«раньше в нашей речке руками ловили больших карасей, крупных щук, а сегодня здесь даже зеленой жабы или пиявки не найдете», -
Недавно «ФАКТЫ» писали о том, что ядовитые стоки городской мусорной свалки в Пидгирцах попали в ручей, спускающийся в село Ходосеевка. В результате «жизнедеятельности» свалки в озере на даче народного артиста Украины Павла Зиброва погибла тонна рыбы! В ближайшие месяцы вместо рыбалки Павла Николаевича ожидает кропотливая работа по осушению и очистке водоема.
«Если раньше я в речке Питель могла помыть кастрюлю, то сейчас опасно даже прополоскать тряпку, которой полы мою!»
- Теперь все мое озеро — яд, — горько констатирует Павел Зибров. — Речная вода тоже заражена. Анализы санэпидстанции подтверждают в ней высокое содержание свинца, цинка, меди и других металлов. И вся эта зараза идет в Днепр. Ну хорошо, мы очистим свое озеро, а берегами речки кто займется?
- Перед этим ЧП мне снился плохой сон, — добавляет супруга Павла Зиброва Марина. — Как будто мы с Павлом находимся в старом доме, первый этаж которого заливает грязная вода. Я в нее едва ступила и сразу вышла. А Павел поплыл. Я еще подумала: «Боже, как смыть такую дрянь?»
Свои фруктовые деревья мы ничем не удобряем, чтобы есть чистые яблоки и груши. Наверное, теперь лучше импортные покупать. Потому что не известно, какой водой подпитывается наш сад
В административном центре Ходосеевки, где расположились сельсовет, магазин и фельдшерско-акушерский пункт, я повстречалась с бывшим сельским фельдшером Любовью Мосиной, 30 лет проработавшей здесь. От нее узнала, что до строительства в Пидгирцах в 1986 году этого хранилища бытовых отходов Ходосеевка была чистым селом, и поначалу особых неприятностей от свалки жители не ощущали. Но постепенно, когда мусора скапливалось все больше и больше, ядовитый фильтрат стал просачиваться в грунт, проникать в ручеек и речку Питель, петляющую по Ходосеевке.
- За последние пять лет резко увеличилось загрязнение нашей Пители, — возмущается Любовь Мосина. — Если раньше я могла в ней помыть кастрюлю, сейчас опасно даже прополоскать тряпку, которой полы мою! От такой воды может появиться любая инфекция. В 1998 году в Ходосеевке случилась массовая вспышка гепатита. В фельдшерском журнале зарегистрированы 29 случаев заболевания. Еще 40 человек, не обращаясь к нам, сразу поехали в киевскую инфекционную больницу. В село прибыла бригада санэпидстанции, взяли пробы из колодцев. Анализ определил: вода непригодна для питья.
Нынешний фельдшер Ходосеевки Екатерина Поночевная рассказала «ФАКТАМ», что в первые годы работы свалки мусор привозили в Пидгирцы и высыпали прямо в яр. Оттуда ветер гнал в речку сухие листья, обрывки газет и бумажных пакетов, пустые пластиковые бутылки — все это добро плыло в Ходосеевку. Жалобы сельчан на засилье «киевского» мусора потоком пошли в сельсовет. Председатель Надежда Поночевная стала бить во все колокола. В Киеве ее успокоили: будем принимать меры.
Потом, по словам сельчан, работники свалки бульдозерами уплотнили мусор, предварительно застелив дно котлована, отведенного под свалку, плотной полиэтиленовой пленкой. Полиэтилен, видимо, прохудился, и накопившиеся стоки через дыры попадают в почву, загрязняя воду в ходосеевских колодцах. По крайней мере, с некоторых пор вода здесь стала отвратительной. Видимо, надо предпринимать более действенные, чем полиэтиленовые прокладки, меры по защите окружающей среды и здоровья людей, живущих по соседству со свалкой.
«Обещали нам и завод по переработке мусора, но так ничего и не сделали»
Председателю Ходосеевского сельсовета Виталию Рыбаку борьба со свалкой досталась по наследству: все его предшественники занимались этим больным вопросом. Возможно, судебные иски Павла Зиброва и то, что в Ходосеевке расположена дача дочери Виктора Ющенко Виталины, помогут Рыбаку одержать победу.
- Особенности нашего природного ландшафта таковы, что вся дрянь со свалки в Пидгирцах течет на территорию Ходосеевского сельсовета, — сокрушается Виталий Рыбак. — При этом компенсацию за городскую свалку Киев платит Обуховскому району, а Ходосеевский сельсовет Киево-Святошинского района получает только мусор, загрязненную до предела воду и вспышки инфекций.
Вода в колодцах, находящихся в зоне речки Питель, отвратительно пахнет. Криницы подальше от речки почище, а еще чище — водопроводная вода. Но водопровод проложен только вдоль центральных улиц (бывший мэр Киева Александр Омельченко выделил на это средства после вспышки гепатита), а дальше — к своим частным домам — трубы подвели только зажиточные хозяева. Те же, у кого не было таких денег, до сих пор пользуются водой из загрязненных колодцев.
Но и водопровод спасает нас только частично — у сельсовета нет денег на обслуживание этой системы. Сейчас электроэнергию, необходимую для работы насосной станции, оплачивают спонсоры. Я был бы очень благодарен новому киевскому мэру Леониду Черновецкому, если бы он выделил нашему сельсовету хоть какие-то средства.
По дороге к Надежде Поночевной, возглавлявшей сельсовет в период строительства свалки, на мосту через Питель председательский вездеходик остановился возле сидевшего на обочине мужчины. Мы разговорились. Оказалось, Владимир Яковлевич живет в Ходосеевке почти 36 лет.
- Раньше в речке было столько рыбы, что руками ловили больших карасей, крупных щук, — вспоминает Владимир Яковлевич. — А сегодня в этой водице даже зеленой жабы-рапухи или пиявки днем с огнем не найдете! В моем колодце была «золотая» вода! Дачники приезжали со всей округи, под двором выстраивалась очередь из 20 легковушек. Работники санэпидстанции нынче советуют мне: воду из колодца можете брать, но лучше ее не пить.
Надежда Поночевная рассказала, что для выбора места под свалку чиновники в свое время объездили территорию вокруг Киева в радиусе 50 километров, но ничего лучше природного котлована в Пидгирцах не нашли. Надежда Трофимовна тогда даже не поставила свою подпись на документе о согласии на строительство свалки.
- Свалка открылась как раз в чернобыльский год, — объясняет Надежда Поночевная. — Осенью 1986 года сюда свозили из Киева все опавшие листья. Можете себе представить, какой радиационный фон на дне этого яра! Кроме того, водители, не доезжая до свалки, высыпали мусор куда попало. Сколько я звонила в коммунальные службы города — настырная была страшно! Неслучайно ко Дню Победы Киев выделял Ходосеевскому сельсовету моечные машины для уборки улиц. Мы добились, чтобы к свалке сделали новую дорогу. Обещали нам и завод по переработке мусора, но так ничего и не сделали.
«Речь о закрытии полигона не идет. Через пять лет мы планируем его расширение»
«ФАКТЫ» попросили прокомментировать сложившуюся в Пидгирцах ситуацию прокурора Киевской области Юрия Гайсинского. В интервью нашей газете от 23 марта он сообщал: «По требованию прокуратуры Киевской области экологическая служба свалку в Пидгирцах закрыла». А сейчас Юрий Александрович объясняет: «Свалка работает. Но проходит государственная экспертиза проб воды и грунта, взятых в районе полигона. К сожалению, в нашей стране не существует единой методики для проведения таких экспертиз, несмотря на наши неоднократные просьбы Кабинету министров разработать их. От результатов этой экспертизы будет зависеть, возбуждать или нет уголовное дело».
- Действительно, в Пидгирцах — на полигоне Ь 5 для хранения твердых бытовых отходов — весной этого года скопилось много фильтрата, — сказал начальник управления коммунального хозяйства Киева Михаил Шпарик, ведомству которого и принадлежит злополучная свалка. — На недавней сессии сельсовета в Пидгирцах мы вместе с депутатами обсуждали меры по улучшению экологической ситуации. Разработан проект реконструкции полигона, на который потребуется 74 миллиона гривен. На эти деньги заменят фильтропроводы и реконструируют другие инженерные сооружения, улучшат работу насосной станции, построят КПП, весовую, котельную. Но самое главное — смонтируют новую установку по переработке фильтрата. На приобретение итальянского агрегата из бюджета столицы выделены четыре миллиона евро. Сейчас монтаж установки в полном разгаре. На пробный пуск пригласим журналистов «ФАКТОВ» и на месте покажем весь фронт проведенных работ, чтобы успокоить общественность.
Однако и сейчас при геологоразведочных работах выяснилось, что от полигона колодцы не загрязняются. Есть проблема мусора, который несвоевременно покрывается слоем глины, а чайки разносят его по ближайшим селам.
Конечно, полигон доставляет определенные неудобства жителям расположенных вблизи сел. Но одновременно в Ходосеевку, Креничи, Пидгирцы, Лесники провели дороги, газ и водопровод, пробурили здесь артезианские скважины. Дети из этих сел получают путевки в оздоровительные лагеря. Поэтому речь о закрытии полигона не идет. Более того, через пять лет мы планируем его расширение и строительство третьей очереди.
716
Читайте нас у Facebook