«я остался без штанов», — говорит милиционер, пострадавший в драке между правоохранителями и торговцами на рынке «континент» в донецке
Страсти, разгоревшиеся вокруг рынка «Континент», находящегося в центре Донецка, не утихают вот уже несколько дней. Причем ни одна из конфликтующих сторон не намерена отступать. Ни будущие застройщики, которые обещают превратить долгострой в современный торговый центр, а заодно и окультурить территорию вокруг. Ни городские власти, которые давно предупреждали «рыночников» о том, что им придется покинуть «насиженное место», предлагая различные варианты передислокации с последующим предоставлением рабочей площади всем арендаторам этой бойкой торговой точки. Ни предприниматели, арендующие места у акционерного общества закрытого типа «Континент» (и другие работники рынка «Континент») и объединившиеся для защиты своих позиций в общественную организацию «Континент-маркет». Готовы стоять на посту и правоохранители, которых в этой ситуации обязали обеспечивать правопорядок при исполнении решения суда — демонтировать рынок. «Континентальный» конфликт стал в эти дни самой горячей темой и для горожан, курсирующих ежедневно мимо рынка, рядом с которым — центральный транспортный узел Донецка. Из-за пикета здесь образовалась пешеходная зона.
«Днем работаю, по ночам — охраняю свое место»
«Мы ожидали повторения демонтажа рынка еще с 23 апреля, когда была предпринята первая попытка уничтожить наши рабочие места, — рассказал «ФАКТАМ» Валентин (свое настоящее имя этот предприниматель, член Ассоциации «Континент-маркет» попросил не называть. — Авт. ). — Потому и установили на рынке ночное дежурство. Днем торгуем, ночью — охраняем свою территорию. В ночь накануне второго демонтажа (4 июля) я не дежурил. Узнав о происходящем уже утром, бросился вместе с товарищами спасать свой товар, прорывая милицейский кордон. Вся моя семья была избита милицией, оба сына (младший, кстати, инвалид, он страдает астмой) и жена получили сотрясение мозга».
Судьба Валентина, которому принадлежит торговая палатка на пищевом рынке «Казачий» (является частью рынка «Континент». — Авт. ), похожа на тысячи судеб «детей перестройки и жертв ускорения». Подорвав свое здоровье в шахте и так и не добившись регрессных (компенсационных. — Авт. ) выплат, он вернулся к своему первому профессиональному занятию — художественному промыслу. Но это ремесло не приносило больших доходов. И тогда бывший горняк нашел себя в самом востребованном бизнесе — торговле продуктами. Сначала возил овощи из Крыма, потом стал реализовывать заводскую молочную продукцию. Ему посчастливилось занять два «погонных метра» на самом бойком в городе рынке — «Континент». Впрочем, это счастье, по словам собеседника, досталось ему дорогой ценой.
Невозможно проверить слова Валентина, но, судя по рассказам таких же «рыночников», арендующих «погонные метры» на этом и других рынках города, его рассказ похож на правду. Он поведал, что за обустройство закрытой торговой палатки с холодильниками (чтобы можно было оставлять товар на ночь) ему пришлось дать большую взятку. Естественно, что квитанции, где было бы указано, за «что и куда» произведено это отчисление, ему никто не дал. Тем не менее свою палатку Валентин считает не просто арендованной торговой площадью, а частной собственностью. За эту же палатку он ежедневно уплачивал и рыночный сбор размером 34 гривни — уже по квитанции. А еще — сбор за работу ветеринарной лаборатории, оставаясь в недоумении по поводу того, зачем нужны эти услуги торговцу сертифицированной заводской продукцией. Плюс 45 гривен в месяц (без квитанции) — за электроэнергию и въезд на территорию рынка машины, доставившей товар с завода.
Впрочем, Валентин говорит, что на другом рынке, где он также предусмотрительно занял место, опасаясь, что «Континент» демонтируют, порядки были еще суровее. Там берут 34 гривни за место, выдавая квитанцию об уплате на втрое меньшую сумму. И это только цветочки. Пытаясь добиться самостоятельности, год назад Валентин вложил восемь тысяч долларов (примерно 40 тысяч гривен. — Авт. ) в строительство киоска на третьем, недавно созданном рынке. Да вот только место оказалось не бойким — торговля не идет. Поэтому предложенные «рыночникам» городскими властями новые рабочие места (притом далеко не всем), по словам собеседника «ФАКТОВ», обойдутся предпринимателям не дешевле, а главное — не окупятся.
Сознавая, что место на «Континенте» — его единственная возможность сохранить кормящий семью бизнес, Валентин встал на его защиту. После первой попытки демонтажа рынка (по решению суда — в пользу нового собственника-застройщика. — Авт. ) предприниматели объединились в ассоциацию. Создали на рынке свою бухгалтерию и администрацию, сами стали вести бухучет, оплачивать уборку территории. При этом каждый, как заверил Валентин, отчислял из своих доходов плату за аренду земли на счет, номер которого им сообщили в налоговой. Бухгалтерия стала «прозрачной», что позволило создать несколько проектов нового, более «культурного» рынка рядом с «Континентом» и предложить их городским властям. В общем, накладных расходов, по словам Валентина, стало меньше и на рынке стало чище.
С последним утверждением автору этих строк, часто посещавшей «Континент», согласиться трудно. Как были непроходимые грязные узкие тропки между допотопными железными контейнерами и архаичными столами, так и остались. Но покупатели стоически выдерживали поход на «Континент»: цены здесь приемлемые.
«Мы работаем на олигархов, — заключил Валентин, усаживаясь после нашей беседы в свой старенький потрепанный «Москвич» и заверяя, что будет сражаться за свое «насиженное» место до победного конца. — Подсчитайте, много ли я заработал, при таких расходах?» — задал он риторический вопрос на прощание. Скорее всего, «олигархи» для него — это арендодатели — администрации рынков, диктующие свои условия торгующим.
Двадцатилетний сын Валентина теперь в больнице. У него сломан нос, разбита голова и все тело в ссадинах. Говорит, утром 4 июля он с младшим братом вышел прогуляться по городу. Случайно (в случайность собкору «ФАКТОВ» верится с трудом. — Авт. ) услышал о заварухе на «Континенте» и решил узнать, как там мать-отец. Приехал — а родителей бьют. Вот и вступился за них. Его младший брат залечивает после «боев» с милиционерами свои раны дома. Но несмотря ни на что вся пострадавшая семья готова и дальше стоять на баррикадах.
По словам представителя Ассоциации «Континент-маркет» Игоря Куташова, в стычке с милицией пострадали не менее двух десятков человек, шесть из которых находятся в больнице. Среди них 18-летняя девушка, которой, утверждает Игорь Куташов, милиционеры пустили «струю газа в лицо».
«Я считал, что милицейская форма — тоже оружие»
Впрочем, женщины-пикетчицы, по мнению одного из пяти пострадавших милиционеров, были еще агрессивнее мужчин.
«Вместе с моими коллегами я охранял правопорядок внутри рынка. Вдруг разъяренная толпа прорвалась на его территорию, потеснив кордон патрульной милиции, — вспоминает участковый инспектор Ворошиловского райотдела милиции города Донецка лейтенант Вячеслав Пашин. — На нас полетели камни и палки. Впереди были женщины».
У 25-летнего участкового своя правда. Проработав два года в милиции в центре Донецка — на площади Ленина и побывав в различных непростых ситуациях во время многочисленных митингов и шумных праздников, Вячеслав тем не менее впервые, по его словам, пережил настоящий бой.
«С криками «Фашисты! Воры! Милиция нас грабит» толпа «рыночников» почти повалила забор, по территории заметались разъяренные женщины, а несколько мужчин с палками и кирпичами пошли на нас — сотрудников милиции, стоявших у центрального входа «Континента», — продолжает свой рассказ участковый.
Уговорить возбужденных людей, на глазах которых «сваркой» резали их контейнеры с товаром, было, конечно, невозможно. В ответ на просьбы покинуть территорию один из нападавших замахнулся на участкового. Вячеслав перехватил руку мужчины. В это время кто-то огрел его сзади чем-то тяжелым по голове. Перед глазами инспектора все поплыло. Очнувшись, он увидел, как товарищи тащат его из эпицентра стычки к выходу, и с ужасом обнаружил, что его форма превратилась в лохмотья. «Фуражка набекрень, рубаха торчит, трусы «сверкают» из разодранных штанов», — смущенно улыбается собеседник, показывая собкору «ФАКТОВ», что сталось с его милицейскими штанами.
Кстати, с Вячеславом, который ненамного старше пострадавшего сына предпринимателя-»молочника», мы тоже встретились в больнице. В судьбе этих двух парней, лежащих в одинаково убогих больничных палатах, как показалось собкору «ФАКТОВ», до боли много общего. Милиционер родом из небольшого города, что на окраине Донецкой области, — Димитрово. Тоже — сын горняка, умершего после травмы, полученной в шахте. Теперь Слава единственный мужик в семье. Юрист, закончил Мариупольскую школу милиции. Живет в общежитии, и из своей не слишком жирной лейтенантской зарплаты умудряется помогать матери и сестренке. Мать Вячеслава работает в подземном медпункте на шахте, а сестренка перешла в 11-й класс. Славе очень хочется, чтобы отговаривавшая его идти в милицию мама подольше не знала, что с ним случилось.
У инспектора, похоже, нешуточная травма головы. Сразу после удара парня стошнило. «Скорая», которую ему вызвали, не могла пробраться сквозь баррикады бастующих. Милицейской машине, на которой инспектора везли в больницу, пришлось минут двадцать «вручную» прокладывать путь через живую стену бастующих.
Люди, пешком добирающиеся на работу через баррикады
пикетчиков, не сочувствуют
бастующим
«Мы приносим свои извинения горожанам за доставленные неудобства, — заявил представитель Ассоциации предпринимателей злополучного рынка «Континент-маркет» Игорь Куташов собкору «ФАКТОВ». — Но готовы продолжить акцию протеста, если наши требования не будут удовлетворены».
Наша беседа с одним из «организаторов группового нарушения общественного порядка, с нарушением работы транспорта» (милиция возбудила дело именно по этой, 293-й, статье Уголовного кодекса Украины. — Авт. ) проходила прямо на трассе, где было непривычно пусто: троллейбусы и трамваи стояли, автобусы и легковушки сотрудники ГАИ направляли по единственному оставленному пикетчиками «коридору». Поток людей, пешком добирающихся второй день на работу через баррикады пикетчиков, не выражал сочувствия бастующим. Особенно после просмотра новостей, накануне вечером. Телеоператорам первого муниципального канала, теперь тоже пребывающим в стационаре (после того как одна из пикетчиц выпустила в них струю из газового баллончика. — Авт. ), удалось запечатлеть далеко не мирное противостояние. Так, один пикетчик пытался спустить шины в автобусе, набитом пассажирами, изнывавшими от жары в многочасовой пробке. К мольбам спешащих на работу земляков и водителей (таких же предпринимателей, терпящих из-за блокирования центральных дорог серьезные убытки. — Авт. ) пикетчики были глухи.
«Фактически они сами и регулировали движение, — рассказал очевидец событий, начальник управления по связям с общественностью Донецкого горисполкома Максим Ровенский. — Только в первый день «континентальной» забастовки «Дон-горэлектроавтотранс» (организация, объединяющая все виды городского коммунального транспорта. — Авт. ) понес прямые убытки почти в 36 тысяч гривен».
Рынок «Континент» нелегитимен уже полтора года, так как истек срок аренды земли и есть решение суда об освобождении этой территории под реконструкцию и строительство современного торгового центра. Однако, по словам того же Максима Ровенского, все предложения горисполкома по временной передислокации при гарантии получения «жилплощади» во вновь построенном торговом комплексе представители общественной организации «Континент-маркет» отвергли. В то же время предложения бастующих — отвести им участок в центре города (один из вариантов — на разделительном газоне, вблизи «Континента». — Авт. ) шириной в 20 метров, где под землей — десятки коммуникаций и вокруг активное движение автотранспорта, не могут быть приняты.
По информации начальника Донецкой городской милиции Виктора Дубовика, от водителей частного транспорта, понесших убытки, поступило уже более 50 заявлений. Возбуждено уголовное дело по статье 279 Уголовного кодекса Украины (блокирование движения транспорта). Рассматриваются и заявления от других пострадавших — не только получивших увечья, но и тех, кто не попал в дни пикетов на работу.
Как заявил в четверг собкору «ФАКТОВ» представитель Ассоциации предпринимателей рынка «Континент-маркет» Игорь Куташов, сегодня на баррикады торговцы не пойдут: они будут восстанавливать около 60 своих киосков, поврежденных в ходе «боев». «Продуктовый рынок (»Континент». — Авт. ) уже работает, а вещевой мы планируем торжественно открыть завтра, — сказал Игорь Куташов, — все будет происходить под музыку и с воздушными шариками »
288Читайте нас у Facebook