«повара заявили, что не могут пользоваться мясорубкой после того, как в ней побывали оксанины пальцы»
В меню Полтавского детского учебного заведения N 41 в понедельник я не нашла мясных блюд ни на завтрак, ни на обед, ни на ужин. Зная, как плохо финансируются детские сады, даже не стала выяснять, почему. Надежда Крупская (именно такие имя и фамилия у заведующей) неожиданно сама все объяснила: «Наши повара заявили, что не могут пользоваться мясорубкой после того, как в ней побывали Оксанкины пальцы. На вращающемся механизме во время мытья они увидели остатки кожи. Возможно, это кусочки куриной кожи, но одна из работниц, увидев их, упала в обморок». Сама же виновница переполоха — 24-летняя Оксана Хлыстун, «умудрившаяся» засунуть руку в работающую промышленную электромясорубку, подбадривает меня: «Не надо так тяжко вздыхать. У меня же травма не смертельная».
«Главное в человеке не пальцы, а душа»
Такие больные, как Оксана, встречаются нечасто. Откровенно говоря, идя на интервью, представляла себе подавленную грустную пациентку, но в кабинет заведующего городским травматологическим отделением Владислава Левуса зашла симпатичная молодая женщина с улыбкой на лице.
- Живут же люди без ног, без рук, парализованные, по сравнению с этим моя травма — чепуха, — говорит Оксана Хлыстун, поддерживая правую руку здоровой левой. — Главное в человеке не пальцы, а душа.
Не зря коллектив детсада, в котором Оксана проработала почти три года, так ее любит. Она поражает своей энергией, бодростью, оптимизмом.
- Конечно, поваром теперь я работать не смогу, — смеется собеседница. — А то оставшиеся пальцы еще куда-нибудь засуну. На кухне ведь все нужно быстро делать. Главное сейчас — вылечиться, потом сделаю протез, а дальше будет видно. Во всяком случае, дома сидеть не стану.
Уже через пять дней после ампутации фаланг Оксана приспособилась обходиться одной левой. И умывается, и зубы чистит, и одевается, даже журнал с кроссвордами специально купила, чтобы научиться писать. Пока, правда, получаются сплошные каракули, но гипс же не навсегда. О том, что с ней произошло 17 октября, Оксана рассказывает абсолютно спокойно.
- В тот день я в прекрасном настроении пришла на работу, — улыбается женщина. — Быстренько переоделась и стала крутить куриное мясо на котлеты. Мне как младшей в коллективе обычно всегда приходилось этим заниматься Минут за десять управилась и сразу — на операционный стол.
Момент, когда именно ее рука и каким образом оказалась в работающем агрегате, Оксана вспомнить не может. Ей кажется, что мясорубка была выключена, и она начала выбирать остатки фарша. «А может, и не выключена, только работала на тихих оборотах. Возможно, я просто задумалась, — размышляет женщина. — Только помню, успела удивиться, когда пальцы вдруг потянуло вперед».
Оксана упала корпусом на мясорубку, и винтовой механизм заклинило. Лишь после этого перепуганные сотрудницы нажали на выключатель.
- Я бы и сама это сделала, если бы полезла в мясорубку левой рукой, а так было неудобно, не могла дотянуться, — объясняет Ксюша. — Особого страха не почувствовала. Хруста раздробленных костей не слышала, и крови не было, думала, ничего страшного не произошло. Пока ждали «скорую», я позвонила мужу на работу, сообщила, что со мной случилась беда. Представляете, одна рука зажата по кисть в мясорубке, а другой нажимаю кнопки на мобильном.
«Боже, из-за меня еще и имущество пострадает!»
Промышленная электромясорубка еще советского производства — это большой тяжеленный агрегат. В детском садике «Гнездышко» она появилась пару лет назад, с приходом новой заведующей.
- Я достала эту злополучную мясорубку, может, в этом моя вина, — чуть не плачет Надежда Крупская. — Закрывали один детский садик, а машинку передавали в другой. Но для него она оказалась слишком большой, и я договорилась, чтобы забрать себе. Раньше наши повара пользовались механической. Представьте, что такое накрутить мяса с сухожилиями на семьдесят детишек! Сотрудники кухни очень обрадовались, когда установили машинку с электроприводом. Она хоть и старая, но надежная, работала без сбоев. Оксана — опытный повар. Имеет пятый разряд (самый высокий — шестой), в апреле прошла учебу по технике безопасности. Да и у нас эти инструкции везде висят! Тогда же, в апреле, заняла второе место на городском конкурсе среди поваров детских дошкольных заведений. У нее было шестьдесят конкурентов. Она — самая молодая и красивая среди них — получила такую высокую оценку жюри! Может, сглазили девушку? Ну как она могла вставить руку в такое узенькое отверстие? Ума не приложу. Члены комиссии по расследованию инцидента совали в мясорубку свои руки — ни у кого не получилось. Очень жаль, что это случилось с таким добросовестным работником.
У Оксаны Хлыстун много друзей, ее любят и уважают в коллективе, а также дети и их родители. Поэтому помочь девушке вызвались многие. Каждый день заведующей «Гнездышком» несут деньги, собранные коллективами других дошкольных заведений. Собрали уже больше пятисот гривен на лечение. Триста гривен передал депутат Киевского районного совета Полтавы Александр Артеменко.
- Я как раз отошла к плите, где закипал компот, когда услышала крик, — вспоминает сменщица потерпевшей Наталья Братишко. — Даже не крик, а писк. Наверное, у нее не было даже сил заорать, как следует. Оглянулась — вижу Оксана лежит на мясорубке. Не сразу и поняла, в чем дело. Мне показалось, Оксану ударило током. Завхоз Анжела бросилась к рубильнику, а я — к выключателю на машинке. Только тогда увидели, что Оксанкина кисть намотана на вал. Пока «скорая» приехала, я открутила зажим и гайки, освободив вал от основного механизма, стоящего на столе. Руку мы даже не пытались вынимать — было видно, что пальцы, провернувшись на валу, попали в первую, самую крупную, сетку (всего на пути прохождения фарша их три). Оксанка все время просила не трогать ее, потому, что ей больно. Чтобы не потеряла сознание, мы давали ей нюхать ватку с нашатырным спиртом.
- Бригада скорой помощи вызвала на подмогу работников специальной военизированной аварийно-спасательной части, — добавляет Надежда Крупская. — Обсуждался вопрос о том, что для освобождения зажатых пальцев, возможно, придется разрезать механизм. Оксана, услышав об этом, забеспокоилась: «Боже, это из-за меня еще и имущество пострадает!»
«Пальцы девушки выглядели, как фарш»
Но в результате повара детского сада доставили в приемный покой первой Полтавской городской клинической больницы вместе с чугунным агрегатом.
- Спасатели правильно поступили, что не стали освобождать руку на месте происшествия, — считает заместитель главного врача больницы Александр Ткаченко. — Иначе к полученным травмам могли добавиться еще и термические ожоги.
- Решено было сначала ввести наркоз пострадавшей, чтобы избавить ее от боли, а затем с помощью гидравлических ножниц разрезать винтовой механизм, — рассказывает начальник спасательного отряда Александр Лебков. — Нас даже одели во все стерильное и завели в операционную. Но медики сами справились с задачей. Доцент Василий Пелипенко, взяв наш гаечный ключ, сделал отворот вала, и механизм отпустил зажатые пальцы. Конечно, они выглядели, как фарш. Если бы руку, не дай Бог, затянуло дальше, без разрезания металла не обошлось бы.
Дальше за дело взялись хирурги. Оксану оперировал лучший в городе специалист по вопросам заболевания и повреждения кисти ортопед-травматолог Дмитрий Кивичка, а ассистировал ему Алексей Паляничка. Хирург уточняет, что рука пациентки находилась в мясорубке по запястье. Минуты четыре ушло на то, чтобы освободить ее и около двух часов потребовалось на операцию. Таких операций в больнице еще не делали.
- К сожалению, — говорит он, — указательный и средний пальчики были настолько размозжены, что никаким реконструктивным операциям не подлежали. Очень пострадал и безымянный. Мы сейчас за него боремся, надеемся сохранить. Наши основные действия во время операции были направлены на восстановление функции захвата руки, чтобы пострадавшая могла сама себя обслуживать. И она будет сохранена, ведь большой палец и мизинец практически не задеты. Поврежденные участки руки мы закрыли лоскутками кожи, взятыми из ампутированных пальцев.
- Когда пришла в себя после наркоза и посмотрела на поврежденную руку, сразу увидела, что на ней не все пальцы, — говорит Оксана. — Но думала, их так сложили, что не все видно. А потом мама сказала правду. Мы с ней всплакнули по этому поводу. Только слезами горю не поможешь. Хочу теперь такие протезы, чтобы ими можно было шевелить. Слышала, за границей есть такие, на импульсах. Только где их взять и сколько денег на это нужно? Отца у меня давно нет, муж и мама получают немного, и у меня минимальная зарплата. Была
- Но надеюсь, что черная полоса в моей жизни скоро закончится, — завершает нашу беседу девушка. — Пять месяцев назад у нас умерла бабушка, затем дядя. Теперь вот со мной случилось несчастье. Откровенно говоря, я готовилась к худшему. В последнее время мне то дохлые куры на кухне снились, то бабушка, которая хотела забрать меня с собой. Если лишь инвалидностью обернулись эти сны, это еще ничего. Правда? Только как теперь повара на кухне будут обходиться без мясорубки? А детки — без котлеток? Вот бы кто подарил садику новую.
700
Читайте нас у Facebook