«мы звали: «есть кто живой?! « — но у людей лица были «восковые»
Российский авиалайнер Ту-154, летевший из Анапы в Санкт-Петербург и, по предварительным данным, «сбитый» молнией, упал в болотистый овраг возле поселка Сухая Балка Константиновского района Донецкой области. Это место стало братской могилой для 160 пассажиров и 10 членов экипажа. На борту было не менее 45 детей, шестеро из которых в возрасте до двух лет. В Донецк для опознания тел приехали более 350 родственников и близких. У некоторых в живых осталась только дальняя родня, так как погибли целые семьи.
По мнению специалистов, шансов спастись не было ни у кого
Минувшие среда и четверг были днями траура не только в России, но и в Украине. 24 августа улицы Донецка были непривычно пусты. Распоряжением губернатора отменены все мероприятия, посвященные Дню государственного флага и 15-летию Независимости Украины. Всюду, на улицах и в домах, дончане говорили о гибели 170 человек на борту упавшего российского лайнера: «Люди радовались, что отдохнули на море всей семьей, близкие их ждали »
Судя по опубликованному на сайте МЧС России списку погибших пассажиров, заболоченный овраг напротив озера в двух километрах от Сухой Балки стал могилой как минимум для 44-х семей: столько раз в перечне повторяются по две-четыре одинаковые фамилии. И еще одна пара, как нам удалось узнать, собиралась пожениться.
Шансов спастись не было ни у кого. Даже обломков от самолета осталось немного. От удара о землю машина вспыхнула, как факел, и в считаные секунды огонь уничтожил основную часть лайнера, оставив только фрагменты хвостового отсека, разбросанные на территории примерно 300 квадратных метров.
Авиакатастрофа произошла днем во вторник, 22 августа. Как сообщила начальник управления информации МЧС России Ирина Андрианова, лайнер не стал жертвой террористов, а просто попал в грозовой фронт. Над Донецкой областью, где в течение почти двух месяцев стояла сухая жаркая погода, 22 августа пронеслась первая серьезная гроза, с ливнем и шквальным ветром. По предварительной версии МЧС РФ, самолет попал в грозовой фронт, в него ударила молния, отчего на борту начался пожар. Машина потеряла управление и рухнула на заболоченный склон оврага, не долетев до аэропорта 40 километров.
Бортовые самописцы, которые уже найдены и, по словам министра транспорта России Игоря Левитина, вскоре будут расшифрованы, дадут более полную картину причин катастрофы, но, по сведениям, имеющимся на сегодняшний день, все произошло стремительно: самолет за какие-то три минуты пребывания в зоне турбулентности потерял управление и стал падать.
- В 14. 37 к нам поступила информация от Харьковского отделения «Авиаруха» Украины о том, что самолет ушел в экстренное снижение из-за плохой видимости и возможна аварийная посадка, — рассказал журналистам директор Донецкого аэропорта Валентин Паламарчук. — В 14. 38 лайнер уже исчез с экранов радаров. В 14. 42 были развернуты все службы аэропорта «Донецк» для приема аварийной посадки, но в 15. 05 мы получили информацию, что самолет упал.
Первыми свидетелями катастрофы стали местные жители: мальчишки, гулявшие возле пруда, молодая парочка, отдыхавшая неподалеку, пастух, пасечник, механизаторы. По рассказу товарищей той самой пары, после того, как над головами парня и девушки пронесся пикирующий самолет и мощный взрыв «пригнул» их к земле, они долго не могли подняться. Увидев по другую сторону дамбы над оврагом столбы черного дыма и огня, 19-летний Сергей и его девушка помчались в поселок за помощью.
- Сергея как будто оглушило, он пролепетал скороговоркой, что «самолет упал с людьми» и больше не мог говорить, — рассказал собственному корреспонденту «ФАКТОВ» житель Сухой Балки, с которым удалось поговорить через два часа после катастрофы. — Сережа понял: в самолете уже некого спасать — при таком-то взрыве! Но они с девушкой опасались, что может еще рвануть, а ведь они метрах в 150-ти от этого пекла сидели! Милицию и спасателей и без них вызвали: взрыв во всех соседних поселках и слышно, и видно было, километров за десять окрест. Люди боялись, что стекла полопаются. А Серега теперь спать, наверное, сутки будет. Его старшие водкой напоили, чтобы в себя пришел
Подростки, находившиеся чуть подальше от места катастрофы, говорят, что самолет падал не так уж стремительно — как будто пилоты пытались смягчить удар и «увести» лайнер от жилья. Один подросток даже успел заснять последние секунды существования борта N RA 85185. На жутком видео самолет врезается «носом» в землю. Мгновенный взрыв, огненная вспышка, «брызги» обломков, и столбы черного дыма разрезают небо
Работавшие в полутора километрах от места падения лайнера механизаторы были первыми, кто отважился броситься в огонь в надежде найти живых.
- Я ремонтировал машину на нашей базе, — рассказал собкору «ФАКТОВ» Анатолий Дибров, водитель предприятия «Донецкая сельскохозяйственная опытная станция» совхоза «Сухая балка». — Мы с Николаем Клинковским (механизатор этого же предприятия. — Авт. ) успели увидеть, как самолет «тормозит» и входит в штопор. Услышав страшный удар о землю, мы сели в «Жигули» и приехали сюда. Обломков в дыму было сразу даже не видно, пробираясь через горящие части самолета, мы кричали: «Есть кто живой?!» Издали было видно, что кабина и салон лайнера, вернее, их обломки, «тают» в огне. На земле под маслиной мы нашли женщину и мужчину, они сидели в креслах, но лица у них были уже «восковые», тела обезображены, будто им все кости поломало взрывом. Умерли они, видно, сразу же. Все вокруг было в дыму, вон как трава выжжена
Тушили огонь более 20 аварийно-спасательных автомобилей, 600 сотрудников МВД и 250 сотрудников МЧС. Над местом падения лайнера кружили вертолеты, туда же прибыл реанимобиль. Да все напрасно: пожар очень быстро потушили, а вот спасать, к сожалению, было некого
- Самолет рухнул, зарывшись «носом» в землю, поэтому кабина пилотов полностью сгорела. А остатки хвостовой части разбросаны на территории примерно 200-300 квадратных метров, — заявил начальник Главного управления МЧС в Донецкой области Украины Леонид Касторский. — Тела большинства пассажиров так изуродованы и обгорели, что их даже трудно будет идентифицировать.
Некоторые участники операции, на долю которых выпала самая жуткая работа — извлечение останков людей, которых взрывом выбросило в болото, говорят, что долго не смогут забыть застывшие тела мам, закрывших собою детей. Их так и доставали — вместе, погибших в обнимку
«Они так радовались, что путевку в санаторий на всех достали!»
В Донецк люди, потерявшие в этом лайнере своих родных и близких, стали прибывать еще до организованного рейса из аэропорта «Пулково».
- Кажется, там был мой отчим со своей женой, но я точно не уверен, — задумчиво произносит мужчина, закуривая перед входом в гостиницу.
Попутчик оказывается моим земляком. Дончанин спешит в оперативный штаб (такие штабы были развернуты при администрациях каждой гостиницы, куда поселяли родственников. — Авт. ) для того, чтобы узнать, жив ли его отчим.
- Я пока не уверен, так что лучше не пишите мою фамилию, а вдруг он жив и мы встретимся? Просто я пять лет его не видел, и вдруг он приснился мне накануне, захотелось встретиться, а вечером я по телевизору в списке погибших увидел знакомые фамилии. Хоть бы не они! — говорит собеседник, давая понять, что с отчимом у него сохранились теплые отношения.
- Будем держаться, — успокаивают друг друга две супружеские пары, сидящие рядом в холле гостиницы «Шахтер».
Оказывается, что это родители погибшей молодой семьи Поляковых. Севастопольцы Леонид Алексеевич и Наталья Алексеевна потеряли в этой катастрофе своего 28-летнего старшего сына, невестку и четырехлетнего внука. Услышав о трагедии, они тут же позвонили в оперативный штаб и сели на первый попавшийся поезд в Донецк. Сюда же приехали родители жены Николая Полякова.
- Квартира наших детей теперь закрыта, никого не осталось, — рассказывают уже в другой гостинице пожилые люди, оказавшиеся в такой же ситуации: две старшие семьи потеряли молодых — своих детей и внуков, отправившихся на курорт.
- Они так радовались, что путевку в санаторий на всех достали! — говорят родители супружеской четы Поповых (из Санкт-Петербурга), которая погибла вместе со своими двумя дочерьми. — А жили-то как дружно! — плачут женщины.
- У меня теперь младших братьев нет, — рассказал седовласый представительный мужчина, приехавший на опознание своего брата из Брянска. — Средний брат умер год назад, а теперь вот — младший. 40 лет ему было, он в командировку летел. Я не спешу на опознание, пропускаю вперед тех, кто сразу всех похоронил. Вон пожилая женщина из Анапы потеряла и дочку с двумя внуками, один из них еще грудничок, и двух племянников. Ей еще хуже. А я свою очередь на опознание хочу подальше отодвинуть — на такое всегда успею
Плач было слышно за полкилометра
Утром 24 августа установили крест на месте трагедии, где будет стоять памятник погибшим в авиакатастрофе, и отслужили молебен. Наблюдать за панихидой журналисты могли только с расстояния в полкилометра. «Контакт с родственниками исключен по просьбе российской стороны. К такому решению пришла совместная комиссия, учтя пожелания людей», — предупредили сотрудники Донецкой облгосадминистрации, расположив прессу на противоположном берегу пруда, неподалеку от обломков самолета, в палаточном украинско-русском городке спасателей. Родственников погибших отделили несколькими кордонами милиции и от журналистов, и от места крушения лайнера. Но плач был слышен даже на таком расстоянии. Женщины обнимали крест, а кто-то прикрепил на него мягкую детскую игрушку. Подойти к временному памятному знаку журналистам позволили только после того, как автобусы увезли людей.
Конечно, власти приняли правильное решение. Ведь накануне несколько обезумевших от горя людей, приехавших в Донецк, пытались пробраться к месту падения лайнера, думая, что там все еще лежат тела их близких. Если бы этот злополучный овраг через несколько минут после ЧП не оцепили и не вывезли человеческие останки в течение суток, то в дальнейшем работа следствия, наверное, была бы сильно затруднена. А результаты этого расследования важны не только «для протокола». Ведь сами потерпевшие больше всех ждут ответа на вопрос: «Почему это случилось?»
Стоит отметить, что пишущая братия и не лезла настойчиво в душу к тем, кто предпочитал переносить свою беду в тишине. Но вот почему людей, которым хотелось бы выговориться, тоже ограждали от журналистов с особым усердием — осталось загадкой.
- В самолете моя племянница была с мужем, им по тридцать лет, но деток у них еще не было, — рассказала пожилая собеседница, которая держалась довольно хорошо и, поняв, что перед ней журналист, сама предложила местечко рядом, при этом предупредив, что не будет представляться. — Я о моей племяннице долго могу рассказывать, но нам запретили, — объяснила женщина свое «инкогнито». — Еще когда в кинотеатре в аэропорту «Пулково» нас собрали какие-то руководители для вылета сюда, сразу предупредили: «Никаких контактов с прессой». А мы там долго так сидели, ждали, пока люди из Норильска, Красноярска к нашему спецрейсу подтянутся. Я фотографию племянницы с собой взяла — умолкает на полуслове собеседница, ловя пристальные взгляды, которые бросают в нашу сторону правоохранители и дама в форме МЧС России. — Я лично ничего против журналистов не имею. Да, напишите, что всех нас, даже тех, кто своим ходом сюда приехал, встретили у вас хорошо, — быстро заканчивает разговор женщина, демонстративно отворачиваясь.
С благодарностью о приеме в Донбассе отзывались многие, в том числе и севастопольцы Поляковы.
- Мы позвонили по телефонам оперативного штаба и нас встретили с поезда, сразу поселили, кормят бесплатно, — отметили супруги.
Родственники и знакомые погибших могут получить нужную информацию и в оперативном штабе, подразделения которого действуют в гостиницах, где разместили пострадавших, и в аэропорту, и на железнодорожном вокзале, где сейчас круглосуточно дежурят группы по оказанию социально-психологической и медицинской помощи. До сих пор не все близкие погибших смогли добраться в Украину: по предварительным данным, на борту лайнера были не только жители разных уголков России, но и граждане Нидерландов, Германии, Франции и Финляндии.
Процедура опознания погибших тоже проходит не быстро. Идентифицированы 80 тел, 33 из которых уже подготовлены к отправке на родину для захоронения, сообщили на утреннем брифинге в пятницу сопредседатели межправительственной комиссии Украины и России по оказанию помощи членам семей погибших в авиакатастрофе — министры транспорта Украины и России.
- Технических проблем не существует, — отметил министр транспорта Украины Николай Рудьковский. — Процесс оформления документов проходит очень оперативно, просто мы не можем торопить родственников, для которых эта процедура весьма болезненна.
Люди до последнего отказываются верить в смерть тех, кого они любили.
- Может быть так, что человек прошел зону паспортного контроля, а потом вернулся, передумал улетать? — спросил при первой же встрече членов комиссии с родственниками мужчина, у которого в катастрофе погибли дочь и двое внуков
P. S. В Донецке центральный офис оперативного штаба расположен в здании областной администрации по адресу: бульвар Пушкина, 34, где круглосуточно работают телефоны: (062) 334-31-95, 334-21-31, 334-28-22.
1401Читайте нас у Facebook