ПОИСК
Події

Экс-секретарь цк кпу яков погребняк: «накануне ответственной игры валерий лобановский говорил мне: «тут жены футболистов просят организовать на базе продажу одежды и косметики. Не мешало бы и колбаски подбросить! »

0:00 5 липня 2006
Інф. «ФАКТІВ»
Ровно 25 лет назад панораму Киева украсила первая украинская высотка — 28-этажный офис Министерства торговли УССР

В былые времена экономика Украины базировалась на четырех китах — добыче угля, выпуске металла, выращивании сельхозпродукции и торговле, которая почти наполовину наполняла бюджет республики. Именно от «торговых» поступлений напрямую зависела выплата заработной платы, которую в СССР трудящиеся получали регулярно. Задержка на два дня считалась чрезвычайным происшествием!

Министерство торговли и Союз потребительской кооперации занимали в те годы здание на Крещатике, где работники обеих организаций теснились, как пчелы в улье. И, чтобы создать максимальный комфорт управленцам торговли, было решено построить для профильного министерства 28-этажный офисный центр на Львовской площади в Киеве.

«Владимир Щербицкий недоумевал: «Сколько можно ездить мимо долгостроя за грязным забором на Львовской площади?»

- Как-то за обедом в комнате для членов Политбюро, — вспоминает секретарь ЦК КПУ с 1971 по 1987 год Яков Погребняк, — первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий обратился ко мне: «Тебе не стыдно ездить мимо заброшенного фундамента, вот уже несколько лет стоящего за грязным забором на Львовской площади? Посмотрите, как финансируется стройка, а если в недостаточном объеме, попросите Минфин выделить средства».

Сразу же после обеда я пригласил на совещание первого заместителя председателя Совмина УССР Григория Ващенко, министра торговли Владимира Старунского, руководителей «Киевгорстроя». Несколько раз сослался на Щербицкого, рассказал о выделенных средствах. Деваться было некуда — и работа закипела! Дважды в месяц я проводил оперативки прямо на объекте.

РЕКЛАМА

Незадолго до этого я вернулся из командировки в Чехословакию, где нашу делегацию знакомили с достижениями местной торговли. В Праге нам с гордостью показали новый 20-этажный торговый центр, в котором продавались и промтовары, и продукты. В подвальных помещениях оборудовали склады, а под ними — паркинг на сто машин. Скоростные лифты и эскалаторы тоже стали для нас новинкой. В те времена в столице Украины подобных магазинов не было, довольствовались довоенным ЦУМом на Крещатике и универмагом «Украина», открытым в 1966 году.

Под впечатлением от пражского торгового центра в проекте высотки Министерства торговли предусмотрели конференц-зал на 300 человек — кстати, в прошлом году моя внучка с одноклассниками отмечала здесь выпускной вечер. И трехэтажный универмаг. К сожалению, места для оборудования подъездных путей на парковку не хватило — здание зажато между Львовской площадью, Большой Житомирской улицей и обрывом со стороны Подола.

РЕКЛАМА

Строительство завершили года через два. Ленточку на открытии перерезал Владимир Щербицкий. Затем мы прошлись по зданию, поднялись на смотровую площадку на 28-м этаже, с которой открывалась прекрасная панорама Киева. Дом торговли (так в народе называли здание министерства) эффектновозвышался над днепровскими склонами, его было видно даже с Московского моста и моста Патона.

Как вспоминает народный архитектор Украины Валентин Ежов, член творческой группы, проектировавшей Дом торговли, проект нового здания министерства был создан еще в 1967 году, а первых посетителей «объект первой категории» (так тогда назывались суперважные новостройки) принял только в 1981-м. Так что высотка по праву заслужила звание классического советского долгостроя.

РЕКЛАМА

- Это теперь из легких конструкций быстро строят гипермаркеты и торгово-развлекательные центры, а наш комплекс — капитальное сооружение, — говорит Валентин Ежов.  — Уже 25 лет простоял и еще сто простоит. Нашей задачей было совместить торговые, культурные заведения, кафе, ресторан и столовую под одной крышей, да еще сформировать ансамбль Львовской площади. С нами работал мэтр архитектуры Анатолий Добровольский, создавший ансамбль Крещатика и автор проекта Дома художника на той же Львовской площади. Офис Министерства торговли должен был стать самым высоким сооружением в Украине — 28 этажей! Хотя сначала думали о шестиэтажном.

В советские времена запрещалось строить сооружения с каркасом из металла. Комплекс Дома торговли — единственное исключение. Разрешение на строительство очень долго «пробивали» в Москве. Через Белокаменную заказывали в Югославии металлические профили и детали интерьера. Из-за этого и других сложностей сроки строительства растягивались, и на собрании партактива города Владимир Щербицкий называл наш объект долгостроем. Уже в 1981 году, когда меня назначали главным архитектором Киева, во время личной беседы с Владимиром Васильевичем я понял, что он не забыл этот долгострой: «Дом торговли — ваш объект? В принципе, он мне нравится… » И после долгой паузы поставил визу на моем назначении. Это и была вся благодарность за удачный проект, ибо других наград и грамот наша творческая группа так и не получила.

«Из-за всеобщего дефицита остался без «Жигулей» даже бывший глава правительства Александр Ляшко»

- Яков Петрович, можно сказать, что торговля в УССР находилась на высоте?

- Руководители республики Владимир Щербицкий и председатель Совмина УССР Александр Ляшко держали на постоянном контроле поступления в бюджет. Как только приближалось 20 число месяца, на заседании Политбюро Щербицкий обязательно интересовался: «Как у нас обстоят дела с торговлей? Как идет выполнение кассового плана?» Я же как секретарь ЦК КПУ, курирующий эту отрасль, обычно отвечал: «План поступлений в бюджет немного отстает от нормы, но в конце месяца мы завезем в магазины резерв, а перед праздником добавим и дефицитные продукты».

- Несмотря на такой высокий патронат торговли, тогда в дефиците было все: мебель, автомобили, меха, ковры, качественная обувь, одежда…

- Наши «Волги», «Жигули» и «Запорожцы» не поступали в свободную продажу, а распределялись через фонды Министерства торговли. Именно так выделялись машины известным спортсменам, в том числе футболистам киевского «Динамо», заслуженным деятелям науки и культуры.

Из-за дефицита остался без личного авто даже Александр Ляшко. Выйдя на пенсию, Александр Павлович попросил своих бывших подчиненных помочь его семье приобрести «Жигули». Но просьбу экс-премьера… оставили без внимания, о чем Ляшко долго вспоминал с обидой.

- На протяжении многих лет вы курировали киевское «Динамо». Как игроки обеспечивались товарами повышенного спроса?

- Наши динамовцы не были обижены ни в чем. Накануне ответственной игры я обязательно бывал на базе «Динамо», расспрашивал о проблемах и пожеланиях футболистов. В таких случаях Валерий Лобановский говорил мне: «Тут меня жены футболистов просят организовать в Конче-Заспе продажу одежды и косметики. Не мешало бы и колбаски подбросить!»

В оговоренный день в Конче-Заспе собирались все жены футболистов, спортсмены, обслуживающий персонал и отоваривались месяца на три — на такие закупки деньги у них имелись! Вообще-то футбольный клуб «Динамо» был прикреплен к торговым базам, на которых ежедневно покупали продукты, но в особых случаях следовало проявить ко всеобщим любимцам повышенное внимание. На выездной торговле большим спросом пользовались французская парфюмерия, итальянская обувь, чехословацкие куртки и дубленки и, конечно же, американские джинсы, которые только-только стали у нас появляться.

Кстати, если бы и сегодня покупательная способность граждан была такой, как раньше, продтоваров хватило бы дней на десять, не более. Это подсчитал ректор Киевского торгово-экономического университета профессор Анатолий Мазараки. Однажды многолетний председатель Госплана и премьер-министр Украины Виталий Масол пошутил: «В советские времена магазины были пусты, а холодильники забиты». Шутка стала афоризмом. Сейчас же всюду изобилие, а в холодильниках свободно.

Почему раньше не хватало, например, мясных продуктов? Потому что пятая часть их отправлялась в Москву, Ленинград и республики Закавказья. На общественное питание уходила чуть ли не половина мясо-молочных ресурсов Украины. В рабочей столовой за 60 копеек можно было взять закуску, первое, второе блюда и компот. Для детских садов, яслей и пионерских лагерей продукты тоже отпускались по государственным ценам. По повышенной норме снабжались угольщики, металлурги и химики. На Донбассе перед спуском в шахту рабочие получали «тормозок» за государственный счет: 300 граммов мяса, сухая колбаса, твердый сыр, помидор, огурец. Оставшееся мясо шло в торговлю. Конечно, в магазинах по два рубля за килограмм оно не задерживалось, но уже по цене вдвое дороже свободно лежало на прилавках кооперации. Люди предпочитали покупать свежину у частников — на базаре килограмм мякоти тоже стоил четыре рубля. Но я хотел бы подчеркнуть, что раньше, по статистике, на одного человека приходилось 70 килограммов мяса в год, а сегодня — 25.

«17 лет курируя торговлю, я в ресторане ни разу бесплатно не пообедал. Невероятно, но правда!»

- В то время, когда за импортным ширпотребом люди стояли в очередях, некоторые пользовались благами спецобслуживания в ателье спецобслуживания «Коммунар»…

- Если вы имеете в виду партработников и ответственных работников министерств, информирую: мы имели возможность купить в «Коммунаре» ондатровую шапку за 56 рублей, пошить пальто или костюм из добротной ткани (я лично за 17 лет работы в ЦК пошил аж… три костюма). Это действительно было удобно, так как ответственные работники обычно задерживались на работе до девяти вечера. Чтобы перекусить, покупали в буфете ЦК чай или кефир, сладости, бутерброды — Владимир Щербицкий распорядился ликвидировать ларьки, торговавшие мясными и молочными продуктами в более широком ассортименте в помещениях обкомов и горкомов.

17 лет курируя торговлю, я в ресторане ни разу бесплатно не пообедал. Невероятно, но правда! Пример принципиальности в этом вопросе нам демонстрировали лидеры республики. Как-то на промышленной выставке меня попросили оценить качество новых табачных изделий. Поскольку я не курю, передал сигареты через приемную Владимиру Щербицкому. Через 15 минут по телефону Владимир Васильевич спросил меня: «Что за сигареты появились на моем столе?» Выяснив, что это выставочные образцы для изучения потребительского спроса, сухо поблагодарил и попросил подобного не повторять: «Организаторы еще подумают, что мы с ярмарок не только сигареты берем. Как же мы будем потом с них спрашивать? И что о нас люди подумают?.. »

В служебной квартире Александра Ляшко на Десятинной улице, а позже на Шелковичной стояли казенные устаревшие мебельные гарнитуры. Самое почетное место здесь отводилось стеллажам с книгами. Министр торговли УССР Старунский говорил мне, что как-то предлагал Ляшко дефицитные товары, но Александр Павлович сказал: «Не надо, я сам разберусь!» Сегодня бы такой уровень честности!

С просьбами помочь в приобретении дефицитных товаров в ЦК обращались известные люди, не имевшие возможности стоять в очередях. Так, на приеме у Владимира Щербицкого побывал дважды Герой Советского Союза легендарный генерал Василий Петров. Во время войны он остался без рук, из-за этого не мог обходиться без посторонней помощи, от него ушла жена. Владимир Васильевич попросил меня помочь генералу: «Человек прошел через все муки ада, нуждается в индивидуальном пошиве одежды, приобретении мебели и продуктов питания. Помоги это организовать!»

Все просьбы генерала мы удовлетворили…

356

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів