вспоминает Наталья Залуцкая. — И подумала, что мальчики забрели в лужу, которая разлилась возле канализационного люка. Осенью прошлого года бригада из райцентра ремонтировала в селе канализацию: два колодца возле нашего дома починила, а третий не успела. Мы целую зиму жили без воды, а первого апреля ее, наконец, подключили, и люди на радостях бросились стирать. В это время из-под люка того недоделанного колодца начала выступать вода. Но ничего страшного в этом никто не увидел. За три дня до случившегося одна из соседок сажала рядом с колодцем сливы и говорила, что люк был на месте. А что с ним случилось позже, неизвестно.
Поначалу я не понимала, почему у сына началась такая истерика. Колю всего трусило, и он кричал не своим голосом: «Я упал в большую лужу и начал утопливаться». Я его купаю, а он ручки ко мне протягивает, за шею обнимает и без конца плачет: «Я не хочу никуда больше ходить, я не хочу утопливаться». Тут вбежала Анна Викторовна: «Наташа, ты знаешь, что наши дети чуть не утонули в канализационном колодце? Соседки говорят, что на нем нет люка!» Закончив купать мальчишек, мы пошли к этой «большой луже», в которой собравшиеся жильцы дома мерили глубину. Далеко не все палки доставали до дна колодца. Вот тут-то я поняла, что произошло, и со мной тоже случилась истерика.
Как ни странно, самым спокойным в этой ситуации оказался Артем. Он, улыбаясь, спрашивал взволнованную бабушку, которая не находила себе места: «Чего ты плачешь? Я же не утопился».
Ребята до сих пор не могут внятно объяснить, как им удалось выбраться из колодца
Мало-помалу начала проясняться картина произошедшего: малыши путано рассказали о своем приключении. По словам мальчиков, они решили превратить «кораблик» из мотоциклетного сиденья в «мостик». Бросили сиденье на воду и стали переходить по нему с одного «берега» на другой. Первым ступил на легкий поролон трехлетний сорвиголова — и тут же провалился в западню, уйдя с головой под воду. На нем были легкая ветровка, осенние ботиночки и шапочка с завязками под подбородком. Буквально минут за десять до этого мама одела сынишку потеплее — к вечеру (а дело происходило уже после семи часов) стало холодать. Просто удивительно, что намокшая одежда не потянула малыша на дно. Наталья благодарит Бога, что летом они с мужем часто брали ребенка с собой на речку, поэтому он не испугался, оказавшись под водой — знал, что при этом нужно задержать дыхание. Да и в ванной мальчик нередко тренировался в «подводном плавании». Вынырнув из нечистот, Коля не заплакал, не закричал, только начал отчаянно барахтаться, не соображая, что делать дальше.
А вот Артем не растерялся. Видя, что друг попал в беду, он, стоя в воде, но упираясь рукой о землю, стал тянуть Кольку за шапочку. Увы, она тут же сползла с его головы. «Давай руку, братан!» — скомандовал тогда Артем. Однако силенок у четырехлетнего пацаненка, понятно, оказалось слишком мало, чтобы спасти малыша. И в какую-то долю секунды Артем тоже оказался в узком, но глубоком канализационном колодце, наполненном грязной холодной водой.
Неизвестно, как эти двое деток не утопили друг друга. Добиться от ребятишек какого-нибудь вразумительного объяснения того, как они выбирались из западни, не удалось ни родителям, ни, тем более, корреспонденту «ФАКТОВ». Они помнят лишь то, что цеплялись за землю и таким образом выкарабкались. И действительно, взрослые, прибежавшие к месту события через некоторое время, обнаружили на раскисшей земле следы маленьких пальчиков. Родственники ребят предполагают, что Коля, находясь в колодце один, не мог прибиться к краю отверстия, чтобы схватиться за какую-то опору, а вместе мальчики заполнили собой дыру и смогли ощутить грунт под руками. Первому, скорее всего, удалось выбраться на сушу Николаю, хотя сейчас ребята наперебой рассказывают, что каждый из них был первым.
- Было страшно? — осторожно спрашиваю малышей.
- Я нисколечко не испугался! — отвечает немногословный Артем.
- Я тоже не боялся, — бахвалится Коля.
- Тогда покажите, где находится та самая «большая лужа», — предлагаю друзьям.
Взявшись за руки, ребята с удовольствием побежали вперед. Но Коля, увидев, что его бабушка Вера Владимировна снимает штакетины, служащие заслонкой переполненного водой канализационного колодца, расплакался и стал просить ее не делать этого. Наташе пришлось унести ребенка подальше, чтобы он успокоился. Артемка же с любопытством наблюдал, как бабушка Вера меряет веткой глубину. И даже позировал перед объективом моего фотоаппарата.
- Наверное, спасателем будешь, когда вырастешь, — делаю предположение.
- Нет, — возражает Артем. — Я буду солдатом!
- А я — милиционером, — заявляет в свою очередь вездесущий Коля. — Буду сажать бандитов в тюрьмы, чтобы они не бились.
Что ж, тоже правильный выбор для будущего мужчины.
После холодной купели у мальчика исчез насморк
- Мы были поражены поступком четырехлетнего ребенка, — Веру Владимировну переполняют эмоции. — Даже взрослый в такой ситуации мог бы растеряться. Артем же не испугался, не спрятался, как зачастую бывает с детьми.
Пятилетняя Настя Овчар, о которой знает весь мир, спасла младшую сестричку на пожаре. Там понятно: девочки родные, были все время вместе. А этот еще младше Насти и выручал друга, каждую минуту рискуя собственной жизнью. Может, у маленьких детей еще и нет чувства опасности, зато чувство ответственности им, как видите, присуще. Молодец Артем, даже не знаю, как передать словами нашу благодарность. Вот сейчас поедем в Ромны: Коля хочет, чтоб ему подарили игрушку «человек-паук», купим заодно и Артему. Теперь они братья навсегда.
Удивительно складываются и переплетаются судьбы семей Залуцких и Полуянов. Лена Полуян в 19 лет родила первенца Артема, а через несколько дней Наталья Залуцкая узнала, что беременна вторым ребенком, как оказалось потом, Колей (в семье уже росла девятилетняя дочь Светлана).
- Мы тогда жили в этом доме через стенку, и я слышала, как у соседей по вечерам разрывался от плача новорожденный, — рассказывает Наташа. — В первые дни Лена забегала ко мне за советом: как успокоить ребенка. Я шла к ней, брала Темку на руки, и он засыпал. Так продолжалось месяца два. Позже меня попросили быть его крестной. А когда мы только привезли Колю из роддома, Артем забрался к нему в коляску и отнял у грудничка пустышку. Оба едва целыми остались — уж не знаю, как коляска не перевернулась.
Позже произошло еще одно событие, которое очень сблизило две молодые семьи. Года два назад, когда дом отапливался буржуйками, потому что газ жильцам отключили за долги, у Лены с мужем Сережей загорелась квартира. Они растопили буржуйку и ушли навестить бабушку, которая живет в соседнем подъезде. Наташа, услышав запах дыма, стала искать причину возгорания у себя в квартире. Ничего не обнаружив, она выглянула в коридор, увидела, что дым валит из-под дверей соседей, и позвала на помощь. С одной из женщин они разбили балконное стекло, хотели сами потушить пожар, но огонь был слишком сильным — спасатели еле справились. С тех пор Полуяны в этом доме не живут, зато очень часто приводят Артемку к бабушке, Анне Викторовне. Обычно ребята толкутся или во дворе, или дома у Залуцких.
В обеих семьях благодарят Бога за то, что спас их детей. И одной, и другой уже приходилось хоронить близких молодыми. Восемь лет назад из-за неразделенной любви свел счеты с жизнью 16-летний сын Веры Владимировны. Трагически погибла и первая жена сотрудника Государственной службы охраны Сергея Полуяна — в нее ударила молния. Их сынишка тогда был еще совсем крошечным. Сергей долго не женился, пока не встретил Лену, которая стала мамой его осиротевшему ребенку.
Артему с Колей еще невдомек тревоги близких за их судьбу: пацанята пока не осознают, что их жизни висели на волоске. Мальчишкам весело вместе, они снова, как прежде, играют во дворе. Правда, к тому злополучному месту без взрослых не приближаются. Коля на следующее утро после происшествия даже отказывался идти в детский садик мимо канализационного колодца: все твердил, что там холодная и плохая вода. Ночью ребенок спал очень тревожно: часто вздрагивал во сне, ворочался, просыпался, хныкал. Поэтому Колин папа, Николай Александрович, узнавший о приключении сына только утром следующего дня, когда вернулся с ночной смены на буровой, первым делом повез его к бабке-шептухе «снимать страх». Прихватил с собой и Артема, хотя его состояние не вызывало опасений.
К счастью, малыши отделались очень легко, им не понадобился даже осмотр медиков. Родные Артемки переживали, что у ребенка может подняться температура: несколько дней перед происшествием он был простужен, к тому же у него сильно замерзли ножки, на которых были только тапочки. А случилось наоборот — после холодной купели у мальчика исчез насморк.
- О том, что произошло в Пустовойтовке, я сразу же сообщил в райгосадминистрацию, — рассказал корреспонденту «ФАКТОВ» сельский голова Петр Пронь. — Так что в ближайшие дни после праздников фирма «Монолит», которая в прошлом году занималась ремонтом канализационной системы в селе, начнет исправлять допущенные ошибки по укладке труб. А просчет состоит, прежде всего, в том, что ремонтники положили бетонный люк (чугунные не используем, все равно их крадут) на старую кирпичную кладку. Ведь канализации уже почти сорок лет: за это время кладка стала ветхой, начала рушиться, вот и не выдержала очередного испытания. Я полагаю, ее подмыли стоки, и люк, когда на него взобрался ребенок, просто рухнул внутрь. А ведь там глубина около трех метров! Это просто чудо, что дети не утонули. Узнав о происшествии, я на следующее утро сам положил на злополучный колодец штакетину. Ведь в него могли попасть и другие дети, и какой-нибудь пьяный прохожий. Дорога-то центральная, мимо ходит много народу, и никакого заграждения возле дома нет.
Уезжая из Пустовойтовки, по-взрослому прощаюсь с маленькими виновниками переполоха. Кажется, до сих пор чувствую крепкую Артемкину ладошку в своей руке. И представляю, как она тянется к тонущему другу. Сколько той ручонки, а ведь помощь
535Читайте нас у Facebook