«когда не могла подняться с постели, сочиняла сказку. Представляла, как бригада спасателей реставрирует мои нервы. Я так старалась, что лежала вся мокрая от пота! »
- Как-то я разговаривала с маленькой девочкой, прошедшей курс химиотерапии, — вспоминает 46-летняя Ривиль Кофман. — «Смотри, у тебя уже волосики растут!» — радостно воскликнула я. А малышка ответила: «Никогда они не вырастут, я скоро умру». — «Кто тебе это сказал?» — «Папа». Конечно, отец не говорил этого своей дочке, но она все прочла в его глазах. Когда врачи сообщают родителям, что ребенок безнадежен, те готовы ему даже слона привести и смотрят с такой тоской Человек, живущий с мыслью о смерти, долго не протянет. Жалость лишь отнимает силы у больного, ему нужно помочь бороться с болезнью. Помните шутку Фаины Раневской? Если больной хочет жить, медицина бессильна. В каждой шутке лишь доля шутки. Двенадцать лет назад я заболела тяжелой формой рассеянного склероза. Часами договаривалась со своим телом, чтобы оно снова меня слушалось. При этом заболевании поражены нервные волокна головного и спинного мозга, по ним не проходят сигналы, у человека нарушаются движения, снижается зрение, слух. Медикаменты, которые мне назначали врачи, результата не давали. Вот я и стала сочинять сказку, представлять, как запускаю в свое тело бригаду спасателей, которые устраняют аварию на линии передач — реставрируют каждый нерв. Так старалась, что лежала вся мокрая от пота! А потом командовала себе: «Вперед!» — и поднималась.
О том, что Ривиль страдает рассеянным склерозом, записано в инвалидной книжке. У женщины первая группа, в заключении медицинской комиссии сказано: «Не может обходиться без посторонней помощи». Но сегодня Ривиль Кофман не только за собой ухаживает, но и помогает другим тяжело больным людям.
- Три года назад я создала первые две куклы — Сару и Абрама, — продолжает Ривиль. — Решила организовать еврейский театр, потому что в историях нашего народа много мудрости. С тех пор хожу к онкобольным детям и показываю спектакли, в которых Сара и Абраша преодолевают трудности. Видели бы вы, как малыши с потухшими глазами вдруг оживают и кричат: «Если не отпустишь Сару, я тебе дам!» Одна девочка даже тапочку за ширму бросила. Больному человеку нужен боевой настрой. Я стараюсь выдернуть его из беспомощности, пробудить желание действовать и доказать: даже из самой сложной ситуации есть выход.
«Чтобы выздороветь, нужно поставить цель, к которой стоит даже ползти»
Ривиль заболела после рождения четвертого ребенка — сына Давида.
- Никто не знает, почему развивается рассеянный склероз. По одной из теорий, нервные волокна разрушает вирус, — говорит женщина. — Во время родов я потеряла много крови, мне вливали донорскую. Тогда я жила в Мариуполе, а рожала в Донецке, кровь для меня сдавала целая бригада шахтеров. Думаю, в организм мог попасть какой-то вирус. После переливания крови у меня даже характер изменился. (Смеется. ) Стала сквернословить, вести себя неадекватно. Может, так болезнь сказывалась, а я еще не понимала, что происходит. Сначала чувствовала сильнейшую усталость, стало трудно подниматься по лестнице. Вскоре тело отказалось делать то, что я хотела. Ноги и руки не слушались. Я перестала брать малыша: боялась уронить. За ним ухаживала моя старшая дочка Юля, ей тогда было 16. У меня катастрофически быстро падало зрение, ухудшился слух. Тогда я пошла по врачам. Мне поставили диагноз рассеянный склероз и сказали, что это неизлечимый недуг, но больные не умирают, а живут долго. Это и показалось самым страшным. Есть ли смысл в такой жизни?
Мне на глаза попалась газета, в которой была статья об одной семейной паре. Оба супруга были прикованы к постели, но у них родился ребенок. Родственники осуждали этих людей, мол, о себе не могут позаботиться, а детей рожают. Я тогда ходила, опираясь на палочку, узнала их адрес и поехала к ним домой. Увидела, как женщина сползала с кровати, перекатывалась по полу к детской люльке, брала зубами бутылочку с молоком, которую заготавливал кто-то из родных, и засовывала маленькому в рот соску. Я поняла: если человек горит, стремится к какой-то цели, его ничто не остановит. Ученые говорят, мы используем всего три-семь процентов потенциала мозга. Значит, нужно искать то, что поможет задействовать скрытые резервы организма, ту цель, ради которой стоит даже ползти. Я подумала: есть больные люди, которым еще хуже, чем мне, и им очень нужна помощь. Нашла общество инвалидов, познакомилась с людьми, которые по разным причинам были обездвижены, стала навещать их, устраивать праздники.
- Однажды собрала девять колясочников и двоих на костылях (сама была третьей), и мы пошли поздравлять с днем рождения парня, страдающего рассеянным склерозом, — продолжает Ривиль. — Он не поднимался с постели. Парень жил на девятом этаже, и мы думали, что по очереди поднимемся на лифте, но он не работал. Все растерялись. Я вспомнила: знакомой, когда она забыла в квартире ключи, помогли пожарные. Влезли по лестнице в окно и открыли дверь. Позвонила я в пожарную часть, рассказала нашу историю, объяснила, что это не пустяк, срывается торжественное мероприятие. И к нам прислали аж три машины! Всех по очереди в люльке подняли в квартиру. Оказалось, мама парня не знала, как сказать сыну, что к нему никто не придет в гости. От этих мыслей ее отвлек стук в окно, перед ней была девушка с огромным тортом в руках Вечером за нами опять прислали машины. Об этом случае даже газеты писали.
«Пятилетний мальчик победил рак, представляя, как игрушечным оружием расстреливает опухоль»
Первые годы Ривиль принимала медицинские препараты, но лечение было неэффективным. Наоборот, из-за лекарств страдали внутренние органы. И тогда женщина решила отказаться от медикаментов. Вместо терапии стала рассказывать себе сказки, в которых она выздоравливает.
- Взрослые в сказки не верят, а зря, — убеждена Ривиль. — Внутри нас огромный мир, и в нем мы можем все. Но люди даже в своем воображении себя ограничивают. Однажды я увидела телепередачу о детях, которые победили рак. Пятилетний мальчик из США рассказывал, как он «разбирался» с опухолью. В некоторых странах медики открыто говорят о том, что происходит в организме, даже маленьким пациентам, считая, что это способствует выздоровлению. Малыш знал, что у него опухоль, и решил с ней поговорить. Он увидел ее красной (для детей это цвет опасности), понял, что опухоль злая, и решил убить ее. Мальчик представил себе все игрушечное оружие, которое было у него дома, окружил опухоль и стал воевать с ней в своем воображении. Он «расстрелял» ее, но остались маленькие кусочки. Мальчик, еще не зная о метастазах, понял: из этих кусочков могут вырасти новые опухоли. И представил себе порошок, которым посыпал их и растворил. Я от восторга расцеловала этого малыша на экране! Почувствовала себя намного увереннее.
Если кто-то из знакомых моей собеседницы серьезно заболевает, он сразу же идет к ней. Ривиль Кофман уделяет внимание всем, поэтому свободного времени не имеет. Денег за помощь и советы не берет. На личном опыте убедилась: когда человеку что-то нужно, оно обязательно появится, главное — не ставить между собой и желаемым деньги.
- Когда шесть лет назад мы переехали в Киев (мои мальчики захотели учиться в еврейской школе), едва знакомые люди предложили пожить в их квартире, — говорит Ривиль. — Однажды один из сыновей возмутился, что я мало времени уделяю детям, решаю чужие проблемы, и сказал: «Хоть бы шоколадку тебе кто подарил!» А потом произошло чудо. Мне принесли бандероль от женщины, с которой я когда-то вместе ехала в поезде, мы еще созванивались по поводу болезни ее мужа. И вот спустя три года она передала салфетку, на которой были вышиты звезда Давида и менора. В салфетку были завернуты шоколадка, 200 долларов и письмо. Знакомая написала, что у них все хорошо. Я заплакала, а для сына это был хороший урок.
«Веру в свои силы я обрела вместе с болезнью»
Как-то Ривиль прочитала, что в отделении детской онкологии одной из американских клиник врач заходит к своим пациентам в костюме клоуна. У женщины появилась мысль создать что-то подобное для наших больных детей. Три года назад Ривиль загорелась идеей кукольного театра.
- Когда мои дети проказничали, я не читала им нотаций, не наказывала, — вспоминает женщина. — У меня были два махровых носочка, к которым я пришила пуговки — глазки, носик и ротик. Я надевала их на руки и рассказывала детям сказку про Ваню и Маню. Однажды Саша (средний сын) сказал нехорошее слово. Я усадила его и сочинила историю о том, как Ваня плохими словами ангелов обидел. Из-за этого потухли на небе звезды, стало темно, и родители детей не могли найти дорогу домой. Саша разрыдался, подбежал к окну и стал просить Бога, чтобы звезды снова загорелись. Пообещал больше никогда не говорить плохих слов
Ривиль полгода искала подходящие куклы, но еврейских персонажей не нашла. В конце концов нарисовала их сама, по ее эскизам первых двух сшили на заказ. Потом Ривиль стала шить сама.
- Метров 20 ткани испортила, пока научилась, — смеется женщина. — В нашем театре играют только дети. У нас семь постановок, мы выступаем в детских домах и домах престарелых. Год назад в Киеве проходил фестиваль еврейской культуры, мы заняли второе место среди театральных коллективов. Планируем расширяться, потому что к нам дети просятся. Очень хочу поставить спектакль с куклами в рост человека, тогда на сцене будут 27 ребят. Они ждут не дождутся этого момента.
Когда я пришла к моей новой знакомой, застала у нее 24-летнего парня. У Евгения лимфогранулематоз, он прошел химиотерапию. Сейчас справиться с болезнью молодому человеку помогает Ривиль.
- Мы познакомились три месяца назад, мама сказала, что придет женщина с кукольным театром, — рассказывает Женя. — До этого к нам приходили какие-то бабки, тетки, руками надо мной водили. А Рива пригласила меня играть в ее театре. Я согласился, не раздумывая, ведь уже не рассчитывал, что мне хоть что-то предложат. «А пока, — сказала Рива, — давай играть в воображении». Я закрыл глаза и стал представлять, как по моему организму бегают солдаты, сражаются с раковыми клетками. В своем спинном мозге выстроил целый завод по производству здоровых клеток, на поезде развозил их по всему телу. Честно говоря, сразу подумал, что это бред какой-то. Но через неделю прокручивания этого сюжета в голове у меня появилось чувство, что не все так плохо! Ведь раньше не только тело болело, но и душа. Меня оставила девушка, я очень переживал, что никому не нужен. Сейчас чувствую себя иначе. Здоровье восстанавливается, анализы уже нормальные!
- Есть масса способов помочь организму выздороветь, они не заменяют традиционного лечения, но создают фон, на котором у человека все получается, — добавляет Ривиль. — Я не раз видела, как одна и та же болезнь может убить или преобразить человека. Недуг — это знак, что нужно что-то менять внутри, переосмыслить жизненные ценности. Как ни странно это звучит, но веру в свои силы я приобрела вместе с болезнью. Знаете, я долго ходила, опираясь на костыли. Пока одна бабушка, которой я помогала, не сказала: «Ривочка, ты такая красивая!» Я задумалась: красивая, но на костылях! В одно мгновение решила от них отказаться. Сначала сделала пару шагов, держась рукой за стену, потом оттолкнулась и пошла! Записалась на занятия по аэробике. У нас там такой душевный коллектив! Возникла идея создать женский клуб. Задумали — и сделали. Собираемся раз в неделю, приглашаем интересных людей, общаемся. Однажды к нам в клуб пришла визажист, сделала нам макияж, потом мы фотографировались. Дочка тайком от меня разместила мое фото на сайте знакомств в Интернете. Мне написали мужчины из разных уголков мира, сейчас я встречаюсь с одним из них. Кто знает, может, вскоре замуж выйду! Самое главное — не терять веры. Мой жизненный девиз: «Нет такой вещи в мире, которая может устоять перед желанием».
751Читайте нас у Facebook