Эксперты рекомендуют владельцам «таврий» возить запасное колесо в багажнике, а не под капотом, — это поможет выжить в аварии
Думаю, о звездах безопасности, которые дают машине после серии так называемых краш-тестов, слышали все автомобилисты. Мировые автопроизводители, презентуя новую модель, обязательно козырнут: мол, наша машина получила столько-то звезд EuroNCAP (European New Car Assessment Programme — международная некоммерческая организация для оценки новых автомобилей, учредителями которой являются министерства транспорта нескольких европейских стран. — Авт. ). Конечно, приятно, что ваше новое авто, как хороший коньяк, имеет на этикетке пять звезд, а не три. Однако, насколько «звездочки» помогают в реальной жизни, представляют немногие. В массе своей люди остаются в плену у стереотипов, думая, что тяжелый, пусть и устаревший, автомобиль безопаснее, чем новомодная коробчонка на колесах.
Пытаясь разобраться, чего же на самом деле стоят эти хваленые «звездочки» и надо ли обращать на них внимание при покупке машины, «ФАКТЫ» побеседовали с Максимом Кадаковым, обозревателем журнала «Авторевю». Это уважаемое российское автоиздание уже десять лет проводит собственные краш-тесты. За это время эксперты испытали практически все машины, которые производились и производятся на территории СНГ. Да и повод поговорить с Максимом выдался весьма интригующий: пару недель назад специалисты издания «ударили» украинский «Ланос», который с недавних пор активно поставляется в Россию.
«Daewoo Nexia складывалась во время удара, как картонная коробка»
- Максим, «Ланос» в Украине уважают за надежность. Однако многие уверены: в случае аварии его сомнет в лепешку так, что выжить в нем невозможно.
- Лично я также ожидал гораздо худших результатов: «Ланос» не новая машина, которая, кроме того, собирается в Украине. Но по суммарным перегрузкам головы водителя и переднего пассажира — а это один из важнейших показателей пассивной безопасности — автомобиль показал себя очень хорошо. Риск получения серьезной травмы головы довольно низок. Правда, при ударе есть опасность повреждения ног водителя. Но в сумме результат у «Ланоса» вышел достойный — 10,5 балла из 16 возможных: это чуть хуже, чем у Renault Symbol турецкой сборки, но несколько лучше, чем у Hyundai Accent российской сборки.
Должен признать, что ни один автомобиль российского производства до такого уровня безопасности не дотягивает. Самый лучший показатель пока у вазовской «Калины» — 8,4 балла, да и он относится к экспериментальной «Калине» с двумя подушками безопасности, которая серийно еще не выпускается. Результат волжских «десяток» заметно ниже. Правда, в свое время АвтоВАЗ на собственном полигоне проводил для нас испытание «десятки» с подушкой безопасности. Эта машина тоже показала себя довольно неплохо. Но какой смысл говорить об автомобиле, который существует лишь в опытных экземплярах и не ездит по дорогам?
- Называя модели, вы уточняли, где они собираются. Неужели это так важно?
- Приведу пример. В конце 90-х мы испытывали Daewoo Nexia корейского производства — машину, хорошо известную как в Украине, так и в России. Автомобиль неплохо выдержал тест. Прошло несколько лет, и мы решили «ударить» Daewoo Nexia, но теперь уже узбекской сборки (этот автомобиль активно рекламируется и продается сейчас в Украине. — Авт. ). Это был какой-то кошмар! После удара машина складывалась, как кусок картона! Стало очевидно, что металл «узбеков» совершенно никудышный. Или вот вам история с «Окой». Многие наверное слышали, что «Оку» собирают на автозаводе в Серпухове и на КамАЗе. Причем серпуховская «Ока» в краш-тестах показала себя заметно хуже. Стали разбираться: ведь кузова для Серпухова варят на КамАЗе. Как выяснилось, сваркой машин занимались в двух разных цехах, что, видимо, сказалось на качестве автомобиля. Впрочем, при переносе производства качество страдает не всегда. Например, российский Ford Focus первого поколения показал очень высокий результат, хотя кузова этой модели варятся в Питере ручными сварочными аппаратами, а не на автоматизированной линии, как на других заводах Ford. Все зависит от контроля качества — на ЗАЗе за этим, по всей видимости, хорошо следят.
- Существуют рейтинги надежности автомобилей — там, как правило, впереди японцы. Можно ли создать подобный рейтинг степени безопасности машин?
- Вперед вырвались крупнейшие концерны, которые могут вкладывать миллиарды в разработку более безопасных авто. Из относительно недорогих брэндов я бы отметил Renault, у которого сейчас едва ли не все модели имеют пять звезд. На острие прогресса Toyota, Volvo, Ford, Mersedes. И напротив, небольшая японская компания Suzuki до последних пор не блистала результатами в краш-тестах
- В конце списка наверняка китайцы. Европейцы даже запретили ввоз этих машин в ЕС.
- Запретили — не совсем верно сказано. Нормы EuroNCAP пока не являются обязательными в Европе — просто автомобиль, не отвечающий этим требованиям, европейцы не будут покупать. Какой же смысл его ввозить? Кстати, у китайских машин хватает и других недостатков — подавляющее большинство не удовлетворяет обязательным в Европе нормам «Евро4», а в некоторых из них пластмассовая обивка салона источает такие фенольные испарения, что на глазах слезы выступают
«Если на скорости шарахнуть о стенку броневик, его экипаж погибнет»
- Максим, вы говорили о баллах, которые получил «Ланос». А сколько это в «звездочках»?
- На автополигоне в подмосковном Дмитрове мы пока проводим лишь фронтальные краш-тесты. А полная методика испытаний EuroNCAP подразумевает также боковой краш-тест на скорости 50 км/час и боковой удар в столб на скорости 29 км/час (последнее испытание — лишь для автомобилей, оснащенных боковыми подушками безопасности. — Авт. ). Присуждать автомобилю «звездочки» можно по итогам минимум двух краш-тестов — фронтального и бокового. Поэтому мы ограничиваемся лишь выдачей баллов за лобовой удар. Однако и по результатам фронтального краш-теста можно делать серьезные выводы, как в случае с «Ланосом».
- Как проводится испытание?
- Столкновение происходит на скорости 64 километра в час. Машина бьется о деформируемый барьер не всем передком, а лишь левой, водительской стороной. Причем область удара захватывает лишь 40 процентов ширины передка. Это один из самых тяжелых видов удара и одновременно очень распространенный вид аварии.
- А насколько при выборе авто можно доверять всем этим тестам? Ведь в жизни машину могут ударить и в правую сторону?
- В самом деле, если мы будем подвергать удару не водительскую, а пассажирскую сторону, результаты окажутся другими, иногда даже лучшими. Возьмем, к примеру, «Таврию», у которой под капотом со стороны водителя лежит запасное колесо. Когда мы проводили краш-тест, запаска выдавила в салон переднюю панель — в результате «водитель» получил серьезные травмы. Мы даже рекомендовали владельцам «Таврий» возить запасное колесо в багажнике. Кстати, в этом автомобиле капот играет страшную роль: во время удара он приподнимается, острым краем пробивает лобовое стекло и смещается в салон навстречу водителю. От удара головой об острый металлический угол человек гибнет. Несколько лет назад на ЗАЗе подробно проанализировали результаты краш-теста «Таврии», которой был проведен «Авторевю». Что-то доработали, но крепления капота — я специально спрашивал — остались прежними. Западные автопроизводители на подобные вещи реагируют очень чутко
- Переложат запаску или аккумулятор с левой стороны на правую — и вот еще несколько баллов в рейтинге!
- Отчасти так, но даже если изменить правила тестирования, автомобили-лидеры останутся лидерами. Расхождения будут — но не столь заметные Наши машины в любом случае останутся в самом конце списка
- Не верится, что импортный мини-автомобиль получает на тестах девять-десять баллов за лобовой удар. А у «Волги», которая должна бы смять эту кроху в лепешку, всего два балла!
- Безопасность броневика — это всеобщее заблуждение. Если человека в броневике или металлическом шаре шарахнуть о стенку со скоростью 64 км/час, он умрет: его мозг буквально расплющит о черепную коробку! Броневик — отнюдь не самая безопасная машина. Идеальный автомобиль — это очень жесткая капсула с пассажирским отсеком и грамотно продуманными сминаемыми зонами впереди и сзади, поглощающими энергию удара. Важен не только кузов, но и удерживающие системы — подушки, ремни безопасности, сиденья! Во время аварии водитель сначала ударяется о руль или подушку безопасности, затем его отбрасывает назад. Если сиденье разработано плохо, если ты сидишь, как в «Волге», криво — а там все криво, — то водитель может удариться головой не о подголовник, а о стойку кузова и получить смертельную травму. И такие случаи были! Хотя отчасти вы правы — зависимость от массы машины все-таки есть. Не всегда уточняется, что краш-тест — это имитация столкновения автомобилей одинаковой массы. Поэтому, когда крохотный Citroen C1 весом 800 килограммов и двухтонный Jeep Grand Cherokee получают по четыре звезды безопасности, важно понимать, что это не совсем одинаковые «звездочки». И если эти две машины столкнутся, у пассажиров внедорожника шансов выжить гораздо больше.
Рейтинг фронтальных краш-тестов «Авторевю» по методике EuroNCAP
Название автомобиля Баллы
Ford Focus (первое поколение,
российская сборка) 12
Chevrolet Lanos 10,5
Renault Symbol 11
Hyundai Accent (Таганрог) 9,9
Renault Logan 12
Daewoo Matiz (Узбекистан) 12
Daewoo Nexia (Узбекистан) 1
Chery QQ (Sweet) 4,9
«Калина» 5,6
«Калина» с двумя подушками 8,4
«Шеви-Нива» 1,6
«Ока» (КамАЗ) 2
«Ока» (Серпухов) 1
ГАЗ-3110 2
Иж «Ода» 2
УАЗ-3160 «Симбир» 3,7
ВАЗ-21213 «Нива» 4
ВАЗ-2110 4
ВАЗ-2107 0
ВАЗ-2106 2
ВАЗ-2109 4
Как видно из таблицы, самым опасным автомобилем
из производимых в странах СНГ, является вазовская
«семерка», получившая ноль баллов! А ведь она в последние годы была самым популярным автомобилем в Украине
Данные предоставлены «Авторевю»
Рейтинг фронтальных краш-тестов EuroNCAP
Название автомобиля Баллы
Toyota Yaris 15
Opel Astra Classik 13
Renault Megane 14
Ford Focus II 16
Dacia Logan 8
Mazda 6 12
Skoda Octavia 11
Honda Accord 10
Kia Rio 11
Daewoo Lanos (1998 года) 6
Поразительный результат показал Ford Focus
(собранный не в России), набравший 16 баллов
из 16 возможных. После страшного удара водитель практически не пострадал, мало того, его дверь не заклинило: человек смог спокойно выйти наружу
Информация с сайта www. EuroNCAP. com
1204Читайте нас у Facebook