ПОИСК
Події

Игорь кио: «я не только сжигал аллу пугачеву, но и превращал ее во… Льва! »

0:00 8 вересня 2006
Девять дней назад ушел из жизни выдающийся иллюзионист

Одни называли его королем магов и волшебников и с замиранием сердца наблюдали за номерами. Другие иронично именовали великим обманщиком, но смотрели шоу с не меньшим интересом. Третьи считали непревзойденным иллюзионистом и отдавали должное его артистичности, мастерству, уникальной аппаратуре… И он, оправдывая все три определения, на арене цирка протыкал пикой своих ассистенток, превращал их во львов и медведей, с молниеносной быстротой переодевал в красочные наряды…

Незадолго до смерти сбылась давняя мечта великого артиста — побывать с гастролями в Одесском цирке. По собственному признанию Игоря Кио, Одесса дорога ему как воспоминание о молодости. Автору этих строк посчастливилось встретиться с артистом, и он согласился дать эксклюзивное интервью «ФАКТАМ».

«Поднявшись под купол цирка без страховки, Пугачева призналась, что больше всего на свете боится высоты»

- Игорь Эмильевич, фокусник — трудная профессия?

- Непростая. Ведь публика приходит на представление с одной-единой целью — разоблачить фокусника. Не доставить ей такого удовольствия — это профессионализм. Иллюзионист должен быть еще и гипнотизером, и парапсихологом…

РЕКЛАМА

- Множество привлекательных девушек — обязательная составляющая вашего шоу?

- Они украшают любую программу, особенно иллюзионную. Открою профессиональный секрет. Мне с ними легче обманывать зрителей. Потому что, когда на манеж выходит красивая полуобнаженная девушка, женщины, сидящие в зале, не знают, куда смотреть: на нее, на своего мужа или наблюдать за тем, что делаю я. А мужчины, как правило, концентрируют внимание на привлекательной фигуре… Кроме того, во время представления я всегда рассказываю какие-то шутки, прибаутки. Одно из моих выступлений в Театре эстрады Аркадий Арканов так и назвал: «Говорит и обманывает Игорь Кио!»

РЕКЛАМА

- Часто сами на красивых женщин засматриваетесь?

- Нормальный мужчина всегда обращает на них внимание. Михаил Светлов говорил: «Девушка, как и водка, бывает только хорошей и очень хорошей». Не могу с этим не согласиться. В школе я влюбился в первый раз, причем любовь была взаимной. Даже помню, как звали ту девочку, — Лена Буторина…

РЕКЛАМА

- Как отбираете участниц для своих номеров?

- Объявляем конкурс. У женщин должны быть определенный возраст, рост, внешность, пластичность и хореографическая подготовка. Ведь в шоу они еще и танцуют… Как-то произошел курьезный случай. По объявлению явилась чрезвычайно полная, совершенно не умеющая танцевать девушка. Подзываю ее: «Вы нашу рекламу читали?» Она кивает головой. «И у вас есть хореографическая подготовка?» — спрашиваю. Вновь утвердительный ответ. «Какая?» — продолжаю недоуменно. «Я восемь лет в хоре пела», — невозмутимо сказала толстушка. (Смеется. )

- А бывают женщины-иллюзионисты?

- Есть дамы, которые работают в этом жанре, но я считаю, что эта профессия мужская. Недаром в русском языке есть слово «фокусник», а слова «фокусница» нет. Другое дело — помощница, ассистентка, объект для сжигания, поедания, распиливания…

- Однажды вы на сцене сожгли даже Аллу Пугачеву.

- Несколько лет назад показывали новогодние представления, снятые в цирке еще в 1980-е годы. Мы с Пугачевой были ведущими программы. Я ее не только сжигал, но и превращал во… льва! При необходимости могу проделать подобный трюк с кем угодно.

А вообще Алла — смелая женщина. Она меня спросила: «Есть ли у вас в цирке что-то типа качелей?» Предложили ей трапецию. Но мы все думали, что Пугачева будет качаться внизу, а она подарила пластинку с автографом ассистенту, который на кнопки нажимает, и втайне от нас договорилась, что он поднимет ее под самый купол. И когда мы это увидели, просто похолодели! Даже профессиональный гимнаст, если он с этим номером работает, поднимаясь выше пяти метров от манежа, должен быть со страховкой, а она была без нее! Когда все прошло на ура, Пугачева призналась, что больше всего на свете боится высоты…

«Чтобы оградить свою дочь от циркача, Леонид Брежнев приказал отправить меня в армию»

08s05 kio.jpg (24403 bytes)- О вас говорят: «Кио своих ассистенток сначала пилит, а потом на них женится».

- Моя последняя, третья, супруга — Виктория — исключение. Ее я только сжигаю до пепла… Но это не опасно, пока ее люблю. (Смеется. ) Мы вместе почти четверть века. В свое время она, профессиональный музыкант, пришла ко мне вместе со своей сестрой-близняшкой, чтобы попробовать себя в иллюзионном жанре. И стала… художником по костюмам. По ее эскизам созданы наряды для ассистенток, балета. Прежде чем пожениться, мы прошли много испытаний. Вскоре после нашего знакомства Вика вышла замуж. Потом были разводы: ее — с первым мужем и мой — со второй женой. А еще авария: мы с Викой на машине врезались в столб прямо у фасада 24-й московской горбольницы… После случившегося уже знали, что переломы, ссадины и шишки у нас общие.

- Тайну знаменитого распиливания женщины раскроете?

- Всего сказать не могу, но вот одним секретом, пожалуй, поделюсь. Есть много вариантов этого трюка. В классическом участвуют две ассистентки: одна «складывается» в верхней половине ящика, а другая лежит в столе, демонстрируя «отпиленные» ноги из второй половины иллюзионного аппарата. Правда, в моем новом варианте никакого стола нет… Могу констатировать лишь одно: у меня достаточно женщин, чтобы безжалостно распиливать и сжигать по одной каждый день! (Улыбается. )

- Это правда, что с первой супругой вы познакомились на гастролях в Японии?

- Да. Моей первой женой была дочь Председателя Президиума Верховного Совета, а затем Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева Галина. Наши отношения начались в 1961 году. (Первый муж Галины Брежневой Евгений Милаев тоже был артистом цирка. Узнав о выборе дочери, Леонид Ильич получил инфаркт.  — Авт. ) Она любила кочевую жизнь и приехала в Японию в качестве гримерши.

То ли восточная экзотика так на нас повлияла, то ли Галине уже надоел ее муж, только неожиданно мы страстно друг в друга влюбились. Она была необыкновенной: обольстительная, уверенная в себе, красивая, ухоженная, немного манерная. Немедленно сообщила мужу, что хочет развестись. (За год совместной жизни у супругов родилась дочь Виктория. Галина Брежнева официально развелась с мужем только через восемь лет. Милаев до конца дней обеспечил себя вниманием правительства: стал народным артистом СССР и директором цирка на Ленинских горах в Москве. Умер в 1983 году.  — Авт. )

- Спустя год Галина приехала ко мне в Днепропетровск, где я тогда выступал, — продолжает Игорь Кио.  — Мы встречались на квартире одного из ее родственников (это ведь родной город Брежневых), но туда однажды позвонил Леонид Ильич. Потребовал прекратить эту связь, но Галина бросила трубку… А через некоторое время мы, к ужасу наших близких, решили расписаться.

- Как отнеслись к этому ваши родители?

- Очень боялись, так как в отличие от меня прекрасно понимали, чем все это может закончиться. Галине тогда было 32 года, а мне — лишь 18. Даже на нашу скромную свадьбу в московском ресторане «Прага» не пришли. Через три дня мы уехали в Сочи, где начинались мои гастроли. Девять дней мы прожили в законном браке, а на десятый пришла телеграмма на правительственном бланке. В ней говорилось, что в связи с поступившими данными о незаконном расторжении предыдущего брака Галины Брежневой наш брак аннулируется. В гостиницу приехали начальник УВД города Сочи и начальник паспортного стола, вежливо попросили у нас паспорта. Мы их отдали и с той минуты больше не имели права жить в одном номере. Галину вынудили уехать домой.

Через две недели я получил ценную бандероль — свой паспорт. На первой его странице стоял штамп «Паспорт подлежит обмену», а страница, где была отметка о регистрации брака, отсутствовала. На том и закончилась наша девятидневная супружеская эпопея.

- Но не отношения с Галиной?

- Более трех лет я каждый выходной из любого города прилетал к ней в Москву, Галина навещала меня в городах, где проходили гастроли. Но все оборвалось, когда она прилетела ко мне в Одессу. Здесь задержалась, не попала вовремя домой. Позвонила ее мама, Виктория Петровна. Галина улетела, а меня прессинговали сотрудники одесского управления КГБ. Начальник (генерал) потребовал написать объяснительную: что за женщина, с какой целью и на какие деньги приезжала ко мне из столицы. Оставил на столе чистый лист бумаги и запер меня одного на шесть часов. Потом этот же генерал еще несколько часов убеждал отказаться от Галины. Увидев, что такие увещевания малоэффективны, он сказал примерно следующее: «Все мы волнуемся за здоровье Леонида Ильича. А почему вы не беспокоитесь о самочувствии своего отца?» Я поинтересовался: «Это угроза?» Мне объяснили, что я все воспринимаю слишком прямолинейно, и спустя некоторое время отпустили.

Чтобы оградить дочь от циркача, Леонид Ильич приказал отправить меня в армию. Спас хронический лимфаденит, которым я страдал — заболевание, исключающее прохождение срочной службы. По заданию ЦК КПСС созвали консилиум, чтобы поставить адекватный диагноз. На медосмотр я шел в сопровождении целой группы лиц в штатском. К счастью, врачи прежний диагноз подтвердили. Позже, когда мы с Галей прогуливались по набережной Москва-реки, я спросил, есть ли на свете человек, способный переубедить ее отца? «Да, — засмеялась она.  — Это Хрущев… »

Галина — моя любовь, которую буду помнить всю жизнь. Я до сих пор считаю ее одной из самых замечательных женщин, которых когда-либо знал. Потому Одесса для меня — это, прежде всего, молодость. И наша эпопея с Галиной…

Со второй супругой Игорь Кио прожил 11 лет. Их считали подходящей парой, ведь Иоланта Ольховникова была, как и Кио, из цирковой семьи. Но судьба распорядилась по-своему, и они развелись. От этого брака есть дочь Виктория, которая, как и ее родители, выступает в цирке. Игорь Кио не скрывал подробностей своей семейной жизни и, объясняя причину разрыва с Иолантой, говорил: «На развод подал сам, потому что встретил женщину, которая стала значить для меня больше всех в жизни. А Иоланта снова вышла замуж. Как вы думаете, за кого? За моего брата Эмиля!»

- Какие еще воспоминания связаны с Одессой?

- Однажды в этом городе к отцу подошел невысокий, ничем не приметный господинчик и сказал: «Товарищ Кио, вы меня, конечно, не знаете. Я человек маленький, работаю в Бюро распространения билетов, распространяю билеты на ваши представления». Отец успокаивает: «Ну, вы занимаетесь полезным делом. Спасибо». Тот: «Не об этом речь. Понимаете, я ваш поклонник. Смотрю каждое ваше представление. И мне кажется, что главного номера не хватает. И я его придумал».  — «Ну, раз придумали, расскажите, это интересно».  — «Имеете фокус: вы на арене цирка. Полный свет. И вы говорите: «Раз, два, три!» — и на глазах у публики исчезаете. Хороший фокус?» — «Замечательный! А как его сделать?» — «Товарищ Кио, дорогой, если бы я знал, как сделать этот фокус, так я был бы Кио, а вы бы распространяли билеты на мои представления!»

В апреле 1996 года меня пригласили на несколько концертов в Одессу, — вспоминает Игорь Эмильевич.  — Я работал в помещении Театра музкомедии. После одного из спектаклей мне сказали, что какая-то дама спрашивает Кио. Выхожу и вижу: стоит интересная немолодая женщина в каракулевой шубе. Бросилась ко мне: «Я дико извиняюсь, но вы меня, конечно, вряд ли помните. Когда вы были у нас в 63-м (я действительно работал тогда в Одессе), мы с вами попали в одну компанию. Вы там гуляли-выпивали и, мягко говоря, очень активно ко мне приставали. А я вам, мягко говоря, отказала. Так знаете, для чего я зашла? Ехала в трамвае, заметила вашу рекламу и подумала: почему бы не зайти и не сказать, что согласна?»

«Чудес не бывает… »

- В Одесском цирке в последний раз работал более 40 лет назад, еще с отцом, — рассказывает Игорь Кио.  — При советской власти считалось, что здешний цирк маленький, а так как я обеспечивал финансовый план Союзгосцирку, меня отправляли зарабатывать деньги «на строительство коммунизма» в залы на две тысячи и более мест. Давал как минимум 40 представлений в месяц, в год — в течение 30 лет(!) — по 500-600… Потом стал свободным художником. У меня своя компания — «Шоу-иллюзион Игоря Кио».

- Игорь Эмильевич, если бы вы на самом деле были волшебником, какое бы чудо совершили?

- У меня есть номер: вставляю в два валика белый лист бумаги, кручу их, а с другой стороны доллары выезжают. Если бы мог колдовать, обеспечил бы экономическое благополучие всех россиян, как им постоянно обещают наши правители. Правда, у Ельцина эти «фокусы» получались лучше — он добился ощутимого результата. А вот у Владимира Владимировича еще много целей и задач незавершенных.

- Сами-то верите в чудеса?

- Нет. Именно потому, что занимаюсь их производством. Чудес не бывает… Хотя, безусловно, встречаются люди, наделенные какими-то уникальными способностями. Помню Розу Кулешову, о ней в свое время много писали. Я клал газету на стул, она садилась и одним местом, извините, читала мне передовицу.

- Есть ли люди, работающие в иллюзионном жанре, с которых вам бы хотелось брать пример?

- У меня всегда был и есть только тот высочайший образец, та планка, которую установил мой отец. И даже западные артисты, появившиеся сейчас, следуют школе, открытой Эмилем Кио. Он первым перестал выступать в восточном стиле, подавать свои номера как маг и волшебник, отказался от мистики… Создал шоу, полное юмора.

Иногда меня сравнивают с Акопяном. Но это неправильно, у нас разные жанры. Он манипулятор, работающий руками: показывает фокусы с картами, шариками, платками… Я иллюзионист, работаю со сложной аппаратурой, с ассистентами. Иллюзионистов, на которых хотелось бы походить, не знаю. Есть двое восточных немцев — Зигфрид и Рой. Они давно обосновались в США. У них отличное шоу с животными: белыми тиграми, исчезающими слонами. Красиво работают… Но самое любопытное то, что идея создать большое иллюзионное шоу у них появилась в 1970 году, после того, как увидели мое выступление в Париже! Я могу лишь завидовать их финансовым возможностям.

- А Копперфилд?

- Он говорит, что ребенком его водили на мои представления. В последние годы я с ним не встречался. Вообще же он — телевизионное явление. Очень хороший артист, но вживую проигрывает. На телевидении артист всегда смотрится эффектнее, чем есть на самом деле. Такого насыщенного динамичного зрелища с вырезанными паузами на сцене не добиться. Скажу иначе: хорошо, когда у тебя в распоряжении солидные деньги!

- Будь у вас сегодня миллион долларов, какой бы номер создали?

- Миллион долларов — это много, но не для создания настоящего номера. Как-то я придумал необычный номер под названием «Полет над Красной площадью». В этом мне помогли сотрудники туполевского авиапредприятия. Но на воплощение идеи не хватило средств. У нас это обычное явление. Если богатые люди сегодня дают деньги, то хотят, чтобы уже завтра была отдача. А в искусстве так не бывает. Вот если бы мне разрешили зарабатывать деньги не 10, а 25 лет назад, я бы тоже спонсировал свои фокусы.

В советское время понятия «гонорар» для артистов не существовало. Все зависело от количества представлений в месяц, у меня их было минимум 40. Зарплата была приличная — тысяча рублей в месяц. Мы с Юрием Никулиным часто ездили за границу. Помню, выступали в Нью-Йорке в самом большом зале — «Мэдисон-сквер-гарден». Все выступления были аншлаговыми. И мы с Юрием Владимировичем получали самые высокие ставки — 20 долларов за представление. За счет этого и жили чуть лучше, чем профессора, которые тогда официально получали 300 рублей. Но если ты решался купить за границей автомобиль, то должен был отказывать себе во всем. А я вот решил купить в Америке жене норковую шубу и отработал за нее ровно два месяца.

- И все же о номере-мечте…

- Моя мечта — создать магический замок, где творилось бы черт знает что. Где выступали бы артисты самых разных жанров, появлялись и исчезали. Где были бы специальные залы, в которых демонстрировали бы мелкие фокусы. Где каждый билетер ходил бы со специальным значком, означающим, что любому зрителю он обязан показать какой-то фокус. Вот это было бы здорово!

«Репетиций поминок не будет!»

- Кроме работы есть у вас какие-нибудь увлечения?

- Безумно люблю футбол. Два года занимался в Футбольной школе молодежи у легендарного Константина Бескова. Подавал большие надежды. В одно время со мной там занимались Геннадий Логофет, Вячеслав Амбарцумян, будущий зять Бескова Володя Федотов…

- Любите в свободное время посидеть с друзьями, как говорится, «за рюмкой чая» или предпочитаете одиночество?

- Нет, не могу сказать, что предпочитаю одиночество, но, правда, в последние годы круг общения сузился и я все реже куда-то выбираюсь. Может, потому что не пью.

- Вообще?

- Всю жизнь пил очень хорошо, а сейчас не пью совсем. Люблю сигары.

- А как же круглые даты, юбилеи?

- Мне это не интересно. Я унаследовал от отца одно качество: он не выносил никаких юбилеев. Есть люди, которые получают особое наслаждение, когда сидят в кресле и выслушивают о себе речи. Мой друг Аркадий Арканов называет это «репетицией поминок». Таких репетиций терпеть не могу! Их попросту не будет!

- У вас двое внуков. Они выбрали семейную профессию?

- Старший — Игорь — учится в ГИТИСе на актерском факультете. У него есть творческие способности, я это вижу. Потому разрешил участвовать в нашем шоу. У меня никогда не было учеников, но я не считаю, что мой внук обязательно должен стать иллюзионистом, лишь следуя традиции. Такой подход неверен: у человека должны быть соответствующие данные.

- Будет обидно, если династия Кио прервется…

- Все когда-нибудь прерывается…

Однажды с Игорем Кио приключился случай из разряда черного юмора. К нему на улице подошел мальчик и сказал:

- Дядя Кио, когда вы выступаете, вы каждый день сжигаете новую женщину. А мой папа сжигает еще больше!

- Где же твой папа работает? — спросил Кио.

- Где, где? В КРЕМАТОРИИ!

… Игорь Кио в своем завещании просил о кремации. Урна с его прахом будет покоиться на Новодевичьем кладбище в Москве, в могиле его отца, основателя знаменитой цирковой династии.

Из досье «ФАКТОВ»

Игорь Кио впервые появился на арене в пять лет, выступая в шоу лилипутов в программах своего отца Эмиля Кио. Самостоятельно дебютировал в 15 лет, подменив на сцене заболевшего Эмиля Теодоровича… 30 лет Игорь Эмильевич проработал в системе Союзгосцирка. В 1989 году создал фирму «Шоу-иллюзион Игоря Кио». Секреты знаменитых ящиков Игоря Кио не разгаданы до сих пор.

Он единственный иллюзионист, удостоенный Международной премии «Оскар», которая ежегодно вручается Королевским цирком Брюсселя. Народный артист России, почетный академик Национальной Академии циркового искусства РФ, член ассоциации «Братство волшебников» (США).

 

2103

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів