ПОИСК

«я резала хлеб острым ножом. Как на него напоролась, сама не понимаю. Очнулась в реанимации. Врачи говорят: «у вас было ранение… Сердца»

0:00 23 червня 2006
Інф. «ФАКТІВ»
43-летняя киевлянка выжила благодаря тому, что не растерялся ее муж, находившийся рядом. Уже через четыре минуты после ранения ей начали оказывать помощь врачи, иначе сердце женщины могло остановиться, сдавленное вытекающей из него кровью

Нам разрешили проведать Людмилу в реанимационном отделении. Ей не позволяют говорить без кислородной маски, хотя она значительно приглушает голос, «съедает» некоторые слова.

- Это произошло 14 июня, в среду, — рассказывает

43-летняя Людмила.  — Я резала хлеб. Нож был острым, большим… Нарезала ломти от себя, но в какой-то момент резко дернула нож к себе. И все, больше ничего не помню. Очнулась уже в больнице. Врачи сказали: «У вас было ранение сердца». Хорошо, что я дома находилась не одна, а с мужем.

Супруга Людмилы Владимира и ее дочь Оксану мы увидели у дверей реанимации. Они с встревоженными лицами ждали врачей после обхода, чтобы узнать о здоровье близкого человека.

РЕКЛАМА

- Все случилось буквально у меня на глазах, — говорит Владимир.  — Нож вонзился в грудь жены…

Мужчина волнуется так, что надолго замолкает.

РЕКЛАМА

- Крови практически не было, — продолжает он.  — Я жутко растерялся, но оцепенение длилось не дольше 30 секунд. Вызвал «скорую»… Она приехала через четыре минуты! Это и спасло Люду.

- В первую очередь нужно отметить профессионализм и оперативность врачей скорой помощи, которые доставили Людмилу в больницу, — говорит заведующий реанимационным отделением Больницы скорой медицинской помощи Игорь Малыш.  — На месте сделали все необходимое: внутривенно ввели обезболивающие и останавливающие кровь лекарства, подключили кислород… Благодаря этому пострадавшая не агонизировала, хотя находилась в состоянии шока.

РЕКЛАМА

- Сердце защищено специальной сумкой — перикардом, — объясняет главный врач Больницы скорой медицинской помощи Александр Ткаченко.  — Когда происходит ранение в сердце, кровь начинает наполнять эту полость, которую еще называют сердечной сорочкой, и сдавливает сердце. Оно перестает биться, и человек погибает. К счастью, Людмилу доставили в больницу очень быстро: сердечная сорочка не успела заполниться кровью.

«Оперирующий хирург должен не только спасать пациенту жизнь, но и заботиться о том, чтобы шов был аккуратным»

На многие мои вопросы муж Людмилы Владимир не смог ответить.

- Я сейчас толком не могу вспомнить, что делал, как упала Люда, ранив себя в сердце, — объясняет он.  — Никак не могу прийти в себя. Только благодаря врачам, которые все сделали моментально, Люда жива.

- Футбольный матч команд Украины и Испании начался в четыре часа дня, через несколько минут мне позвонили: «Маму «скорая» забрала в больницу», — добавляет Оксана.  — Страшно было даже представить, что с ней такое случилось…

- Я уже устала болеть, — признается Людмила.  — Хочется двигаться, но приходится все время лежать на спине. Поворачиваться нельзя из-за шрама, капельниц, трубочек, которые вывели наружу. Очень устала от всего этого.

Людмила категорически запретила фотокорреспонденту снимать ее крупным планом: «Лицо отекшее, прически нет. Какая женщина захочет такой себя в газете видеть?»

В Больнице скорой медицинской помощи приемное отделение находится на одном этаже с противошоковой палатой и токсикологической реанимацией. Здесь дежурит бригада врачей, в состав которой входят хирург, анестезиолог, нейрохирург, сосудистый хирург, травматолог. При тяжелых сочетанных травмах операции проводят одновременно несколько бригад, чтобы не терять времени.

- У врачей есть термин «смертельный треугольник». Он получается, если соединить линиями левую ключицу, грудину и левое плечо с нижней точкой грудины, — добавляет Игорь Малыш.  — Если человек получил ранение этого участка тела, его сразу же доставляют в операционную. Кстати, в бронежилетах именно в область смертельного треугольника вставляют титановую пластину.

- Во время манипуляции, которую врачи делали Людмиле,

я обратила внимание, что у нее шрам расположен под грудью, а не поперек груди…

- Мой учитель, ныне покойный хирург Владимир Земсков, говорил, что медицина должна быть эстетичной, — объясняет Александр Ткаченко.  — Для пациента все важно — и каким был доступ, и какой шов наложили. Хирург, приступая к операции, должен думать и о жизни больного, и о том, чтобы после вмешательства шрам не доставлял неудобств. Тем более женщине. Поэтому оперировавшие Людмилу хирурги расположили шрам так, чтобы он был минимально заметен.

- После операции на сердце у Людмилы развилось воспаление легких…

- При повреждении грудной клетки внутрь попадает воздух, в результате чего спадаются легкие, — продолжает Игорь Малыш.  — Такое происходит практически после всех ранений. В результате развивается застой и воспаление — пневмония.

- Пациентка потеряла много крови?

- Все, что вытекло в сердечную сорочку, мы собрали и вернули в организм. Поэтому кровопотеря у Людмилы была минимальной. Отверстие в сердце ушили.

«Современную аппаратуру пока заменяют опыт и профессионализм наших врачей»

Больница скорой медицинской помощи начала работать в Киеве в 1985 году. Каждый день к приемному отделению 12-этажного здания подъезжают десятки карет скорой помощи. Врачи работают круглосуточно, без выходных и праздничных дней. Другие городские больницы принимают пострадавших несколько дней в неделю, согласно графику.

- В среднем за сутки наши специалисты оказывают помощь 180-190 пациентам, — говорит Александр Ткаченко.  — Приблизительно половину из них приходится госпитализировать в разные отделения. Остальные могут лечиться по месту жительства.

- За 20 с лишним лет работы больницы нам пришлось оказать помощь 391 пациенту с ранением сердца, — добавляет заведующий отделением политравмы Больницы скорой медицинской помощи Нугзар Барамия.  — К сожалению, 68 погибли. Если человек находился далеко от города и ему не сразу оказали квалифицированную помощь, позже ему не смогут помочь даже самые опытные хирурги. Когда произошло массивное кровотечение, сердце сдавилось, спасти пациента практически невозможно. После ранения сердца у человека может не выступить ни капли крови наружу, а это вводит окружающих в заблуждение, что можно не спешить. Чаще всего сердце ранят ножами в результате семейных скандалов, драк. Но, помню, был удивительный случай, когда мужчине в грудь попали стрелой для подводной охоты, которая внутри раскрывается. Нам удалось вытащить ее во время операции, дополнительно не повредив сердце. Такое могло произойти, если бы стрелу пытались извлечь до нас.

- Ни для кого не секрет, что на плечи родственников человека, попавшего в реанимацию, ложатся расходы на необходимые лекарства. Врачи диктуют списки препаратов, объясняя, что их практически ничем не обеспечивают…

- Действительно, несколько лет назад у специалистов реанимации подчас не было даже перевязочных материалов, — отвечает главный врач больницы.  — Но ситуация изменилась, сейчас реаниматологи имеют все необходимое. К трагической ситуации люди всегда оказываются неготовыми. Бывает, с тяжелыми травмами к нам попадают без документов, иногородние, бомжи. Всем им нужно оказать помощь в необходимом объеме. Но, безусловно, мы не можем закупить препараты нового поколения, дорогие антибиотики. В таких случаях врач может посоветовать родным пациента приобрести более сильные препараты. Сейчас наша больница нуждается в современной аппаратуре. Несколько лет назад купили спиральный томограф, который позволяет оценить состояние организма человека, получившего тяжелые травмы. Этот аппарат включен круглосуточно. Его ресурс уже выработан, но заменить томограф пока нечем. Поэтому мы вынуждены смириться с тем, что время от времени он сам устраивает себе перерывы, зависает, как компьютер. Городские власти выделяют средства на покупку новой аппаратуры, но ее обновление должно происходить постоянно, как это делается в клиниках за рубежом. Пока же современную аппаратуру заменяют опыт и профессионализм наших специалистов.

- Ранение сердца может дать о себе знать в будущем? — этот вопрос мы задали кардиохирургу Борису Тодурову, директору городского Центра сердца, который вскоре начнет работать в структуре Больницы скорой медицинской помощи.

- Мне не раз приходилось оперировать людей, у которых было ранение сердца, — отвечает доктор.  — Иногда пострадавшим приходится обращаться к кардиохирургам для повторной операции. Бывает, в результате проникновения острого предмета повреждается сердечный клапан. Тогда его приходится заменить искусственным или восстановить. Если же произошло повреждение аорты, могут развиться инфаркт и аневризма (расширение сосуда, в котором скапливается кровь). Такой участок аорты следует заменить, то есть провести аорто-коронарное шунтирование с применением аппарата искусственного кровообращения. Если бы при поступлении человека с ранением сердца обследовал кардиохирург, он мог бы применить методики, необходимые в каждом конкретном случае. Вскоре начнет действовать городской Центр сердца. Кардиохирурги будут работать в таком же режиме, как и врачи Больницы скорой помощи, а значит, в любой момент коллеги смогут начать вмешательство сообща. Это позволит избежать дополнительных операций на сердце.

… Мы с Людмилой встречались в понедельник. Накануне выхода статьи я связалась с заведующим реанимацией, чтобы узнать о состоянии здоровья женщины. «Она уже переведена в обычное отделение, идет на поправку», — обрадовал Игорь Малыш. Правда, думается, муж Людмилы долгое время не позволит ей взять в руки не то что нож, а даже маникюрные ножницы.

460

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів