«галю, да ты за товаром, за товаром гляди, а не на ющенко! »
«На велосипед положим покупки, так и довезем. Сколько той дороги? Девять километров всего »
- Ну-ка, покажите мне вышиванку самого большого размера, — просит рукодельницу мужчина с огромным животом. И, с трудом поместившись в
56-й, все-таки начинает торговаться: «Вот видите, немного маловата, поэтому снижайте цену».
Продавщица стоит на своем: «160, и не меньше». Тогда потенциальный покупатель начинает примерять соломенный брыль: «160, но со шляпой!» — предлагает. Девушка, понятное дело, не соглашается. Мужчина подыскивает себе еще и булаву: «180 за все, и я пошел».
- Куда? — кричит ему вслед продавщица. — А деньги?!
А в другом месте слышится:
- Галю, да ты за товаром, за товаром гляди, а не на Ющенко!
Неподалеку колоритная украинская молодуха без устали сзывает народ:
- Макитры, горщики, миски! Налетай, расхватывай!
Рядом предлагают уже кое-что посовременнее:
- Кухонные комбайны! Режут мелко овощи, готовят суп, делают пельмени и мороженое. Подходим, пробуем, покупаем
И ты мечешься от одного к другому как завороженный. Голова кругом, глаза разбегаются, рот открывается сам по себе. Боишься пропустить что-то интересное. Покупаешь то, что нужно, и то, что совсем не нужно, — пока кошелек не опустеет окончательно. И попутно удивляешься тому, что народ несет с ярмарки. Один — комнатные цветы, другой — валенки(!), третий — веники для баньки. А вот, положив на плечи полосатый матрац и истекая потом, пробивается к выходу с торжища солидный мужчина.
- Куда отправляется эта постельная принадлежность? — спрашиваю уставшего, но довольного обладателя матраца.
- В Ковалевку Шишацкого района.
- А что, на ярмарке матрацы дешевле?
- В нашем селе их вообще нет. Да и здесь еле нашли Мы с женой хату недавно купили, вот дочке комнату обставляем. И зеркало большое заодно прикупили, его там, за мной, супруга несет.
- Как же вы все это доставите домой?
- На велосипед положим, так и довезем. Сколько той дороги? Девять километров всего
Президента на ярмарке угощали кулешом, варениками и солеными огурцами
На Сорочинской ярмарке всегда особая, теплая атмосфера. Здесь кому угодно поднимут настроение: отовсюду слышатся народные песни, пляски, задорная музыка, от которой ноги сами просятся в пляс Министр внутренних дел Юрий Луценко, прибывший в пятницу в Великие Сорочинцы вместе с Президентом Украины, на этот раз не делал никаких заявлений. Юрий Витальевич был в хорошем расположении духа — он шутил и фотографировался с представительницами прекрасного пола на память.
- Вы же теперь наш! — заигрывали с ним молодухи из Донецка.
- Где тут пивка холодного можно попить? — подустав от плотного общения с народом и нестерпимой жары, обратился к своему окружению главный милиционер страны. Да вот беда — подчиненных и не узнать сразу: на ярмарку стражи порядка, все как один по примеру Виктора Ющенко и своего министра нарядились в вышиванки, да еще надели соломенные шляпы. Это надо было видеть! Приехав на Жабокрицкий майдан (площадь, на которой проводится Сорочинская ярмарка. — Авт. ) с рабочего совещания в Миргороде, руководящие работники правоохранительных органов начали раздеваться. Рубашки с погонами прятали в сумки, а оттуда вынимали вышиванки.
Конечно же, всем хотелось знать, какие покупки сделал на ярмарке сам Президент. И он не стал этого скрывать.
- Глечик, макитру, два горщика, сорочку, очень много коллекционных вещей из керамики: львы, медведи. Думаю, тысячи две гривен истратил, — сказал Виктор Андреевич во время краткой импровизированной встречи с представителями масс-медиа.
В оценке самой ярмарки Президент был неоднозначен:
- В этом году количество ее участников увеличилось почти на тридцать процентов. Среди них, как мне сказали, около трех десятков иностранных. Посмотрите, какие промышленный и частный секторы! А сектор народных промыслов! Глядишь на все это — и душа радуется, конечно, — восхищался Виктор Ющенко. — Но могло бы быть гораздо лучше, если бы знать, как под этот проект подвести интересы частных инвесторов, предпринимателей, людей, которые занимаются различными видами народного искусства. Традиции нужно поддерживать. Но как сделать так, чтобы эта ярмарка работала не три-четыре дня в году, а на постоянной либо регулярной основе? Экономика не должна вступать в противоречие с традицией. Тогда сюда захотят приехать очень многие. Здесь появятся гостиницы, дороги, рестораны. Здесь будут украинский дух, украинская традиция, украинская история.
Очень разочаровало Президента то, что он увидел на ярмарке всего шесть решетиловских ковров, да и те в современном, а не традиционном стиле, выполненные на заказ для кого-то из Киева и Львова.
«ФАКТЫ» поинтересовались у официантов, накрывавших обеденный стол в одной из хат под соломенной крышей на территории ярмарки, стилизованных под хуторские постройки ХVII века, чем же потчевали первое лицо государства и его эскорт. Оказалось, ничем особенным. Кулешом, варениками с капустой и картошкой, домашней колбасой, солеными огурчиками, помидорами, фруктами. Из крепких напитков на столе стояли водка и крымские вина. Правда, Президент к ним так и не притронулся. Из Великих Сорочинцев он снова улетел в свою крымскую резиденцию.
- Я заканчиваю ярмарковать, а товар-то, гляжу, еще есть, — пошутил Виктор Андреевич.
«Нальем в дубовую кадку водки и будем точить коньяк целый год. А на следующий год еще больший бочонок купим»
Чего-чего, а товара здесь на любой вкус! От глиняных свистулек в виде курочек и петушков за гривню до современных технических устройств, которые стоят десятки тысяч долларов. От примитивного лубка до высокохудожественных произведений. Причем во всем этом изобилии традиционно наиболее полно был представлен Китай. Привлекали внимание вполне приличные с виду внедорожники, пикапы, небольшие многофункциональные тракторы по смешной цене (джипы по 20 тысяч долларов, а сельхозмаши-ны — чуть более трех), произведенные в той же Поднебесной. И, что интересно, даже некоторые украинские мастера народного творчества в своих работах не могут обойтись без китайских деталей. Меня, например, потрясли уникальной красоты настенные часы, изготовленные из разноцветной глины одной львовской мастерицей. Так вот механизм у них, как оказалось, был китайским.
Обойти всю ярмарку, раскинувшуюся на площади шестнадцать гектаров, все разглядеть, прицениться, да еще и поторговаться, просто нереально. Но было одно место, у которого останавливались все. Даже сам Президент — чтобы посмотреть работы заслуженного мастера народного творчества Николая Переясливца из Котельвы, что на Полтавщине. Он единственный в Украине работает в стиле маркетри (мозаичные изображения или орнаменты, выполненные наклеиванием на какую-либо основу тонких фигурных пластинок из различных по цвету и структуре пород дерева. — Авт. ). Его работы были выставлены на главной дорожке ярмарки и привлекали внимание каждого. Все думали-гадали: купит ли Виктор Андреевич портрет своей супруги сразу или потом? Кстати, в прошлом году Президент приобрел портрет Тараса Шевченко. Мастер утверждает, что видел по телевизору: он висит у Виктора Андреевича дома на почетном месте. В советские времена Николаю Переясливцу заказывали исключительно портреты Ленина и Героев Соцтруда, по твердой таксе 500 рублей. Теперь же в его коллекции и певица Руслана, и принцесса Диана, известные политические деятели Украины, России, США В этом сезоне особенно «актуален» Ринат Ахметов. Цену картины художник всем подряд не называет, торгуется только с потенциальными покупателями, для которых сумма в несколько десятков тысяч гривен не делает погоды в семейном бюджете.
А разговором с Виктором Андреевичем Николай Демьянович остался доволен: портрет Екатерины Ющенко Президент купит немного позже.
Удачной эту ярмарку считает и мастерица из Ивано-Франковщины Мария Наборак. Еще в прошлом году Президент заказал ей вышиванку из старинного полотна с отложным воротом.
- Когда-то из этого льняного полотна у нас шили наряды для молодых на свадьбу, — рассказывает бабушка Мария певучим прикарпатским говором. — Теперь его очень тяжело найти, и стоит оно огромных денег. Целый год искала я то полотно, думала уже, что придется ехать в Сорочинцы с пустыми руками. Не знала даже, как в глаза посмотрю Президенту. Но Бог так дал, что за два дня до отъезда полотно отыскалось. Когда-то я сыну на свадьбу шила из него сорочку, а остаток спрятала и забыла. В общем, я уехала сюда, а готовую сорочку мне передали позже. Вышивка на ней, выполненная красными и черными нитками, была готова раньше, ее наложили на полотно, и получилось замечательно. Это будет очень счастливая сорочка для Виктора Андреевича, дай Бог ему здоровья.
У Сергея Викторовича, живущего неподалеку, самая распространенная в Великих Сорочинцах фамилия — Легейда. В дни ярмарки он организовал свой «бизнес» — вместе с детьми развозит на велосипеде домашние обеды. Говорит, каждый день по три ведра гречневой каши и борща продает. Борщ на ярмарке по шесть гривен идет, а каша с биточком, огурцом и подливой — по восемь.
Семидесятишестилетняя Вера Павловна Важница из Опошни — украинской столицы гончарного искусства — тоже предлагает на ярмарке свой товар. Всю зиму она лепила из глины и разрисовывала свистульки, которые прямо насыпом разложила перед собой. Штучка — гривня, но бабушка все равно радуется: хоть чем-то взрослой внучке сможет помочь.
Из артистов, задействованных на ярмарке, больше всего пришлось попотеть (в прямом смысле слова) солисту Полтавской областной филармонии Василию Панчуку. В то время пока коллеги, игравшие роли Гоголя и его литературных персонажей, отдыхали в тенечке, Василий Панчук в образе Тараса Бульбы за три гривни фотографировался с желающими увезти с ярмарки колоритные фото. Чтобы выдержать тридцатипятиградусную жару в меховой шапке, кирзовых сапогах, шароварах, нужно иметь воистину богатырское здоровье.
- Побывать на Сорочинской ярмарке — мечта моей жизни. И вот наконец она сбылась, — радуется киевлянка Виктория Духота. — Мы приехали сюда всем семейством и уезжаем с массой самых лучших впечатлений и уникальных покупок. Мед купили, соты, медовуху. Видите, какой домовичок симпатичный, на мужа моего похож. А этот сувенир — две смешные птички — за пятьдесят гривен, это наша супружеская пара. Правда, Виталий?
- Ну, я считаю, что самое ценное приобретение для семьи — эта дубовая кадка на тринадцать литров, — с улыбкой отвечает глава семейства. — Нальем в нее водки и будем точить коньяк целый год. А на следующий приедем и купим уже пятидесятилитровый бочонок. Я его сегодня заказал.
На то и ярмарка, чтобы каждый нашел здесь свой интерес
310Читайте нас у Facebook