Директор киевского ювелирного дома «лобортас и карпова» игорь лобортас: «шахмат дороже наших в украине еще никто не создавал! Их стоимость 400 тысяч долларов»
«Украинская шахматная ладья — в виде христианской церкви, турецкая — в виде мечети»
Визиты в салоне расписаны с точностью до минуты — для большинства посетителей встреча здесь со знакомыми не входит в планы. Гостей угощают ароматным капуччино, приготовленным по фирменному рецепту, и предлагают полюбоваться ювелирными шедеврами, авторы которых — украинские мастера.
Золотой с бриллиантами браслет в виде Колизея, необычные кабинетные украшения Потрясает все. А вот и шахматы! На доске из светлого и темно-зеленого нефрита, окаймленного флорентийскими мозаиками, разгорается сражение: начало XVII века — украинцы воюют с турками.
- Все фигурки отлиты из серебра 875-й пробы, — поясняет директор ювелирного Дома «Лобортас и Карпова» Игорь Лобортас. — Воины-пешки, кони, ладьи: украинская — в виде христианской церкви, турецкая — в виде мечети Белый король — легендарный казацкий гетман Петро Конашевич-Сагайдачный, черный — султан Осман II.
- И сколько же стоит одна фигурка?
- От 2,5 до 3,5 тысячи долларов. Стоимость всего комплекта — 400 тысяч долларов. Сегодня наши шахматы — самые дорогие из созданных в Украине за всю ее историю! Совершенно уникален сложнейший механизм, с помощью которого владелец может как вручную, так и с помощью электрического привода поднять доску, чтобы выставить фигуры на поле, а по завершении игры убрать их на место. Ведь общий вес комплекта 40 килограммов!
- 40 килограммов? Глядя на произведение искусства, в это трудно поверить!
- Камень и серебро — весьма тяжелые материалы. Для создания иллюзии легкости подъема доски были использованы два телескопических механизма, на их разработку ушло почти полтора года. Шахмат с момента возникновения игры было создано много и разных, однако механику и электромеханику в них украинские мастера применили впервые в мире!
- Хотелось бы посмотреть на счастливого обладателя шедевра
- Часто мы сами их не видим в лицо. Нередко покупки доверяются порученцам. Еще часть произведений искусства приобретают у нас для номенклатурных подарков. К примеру, однажды мы под заказ создавали из драгоценных металлов и камней знак ФИФА. Включаю телевизор и вижу: его вручают Жаку Шираку! Он ведь один из руководителей этой организации. Шахматы же, думаю, кто-то купит для себя — для души
- Раз уж заговорили о номенклатурных подарках, приоткройте тайну: были случаи, когда вам возвращали драгоценности, созданные вашими мастерами? Для некоторых чиновников ведь куда интереснее получить деньги наличными
- Такая практика распространена на Западе. Чиновнику, к примеру, дарят дорогие часы — и он тут же возвращает их в магазин, получая взамен хорошую сумму. Ведь у него подобных часов, может быть, есть уже десятки и сотни экземпляров. Нам наши работы еще никто не возвращал. И не пытался даже! Это ведь не просто брэндовые вещи. Они музейного характера. Каждое украшение создано в одном-единственном экземпляре! Уникальность произведения подтверждается документально.
«Торгуясь за колье, Филипп Киркоров устроил настоящее шоу»
- А если богатые люди попросят вас повторить шедевр, как говорится, «за любые деньги»?
- Это невозможно! Мы не станем рисковать репутацией. Расскажу вам забавный случай, который поведал мне один из заказчиков. Юбилей высокопоставленного функционера. Полсотни поздравителей выстроились в очередь у кабинета. Среди подарков — картины, кабинетные украшения, редкие издания Дарители рассматривают презенты друг друга. И вот — о ужас! — один замечает, что точно такую статуэтку, как у него, готовятся преподнести гости, стоящие в очереди впереди. А статуэтка-то отнюдь не дешевая! «Двойник» на грани нервного срыва, он обращается к нашему заказчику: «Везите меня к Лобортасу!» И через час дарит юбиляру эксклюзивный подарок.
- У вас можно заказать драгоценности по своему вкусу или только выбрать готовые?
- Можно и заказать. Но эксклюзив и предмет искусства, заметьте, — не всегда одно и то же. Наши мастера создают работы, достойные музейных коллекций. Заказчик же, если у него нет вкуса, просит сделать что-то очень близкое к «привету из Ялты». Помню, как одна дамочка просила заменить в украшении синие камешки на красненькие. Мы ее убеждали, что вещь от этого проиграет, кроме того, сделать это очень сложно. «Что тут сложного? Переклейте и все!» — требовала, не желая понять, что все камни закреплены, причем так искусно, что невооруженным глазом этих креплений не увидеть. Несколько раз к нам обращались с просьбой инкрустировать драгоценными камнями сотовые телефоны. Но нам такая работа не интересна — декорировать готовую форму. Наше призвание — создавать.
- Слышала, что среди ваших заказчиков немало знаменитостей. К примеру, Филипп Киркоров.
- О, это была забавная история! Точнее, целое шоу! Несколько лет назад Филипп присмотрел у нас для Аллы Борисовны колье — весьма необычное. В нем сочетались кожа, серебро и топазы. И началось!.. Филипп торговался, как только может себе позволить звезда: то доставал деньги, то вдруг забирал их «бесповоротно». И так несколько раз. В результате купил. И, уже выходя из салона, добавил 100 баксов «на чай». Потом я видел по телевизору это украшение на шее самого Филиппа!
- Забавно
- Среди наших клиентов — футболисты Андрей Баль, Максим Шацких, писательница детективов Светлана Зорина Максим Шацких заказывал венчальные кольца с инициалами — своими и жены. Наши произведения есть практически у всех президентов стран СНГ.
- Наверняка уже появились и коллекционеры ваших шедевров.
- Да, многие из них объединились в клуб. В нем сейчас уже больше двадцати членов. Они даже обмениваются произведениями искусства. Это очень удобно. Ведь сначала человек приобретает предмет искусства, который ему нравится, потом что-то диктует интерьер. Ну а по мере собирательства чем-то хочется коллекцию дополнить, что-то в ней заменить
- Среди членов клуба есть народные депутаты?
- Нет. Народных избранников нет. Мы хотели «приобщить» их к искусству, но не вышло. Перед Пасхой выставили духовную коллекцию в здании, где заседают парламентарии. Как раз проходили «слухання по культурч». Из сотен выходящих из зала заседаний деятелей культуры только человек десять задержались на минуту у витрины.
- Наверное, им это не по карману
- Ой, по этому поводу вспомнилась еще история. Одна наша дама попала на прием к норвежской королеве. Приходить туда принято в драгоценностях высшей категории. На руке дамы было кольцо работы наших мастеров, на шее — ожерелье. На драгоценности обратила внимание сама королева, заметив, что такую красоту она себе позволить не в состоянии. Видно, думала, что комплект стоит несколько миллионов долларов!
«Однажды нам заказали пепельницы и подстаканники из золота для vip-самолета»
- Кстати, какова судьба кольца «Танец ангела» (попавшего в Книгу рекордов Украины), в котором 837 бриллиантов? Его купили?
- Не только купили. К нему заказали серьги, браслет и колье!
- Какой из заказов оказался для вас самым неожиданным?
- Лет восемь-девять назад мы оформляли салон одного vip-самолета, который принадлежал частной российской авиакомпании. Нам заказали золотые подстаканники и пепельницы. Пепельницы со сменными контейнерами состояли из двух раскрывающихся полусфер и напоминали НЛО. Да что пепельницы, сам самолет напоминал космический корабль! Помню, как заказчики обратились к нам: «Хотим чудо!» И мы им угодили.
- А правда, что ваш Дом создает сейчас уникальные кабинетные часы, в которых каждый час раскрывается золотой лотос?
- Да, это будут часы, выполненные в горизонтальной плоскости и со сложнейшим механизмом, которого до сих пор не было в мире. Очень красивые! В золотом лотосе — Мавка из берилла. Вокруг лотоса плавают лепестки, на каждом из них обозначен час Все остальное пока секрет.
- Кстати, о секретах. Ваш салон изящных искусств и драгоценностей так «засекречен!» Не боитесь упустить выгодного клиента, который не сможет узнать ваш адрес?
- Нет, помните, Диор говорил: «Лучшая реклама — платье на другой женщине». То же касается и украшений. Салон самого знаменитого ювелира Франции Розенталя в Париже ведь тоже без вывески. В его витрине — ни единого экспоната. Но все, кому положено знать о салоне, находят его. Однажды Розенталь устроил презентацию, на которой клиент попадал в темную комнату с фонариком. Луч фонарика вдруг «выхватывал» в пространстве ту или иную драгоценность. Интрига! Я был в этом салоне — такое не забывается.
- С тех пор вы тоже интригуете ваших клиентов?
- Да, в том, что находимся на территории завода, что-то есть (улыбается). Заходит наш клиент, будто намерен устроиться на завод токарем 6-го разряда, а выходит, как правило, счастливым обладателем шедевра
3709Читайте нас у Facebook