Михаил кучук: «свою первую битву за пост мэра одессы беспартийный кооператор эдуард гурвиц выиграл у Первого секретаря райкома компартии»
Команде мэра Эдуарда Гурвица с успехом удается решать накопившиеся за последние годы проблемы, даже несмотря на то, что в городской совет после выборов 2005 года пришла весьма разношерстная политическая компания: 38 представителей Партии регионов, 15 — от блока «Народная оппозиция», 12 — от БЮТ, 10 — от блока «Не Так!», Народный блок Литвина имеет 8 кресел, а социалисты — 6. Второе место по количеству депутатских портфелей (31) получили представители блока «Наша Одесса», возглавляемого нынешним мэром города Эдуардом Гурвицем.
Для Эдуарда Иосифовича пост городского головы не является терра инкогнита — неизвестной землей. Как раз одесские земельные проблемы ему известны лучше всего. Ведь он уже успел поработать мэром, но семь лет назад был вынужден покинуть эту должность. Одесситы хорошо помнят баталии вокруг кресла мэра, когда команда Гурвица была вынуждена уйти, а ее место заняли представители иных политических сил. Так что, повторно победив на выборах, он не стал делать что-то новое, а лишь занялся внедрением в жизнь старых задумок и проектов. И началось все с земельных вопросов.
«В аварийных домах живет около полутора тысяч одесских семей»
В минувшую пятницу на свое первое заседание собралась комиссия, которая займется проверкой использования земельных участков на побережье Черного моря. Она создана по распоряжению городского головы Эдуарда Гурвица. К октябрю текущего года эксперты должны вынести свой вердикт по поводу соблюдения застройщиками законности на ряде строительных площадок. О том, как сейчас обстоят дела в южной Пальмире, рассказывает «ФАКТАМ» вице-мэр Одессы Михаил Кучук.
- В Одессе строительная индустрия всегда развивалась повышенными темпами, — говорит Михаил Ильич. — За последние полтора года строительство стало приносить пользу не только застройщикам, но и городу. По так называемым договорам за вхождение в инфраструктуру города идут достаточно солидные отчисление в бюджет. То ли в денежной форме, то ли «борзыми щенками» — квадратными метрами. Ни один объект в Одессе не строится сейчас без таких отчислений. Например, за 2004 год и три месяца 2005 года, до того как мэром Одессы стал Эдуард Гурвиц, по таким договорам в бюджет поступило лишь порядка семи миллионов гривен. А за девять месяцев 2005 года эта сумма увеличилась в десять раз и составила 67 миллионов гривен. Как говорится, почувствуйте разницу.
Кроме этого, мы перешли на совершенно другую систему распределения земельных участков. Сегодня они продаются на открытых аукционах, а не выделяются по решению исполкома. Исключение составляет лишь жилищное строительство. Оно тоже развивается высокими темпами. Как за счет бюджета, так и за счет других источников финансирования. Тем не менее и в каждом доме, который строится не по заказу горсовета, есть доля бюджета. Это достаточно большие объемы — от 22 до 25 процентов. Часть «своих» квартир, расположенных в престижных районах, мы продаем, а полученные средства вновь вкладываем в строительство. Вторая часть предоставляется семьям, отселяемым из аварийных домов, многодетным матерям, инвалидам войны и другим представителям социально незащищенных слоев населения. Одесса построена на ракушняках, и здания, возведенные много лет назад, обветшали. Так что аварийного жилья много — в очереди на получение квартир стоит около полутора тысяч семей.
- Какие районы планируете перестраивать в первую очередь?
- Еще в 90-х годах, когда горсовет возглавлял Эдуард Гурвиц, была принята программа развития микрорайонов Молдаванки, где находятся самые старые жилые постройки. Большинство из них аварийные. Сегодня снос таких домов стал особо актуальным, ведь свободных строительных площадок в городе практически нет. А за счет сноса малоценного жилья их можно получить.
- У вас строится не только жилье, но и туристические объекты. А они требуют более выгодного месторасположения
- В туристическом отношении Одесса стала «городом выходного дня». Многие приезжают отдохнуть к нам на уик-энд. Большим спросом пользуются отели и пансионаты. Так что их строительство идет усиленными темпами. Еще в 1994 году горсовет дал свое добро проекту «Дельфин» — возведению на побережье большого туристическо-развлекательного комплекса. Этим займется крупная греческая компания, которой в долгосрочную аренду предоставлено около 20 гектаров земли. Причем за весьма немалые суммы. Будет хорошо и застройщикам, и городу, и горожанам. Одесситы смогут приятно отдохнуть, а местный бюджет получит свои отчисления.
«Многие санатории в Одессе продавались практически за бесценок»
- Не боитесь, что в результате застройки прибрежных участков обычные смертные не смогут попасть к морю? На примере Крыма мы видим, что владельцы пансионатов делают свои пляжи закрытыми
- У нас никто и никогда никому не закрывал доступ на пляжи. И такого не будет. Пляжи, море, зоны отдыха, трассы здоровья всегда будут оставаться открытыми, и мы за этим очень тщательно следим. Наш Гурвиц в этом отношении очень принципиальный человек — он патриот города. Показательный момент: многие народные депутаты «идут в мэры», чтобы подстраховаться от проигрыша в «больших выборах». Эдуард Иосифович всегда видел себя только мэром, а в «депутаты пошел» только от из-за того, что ему не давали работать в городе. Вот такой нетипичный для Украины случай.
- Известно, что некоторые местные экологи очень нервно относятся к строительству на побережье, опасаясь, что разрушатся склоны. Как обстоит дело с экологией строительства?
- Все как раз наоборот. Склонами не занимались с 90-х годов. Берегоукрепительные работы — это очень большие деньги, которые нужно либо найти в бюджете, либо сделать так, чтобы инвесторы сами вложили деньги «в берег». Гурвиц, как истинный одессит, пошел таким путем: любые серьезные проекты, которые получают его «добро», предусматривают берегоукрепительные работы. Причем за счет застройщика. Город получает двойную выгоду: застройщик укрепляет берег за свой счет, при этом создает дополнительные рабочие места и больше денег отчисляет в наш бюджет.
- Михаил Ильич, как бы вы назвали стиль работы команды мэра Гурвица? Это новая метла, которая метет все по-своему?
- Команда совсем не новая. Мы работали вместе еще в 1994-1998 годах. Тогда Эдуард Иосифович выиграл выборы на пост мэра с колоссальным отрывом от своего соперника — Руслана Боделана. Вы наверняка помните сложившуюся на тот момент критическую ситуацию. Тогда нас вынудили уйти. Но через семь лет мы вернулись. Практически в том же составе. Так что по-новому нам «мести» не нужно. Правда, пришлось «вымести» то вредное и лишнее, что было нанесено на городские структуры. Но это неизбежный процесс: въезжая в родной дом после нерадивого квартиранта, вы не будете ломать стены, а выметете весь мусор, который он вам оставил. С земельными вопросами нам приходится очень серьезно разбираться. Многие санатории и пансионаты были проданы практически за бесценок, а в бюджет поступали лишь жалкие крохи. Например, девять гектаров земли одного крупного санатория, расположенного в очень выгодном месте на Французском бульваре, отдали аж за миллион долларов. Да еще в рассрочку на пять лет и со скидкой в десять процентов! А сегодня у нас в этом районе только одна сотка земли стоит около 100 тысяч долларов.
- Чем Одесса отличается от других курортных городов?
- Не думаю, что у нас хуже, чем на других курортах. В Одессе следят за чистотой пляжей, приморских территорий. Может, за рубежом культура обслуживание лучше, но над этим нужно работать годами. Знаете, если бы в 1998 году не произошла смена городской власти, то сегодня Одесса имела бы совершенно другой вид. Мы, к примеру, требуем, чтобы магазины или рестораны, расположенные на первых этажах домов, следили за всем фасадом здания и прилегающими территориями. Кому-то это не нравится, но это нужно большинству — и одесситам, и туристам. А еще вплотную занялись ремонтом дорог.
- В свое время одесские дороги были притчей во языцех. Мой одесский коллега сказал как-то, что очень «недоволен» местными «дорожниками». Мол, когда на улицах были сплошные ямы, машины ездили медленно и не мешали его велосипедным прогулкам, а сейчас носятся, как угорелые
- Еще полгода назад по городу нельзя было нормально проехать! При этом из бюджета ежегодно расходовались гигантские суммы на их ремонт. В 2005 году в ремонт дорог мы вложили примерно те же 80 миллионов гривен, которые были потрачены в 2004-м. Но мы их вложили, а до этого их тратили. Были отремонтированы не только центральные городские трассы. Реконструируются дороги, ведущие к Николаеву, поселку Котовского Мы также ремонтируем тротуары, квартальные проезды. Готовим проект велосипедных дорожек. Думаю, что по содержанию дорог Одесса — лучший город Украины.
- В городском совете, кроме блока Гурвица «Новая Одесса», присутствуют и другие политические силы. Дружно живете? Договариваться удается?
- Если команда соблюдает интересы горожан, то очень легко что-либо доказывать любым политическим силам. А все наши решения принимаются исключительно на благо города. Кто будет оспаривать необходимость реконструкции улиц? Или продажу земельных участков на открытых аукционах, а не кулуарно? Никто с этим спорить не будет!
Еще в апреле этого года мэр предложил всем депутатам горсовета подписать «Меморандум о сотрудничестве ради достижения общественного согласия и процветания Одессы». Подавляющее большинство его подписало.
«Вторую ночь не сплю. Это у нас обычная рабочая ситуация»
- Михаил Ильич, живя в курортном городе, где предпочитаете отдыхать лично вы?
- У меня очень мало выходных дней. Если и появляется свободное время, то чаще бываю дома. У нас маленький ребенок, и хочется побыть с ним, с семьей.
- А как вы познакомились с Эдуардом Гурвицем?
- Это было еще в 1990 году. Мне тогда было 32 года, и я возглавлял большое строительное управление. Меня порекомендовали на работу в райком партии на должность заместителя председателя исполкома одного из районов. Я уволился с работы и пришел на сессию исполкома, на утверждение. Этот период по времени совпал с выборами председателя райсовета. И совершенно неожиданно наш первый секретарь райкома партии проиграл выборы кооператору Эдуарду Гурвицу. Представляете? Проиграл! И кому? Беспартийному кооператору! Большой был скандал. Я даже думал, что он не переживет поражения. Но нужно отдать ему должное — проиграв, он подошел к Гурвицу, поздравил его с победой и познакомил со мной. Сказал, что вот, мол, есть человек, брал его в заместители, но не сложилось. Так что, если хотите, поработайте с ним. Мы встретились, поговорили. Вот так и началась наша совместная работа.
- И как вам с ним работается? Легко?
- Вторую ночь не сплю. И это у нас обычная ситуация. Например, прошлой ночью мы демонтировали памятник Ленину, что на площади Куликова поля. Знаете, когда Эдуард Иосифович первый раз был мэром, горсовет принял решение вернуть улицам исторические названия и демонтировать около полутора сотен бюстиков и памятничков советской эпохи. Но их не уничтожили, а перенесли в парк Ленинского комсомола и сделали своеобразный музей под открытым небом. Но несколько памятников убрать не удалось: художественные советы признали их «близкими к произведениям искусства» и запретили переносить. Экспозиция под открытым небом была разрушена, но мы планируем ее восстановить. Уже есть и соответствующие решения, и эскизы. Вот туда на постоянное место жительства и переедет скульптура вождя.
А работать с мэром тяжело. Он и сам трудится, и другим спуску не дает. Практически ежедневно засиживается часов до 11 вечера. Мы не знаем, что такое суббота. Выходной — воскресенье. За это лето у меня, пожалуй, было пару выходных.
- Новый киевский мэр начал свою работу с выхода к людям. У вас не практикуется такое?
- Эдуард Иосифович мало бывает на людях. Мол, говорить много не хочу, а результат работы и так все увидят. Но если появляется на улице, то сразу оказывается в центре толпы, буквально рвущей его на части. Знаете, Эдуард Гурвиц — удивительный человек, никогда не скрывавший, что хочет быть мэром Одессы. И только. Ни президентом, ни депутатом. Он очень любит город и горожан. А одесситы отвечают ему взаимностью.
470
Читайте нас у Facebook