«в советское время невостребованную донорскую кровь выливали тоннами! А сейчас в радио- и телеэфире все чаще звучат слова: «срочно нужен донор »
За разовую сдачу крови человек получает 16-25 гривен, да еще 9 — на питание
По больничному коридору метался молодой мужчина. Подбегая к закрытым дверям операционного блока, он замирал на мгновение, чтобы взглянуть на часы, и вновь начинал «наворачивать круги». Спустя примерно минут двадцать на его пути вырос человек, облаченный в хирургическую спецодежду зеленого цвета: «Вашей супруге срочно требуется кровь. Четвертой группы. Здесь все написано (протянул лист бумаги. — Авт. ). Поторопитесь »
Не прошло и часа, как мужчина уже мчался к операционной. В руках — по полиэтиленовому пакету, в каждом — емкость с «красной нефтью». Так медики называют кровь. Через некоторое время мы с мужчиной разговорились, и мой новый знакомый, Сергей, поведал о трагедии, случившейся в его семье.
- Людочка, моя жена, на шестом месяце беременности, — сказал Сергей. — Вечером, когда спала жара, поехала с друзьями к морю — подышать свежим воздухом. Вдруг на встречную полосу выскочила иномарка Мгновение — и машины столкнулись. Подушки безопасности не спасли. Люду выбросило из автомобиля Очевидцы говорят, она истекала кровью. Узнав, что случилось несчастье и ее забрали в больницу, я бросился сюда. Врач сказал, нужна кровь. Я поехал на станцию переливания. Там оказалось, что четвертая группа — дефицитная. Я успел взять два литра, а вот парень, приехавший за мной, остался ни с чем. На коленях ползал, предлагал что угодно. Отец у него сильно обгорел
Как оказалось, моему случайному знакомому, вернее, его жене, еще необычайно повезло.
- К нам часто приходят родственники больных, которые нуждаются в трансфузионной терапии, — рассказала «ФАКТАМ» главный врач Одесской областной станции переливания крови кандидат медицинских наук Ирина Михова. — Мы видим их переживания и страдаем тоже, потому что помочь можем далеко не всегда По нормативу Всемирной организации здравоохранения, на одного человека необходимо заготовлять 12-15 миллилитров крови в день. В Одесской области этот показатель в три раза ниже нормы — 4,7 миллилитра. Главная причина такой ситуации — смехотворная денежная компенсация людям, сдающим кровь. Отсюда — резкое уменьшение количества доноров. Сейчас в Одессе их 800, а десять лет назад было в несколько десятков раз больше. Ведь, согласно постановлению Кабинета министров от 1997 года, один литр донорской крови стоит 40 гривен, плазмы — около 38. А за раз человек может сдать 400-450 миллилитров крови
Иными словами, за одну сдачу «красной нефти» донор получает 16-25 гривен плюс 9 гривен на питание. Кровь же можно сдавать не чаще раза в две-восемь недель (в зависимости от типа забора крови).
- Наша станция находится на содержании областного бюджета, — продолжает Ирина Анатольевна. — При нынешнем количестве доноров денег хватает. Но если предположить, что государство повысит выплаты, то порядок финансирования должен быть пересмотрен.
Некоторые удостоверения почетных доноров стали недействительными
По мнению главврача, компенсационные выплаты донорам следует увеличить. Минздрав уже подготовил соответствующее распоряжение. В нем предусматривается разовая денежная компенсация в размере 150 гривен. Документ прошел согласование в ряде инстанций, а вот на уровне Минфина все заглохло
Не смирившись с такой ситуацией, сотрудники Одесской областной станции переливания крови — от руководства до санитарок — сами начали безвозмездно сдавать кровь. В итоге этой акции заготовлено 40 литров.
- Другого выхода мы пока не видим, — объясняет Ирина Михова. — В советское время, когда донорство являлось добровольно-принудительным, крови заготовляли столько, что невостребованную попросту выливали. Тоннами! Еще в начале 90-х годов в Украине было полтора миллиона доноров, а сейчас — 750 тысяч человек. Душераздирающие слова «срочно нужен донор» все чаще звучат в радио- и телеэфире. Потребность клинической медицины в препаратах крови удовлетворена лишь на 17-25 процентов. А после тестов на ВИЧ, венерические заболевания, гепатит В и С выбраковывается более 35 процентов «красной нефти».
Сегодня практически все лечебные учреждения города ощущают острую нехватку препаратов крови. Например, за последние годы значительно возросло количество случаев патологических родов, а сводки ГАИ о пострадавших в ДТП (как правило, им срочно требуется переливание) напоминают сводки боевых действий Только в стационарных отделениях Одесского областного онкодиспансера в сутки проводят 30-40 операций, в год — более четырех тысяч. Под постоянным наблюдением врачей-онкологов — свыше 80 тысяч больных. А значительное количество людей, страдающих онкологическими заболеваниями, нуждается в донорской крови.
- Есть еще одна проблема, — говорит заместитель главного врача Светлана Карева. — В 1995 году в Украине был принят Закон «О донорстве крови и ее компонентов». В нем указано, что статус почетного донора присваивается человеку, бесплатно сдавшему 40 и более максимально допустимых доз крови и 60 и более максимально допустимых доз плазмы. До 1998 года удостоверения почетного донора выдавал Красный Крест. Затем Кабмин постановил: удостоверения изготовляет Минздрав, а Министерство финансов «расписывает» финансирование этого процесса. Минздрав распределяет бланки удостоверений по регионам, а там их оформляют и заверяют печатью областные управления здравоохранения. По закону, почетным донорам полагаются льготы: бесплатное зубопротезирование, 50-процентная скидка на оплату коммунальных услуг, надбавка к пенсии в размере 45,3 гривни (десять процентов прожиточного минимума) и другие.
До ноября 2004 года мы выдали 1143 удостоверения. Потом бланки закончились, и только в феврале 2006-го из Минздрава пришло сообщение, что вместо удостоверений можно выдавать справки с печатью Одесского областного управления здравоохранения.
- Мы сразу же начали выдавать такие документы, их получили 400 жителей области, — продолжает Светлана Андреевна. — Но 4 мая нынешнего года из Киева поступил официальный образец, согласованный Министерством социальной политики Украины, Минздравом и Пенсионным фондом. Этот бланк фактически ничем не отличается от ранее оформляемых нами справок. Тем не менее они стали недействительными.
Почетным донорам, получившим удостоверения в Красном Кресте, сейчас тоже приходится менять документы. По словам моей собеседницы, «корочки», выданные этой организацией, утратили юридическую силу.
Неудивительно, что в области, да и во всей стране, сложилась патовая ситуация с донорской кровью. Например, литр альбумина — препарата крови, в неимоверных количествах необходимого получившим ожоги, в Одессе стоит 697 гривен Возникает вопрос: как быть тем, кому нужна помощь и кто не в состоянии позволить себе дефицитную «красную нефть»?
339Читайте нас у Facebook