ПОИСК
Політика

Премьер-министр украины виктор янукович: «мы с первых дней сознательно отказались от эффектности в пользу эффективности»

0:00 14 листопада 2006
Інф. «ФАКТІВ»
На совместном заседании членов Кабмина и антикризисной коалиции глава правительства отчитался о достигнутом за сто дней у власти

«Выборы в Верховную Раду начали отсчет нового времени в украинской политике. 2006 год войдет в политическую историю Украины как период создания Второй республики, в основе которой — новый конституционный строй. Парламентско-президентская модель власти окончательно утвердила реальное народовластие и поставила точку на авторитарном наследии. Мы учимся демократии — каждый день и каждую минуту. Это непростые уроки, но мы должны пройти эту школу.

«Мы не позволим никому из наших оппонентов превратить страну в заложницу борьбы за власть»

Формирование в парламенте антикризисной коалиции стало решающим шагом на пути от политики «закрытых дверей» к политике открытого общественного и политического диалога. Партия регионов, социалисты и коммунисты на практике применили европейские принципы формирования власти. И это имеет намного большее значение для интеграции Украины в Европу, чем все лозунги наших теперешних критиков.

Впервые создано коалиционное правительство, которое действует на основе партнерства и согласия. Вместе мы обрели новый опыт разработки и последовательного выполнения антикризисной программы действий, за которую несут солидарную ответственность правительство и парламент. Попыткой установления долгосрочного политического мира было подписание Универсала национального единства. Этот шаг на деле показал, что украинские политики способны поступиться собственными амбициями ради согласия в обществе. Такой компромисс, по моему убеждению, должен был стать фундаментом для образования широкой коалиции политических сил, но этого пока что не произошло.

И не мы виноваты в этом. Помехой стали амбиции и политический экстремизм некоторых наших коллег по парламенту. Но я лично убежден, что не все возможности для объединения использованы. Всегда надо искать и находить согласие. Хочу подчеркнуть: работа над идеей создания широкой коалиции продолжается. И участниками этого диалога, по моему убеждению, должны стать все конструктивно настроенные политические силы. Вместе с тем, подчеркиваю, мы не можем зависеть от политических прихотей и интриг. Мы не позволим никому из наших оппонентов превратить страну в заложницу борьбы за власть. Но для доброй воли и искренних намерений двери коалиции всегда открыты. Уверен: наша коалиция пройдет свой путь от антикризисной до коалиции национального развития.

РЕКЛАМА

Формирование широкой парламентской коалиции и восстановление атмосферы доверия и сотрудничества между коалицией и Президентом могут стать важными факторами политической стабильности. Украине нужны пять лет стабильности. И мы с вами взяли на себя ответственность за это пятилетие. Мы вместе должны сделать все необходимое, чтобы эти пять лет стали переломными в новейшей истории Украины. Сначала пять, а потом еще много раз по пять стабильных и успешных лет украинской государственности.

Чтобы стратегия прорыва, которую мы с вами совместно определили доминантой нашей деятельности, сделала нашу страну современной и развитой, а людей — зажиточными и по-настоящему свободными, коалиция и коалиционное правительство, которое я возглавляю, прошли бок о бок дистанцию первых ста дней. Политическая традиция демократического мира свидетельствует, что за это время власть должна проанализировать ситуацию и предложить обществу план действий на перспективу. Мы тоже придерживаемся этой традиции и сегодня готовы доложить обществу о первых итогах работы.

РЕКЛАМА

С первых дней своей работы коалиционное правительство столкнулось с системными проблемами в вопросах социально-экономического развития страны. Проведенный нами анализ экономической ситуации убедительно показал, что власть за предыдущие полтора года своей работы не обеспечила

положительных результатов. Наоборот. Идеология социального популизма крайне истощила экономику и привела к возникновению комплекса острых

РЕКЛАМА

проблем.

Во-первых, наращивание социальных расходов государственного бюджета не было обеспечено соответствующими поступлениями. Баланс между задекларированными социальными обещаниями и реальными социальными программами был утрачен. Крупнейшие государственные монополии НАК «Нефтегаз» и «Укрзалчзниця» доведены до грани банкротства. Поступления от приватизации просто проедались. Я спрашиваю, куда подевались 25 миллиардов гривен от приватизации «Криворожстали», — и не нахожу ответа.

Во-вторых, усиление налогового давления на экономику привело к сокращению ресурсного потенциала украинских предприятий. Замедлились темпы роста промышленного производства. Снизилась инвестиционная активность. Стимулы инновационной деятельности практически отсутствовали, а предприятия были лишены оборотных средств.

В-третьих, непродуманные решения относительно специальных экономических зон и территорий приоритетного развития, политика реприватизации крайне ухудшили инвестиционный климат и дестабилизировали отношения собственности. Доверие инвесторов к Украине было подорвано. К этому же можно отнести и непрогнозируемые изменения курса гривни.

Следующее. Несбалансированность экспортно-импортной политики. Изменениями в Таможенном кодексе наши предшественники фактически открыли украинский рынок для импорта, что болезненно ударило по национальному товаропроизводителю. Украинские предприятия начали терять позиции на внутреннем рынке. Общий результат — резкий спад темпов экономического роста, углубление структурных диспропорций в национальной экономике и, как следствие, кризис бюджета.

Стратегической ошибкой также считаю недостаточное внимание к экономическому сотрудничеству с нашими внешнеэкономическими партнерами. В первую очередь, с Россией. Как следствие, вместо увеличения товарооборота между Украиной и Россией — торговая война и неопределенность с поставками энергоносителей. Мы оказались перед угрозой потери важных рынков для продукции наших товаропроизводителей.

Накануне отопительного сезона снова появилась реальная угроза энергетического кризиса. Запасы газа и угля были недостаточными. В таких условиях правительство определило комплекс первоочередных задач, от решения которых зависели ситуация в экономике, отношения между властью и обществом. По большому счету — политическая и социальная стабильность.

Без преувеличения, необходимо было спасать страну от хаоса и кризиса. Нужно было настойчиво работать, заложить основы для восстановления высоких темпов экономического роста. Демократия нуждается в порядке — как в политике, так и в экономике. За первые сто дней коалиции удалось восстановить управляемость и взять под контроль экономические процессы. Важным сигналом для экономики стало наведение порядка в государственных финансах. Правительство разработало и осуществило меры по существенному сокращению необоснованных административных расходов и непродуктивного расходования средств. Вместе с тем было улучшено администрирование налогов и сборов. Таким образом практически преодолена угроза кризиса Государственного бюджета 2006 года.

Но точку в этом вопросе мы сможем поставить, лишь утвердив необходимые изменения в Госбюджете 2006 года. Соответствующий законопроект подготовлен правительством, и я надеюсь на его поддержку в стенах парламента. Особое внимание правительство уделило вопросам энергетической безопасности. Путем интенсивных переговоров с российскими коллегами нам удалось обеспечить неизменность условий и объемов поставок природного газа в Украину на второе полугодие 2006 года.

Напомню, что наши предшественники имели контракты с соответствующими ценами и объемами лишь на первое полугодие 2006 года и непрогнозируемую ситуацию — на второе. Сегодня же мы имеем гарантированные ежегодные поставки 55 миллиардов кубометров природного газа до 2010 года по наиболее низкой в Европе цене. Это даст нам возможность спасти от банкротства наши предприятия, обеспечить стабильность на рынке, в тепле пережить зиму. Благодаря этому мы имеем шанс для немедленного внедрения энергосберегающих технологий, внедрения системного сбережения тепла и топлива, как это делает весь цивилизованный мир.

«Решение проблем в ТЭК дало возможность предупредить кризис жилищно-коммунального хозяйства»

И самое главное — мы восстановили дружеские и партнерские отношения с нашими российскими коллегами. Взаимоотношения, которые основываются на согласии и взаимоуважении. Мы восстановили диалог между бизнесом и властью, который уже начал приносить первые результаты. В августе подписан Меморандум о партнерстве между Кабинетом министров Украины и предприятиями, работающими на рынке нефти и нефтепродуктов. Коалиционному правительству удалось — подчеркиваю, рыночными методами — снизить цены на бензин.

Мы также получили возможность успешно посеять озимые и спокойно, без истерик, готовиться к весенне-полевым работам. Решение проблем в топливно-энергетическом комплексе дало возможность предупредить кризис жилищно-коммунального хозяйства. Это отдельная, большая и больная тема. Мы будем решать ее все вместе уже в ближайшее время. Несмотря на сжатые сроки, накопленные предшественниками проблемы, мы своевременно завершили подготовку к отопительному сезону. Значительное внимание правительство уделяло вопросам укрепления продовольственной безопасности страны.

Вы знаете, уважаемые коллеги, как неоднозначно была воспринята позиция правительства в вопросе экспорта украинского зерна. Но мы вынуждены были в первую очередь думать не о коммерческой выгоде, а о наших гражданах, об их интересах, о том, чтобы удержать стабильную ситуацию на продовольственном рынке Украины. И здесь мы также действовали исключительно рыночными методами. Правительство и в дальнейшем будет прогнозировать и предупреждать все возможные отрицательные следствия, связанные с изменениями мировой конъюнктуры.

Считаю важнейшей задачей правительства последовательное проведение сбалансированной внешней политики, которая вытекает из нужд социально-экономического развития страны. С удовлетворением отмечаю: это встречает полное понимание и поддержку у наших заграничных коллег. В прагматичную плоскость переведены переговоры с нашими европейскими партнерами. Формула понятна: «Европрагматизм — вместо евроромантизма».

Мы отказались от споров «об идеальном» и предложили представителям Европейского Союза вместе сконцентрироваться на решении общих экономических задач. В частности, завершить процесс вступления во Всемирную торговую организацию, провести переговоры о создании зоны свободной торговли, наладить сотрудничество в энергетическом секторе, транспортной сфере, оказывать содействие углублению торговой и промышленной кооперации. Как отмечалось, мы высоко оцениваем результаты диалога с российскими партнерами. После продолжительного периода «похолодания», своеобразной паузы в развитии отношений нам удалось снова сесть за стол переговоров. Сегодня мы ведем интенсивные консультации об упрощении доступа украинских товаров на российский рынок. Нам уже удалось договориться об отмене со стороны России ограничений на поставки продовольственных товаров. Достигнута договоренность о восстановлении экспорта украинской электроэнергии в Российскую Федерацию, что даст возможность загрузить дополнительные мощности наших энергогенерирующих предприятий.

Сейчас украинское и российское правительства ведут переговоры об углублении промышленной кооперации, в частности в самолетостроении и других отраслях. Мы прояснили отношения с НАТО, перевели их в плоскость продолжения углубленного диалога, не форсируя при этом вопрос о немедленном присоединении к альянсу. Это дает возможность приверженцам вступления Украины в НАТО спокойно проанализировать, почему и куда именно они стремятся вступить, а противникам евроатлантической интеграции — против чего они, собственно, протестуют, против реальных или вымышленных угроз. Это требования общества.

«Возможности украинских банков все еще далеки от нужд реальной экономики»

И наши партнеры из Североатлантического альянса поддержали такой взвешенный подход. Вместе с тем считаю, что мы должны и в дальнейшем сотрудничать с НАТО, конкретными делами доказывать свою роль как важного фактора европейской безопасности, активного участника миротворческих операций мирового сообщества. В первые два-три месяца деятельности нашей коалиции важно было не только сконцентрироваться на решении текущих проблем. Опыт работы в режиме антикризисных действий убедительно указывал на уязвимость украинской экономики, ее неготовность противостоять вызовам современности в средне- и долгосрочной перспективе. Возникла необходимость наработки стратегических основ новой экономической политики, перехода от политики стабилизации к политике роста.

Поэтому совместно с представителями парламентской коалиции правительство начало работу над пакетом стратегических документов. В частности:

- разработана стратегия экономического и социального развития Украины на 2007-2011 годы, которая в ближайшее время будет вынесена на публичное обсуждение, пройдет научные и общественные слушания;

- создана Государственная программа экономического и социального развития Украины на 2007 год, одобренная парламентом в первом чтении;

- разработаны планы общей законотворческой работы парламента и правительства;

- нами совместно разрабатывается проект закона «Об основах внутренней и внешней политики»;

- подготовлен проект Государственного бюджета Украины на 2007 год, который прошел первое чтение.

Считаю, что этот пакет наших общих документов концептуального и стратегического характера позволит сделать наши действия системными, предсказуемыми и, главное, эффективными.

Несколько слов о бюджетной политике на 2007 год. В сжатые сроки правительство разработало проект бюджета, который полностью отвечает задачам стимулирования экономического развития. Я убежден, что Государственный бюджет 2007 года, в противоположность двум предыдущим, станет наиболее социально ответственным. Вместе с тем его принятие обеспечит усиление инвестиционной и инновационной составляющей государственной политики, создаст условия для реконструкции и восстановления страны. Антикризисные и стабилизационные меры правительства уже дали первые результаты. На повестке дня переход от латания тех дыр, которые оставили наши предшественники, к политике экономического прорыва и опережающего развития. Одним из важнейших приоритетов работы правительства становится реализация стратегии экономического и социального развития Украины до 2011 года. В сущности, стратегическая цель правительства и антикризисной коалиции — это системная модернизация как экономики, так и страны в целом. Только такая стратегия способна обеспечить удержание высоких темпов экономического роста и социальную направленность развития страны.

Я убежден, что любые рыночные преобразования должны корреспондироваться со становлением демократии и гражданского общества. Демократическое государство, гражданское общество и социально ориентированная эффективная экономика — вот, по моему убеждению, приоритеты развития государства на ближайшие пять лет.

В условиях глобальной экономики значительно усилились риски для экономической, энергетической и продовольственной безопасности государства. Во многих странах мира государство возвращает себе роль активного участника рынка. Оно не только влияет на отдельные ценовые параметры, но и программирует экономическую ситуацию в целом. Экономические вызовы, которые сегодня встают перед Украиной, требуют от нас эффективной политики в сфере управления государственным сектором. Требованием времени также является усиление роли государственных компаний и государственных инвестиций в развитие инфраструктуры. Десять лет рыночных преобразований так и не привели страну к формированию развитой и эффективной финансовой системы. Возможности украинских банков все еще далеки от нужд реальной экономики.

«Мы должны признать,  что в нашей стране стоимость больших предприятий существенно недооценена»

Для поддержки высоких темпов экономического роста и осуществления экономического прорыва корпоративный сектор нуждается в более эффективном и мощном финансово-инвестиционном обеспечении.

Правительство готовит мероприятия, которые дадут новый толчок развитию фондового рынка, формированию рынка новых финансовых инструментов. Мы должны признать, что в нашей стране стоимость больших предприятий существенно недооценена. Исповедуя основы неприкосновенности частной собственности, коалиционное правительство будет создавать условия для капитализации бизнеса и дооценки имущества разных форм собственности. Такая работа должна осуществляться как на общенациональном, так и на региональном уровнях.

Следующее. Нам никогда не удастся преодолеть комплекс «периферийного капитализма», если не будут осуществлены шаги по усовершенствованию и законодательному обеспечению отношений собственности. Наша экономическая стратегия предусматривает создание механизмов надежной защиты собственности всех форм, обеспечение гарантий ее неприкосновенности, утверждение эффективных и прозрачных механизмов корпоративных отношений, законодательного обеспечения прав миноритарных акционеров.

Но все наши усилия в сфере рыночных преобразований могут остаться благими намерениями, если мы не предложим действенной и последовательной программы борьбы с коррупцией. Борьба с теневой экономикой, преступностью лишь на уровне административных методов не дает ожидаемых результатов, а в некоторых случаях, наоборот, приводит к подрыву экономической активности.

Именно поэтому приоритетом в этой сфере должно стать преодоление коррупции и теневой экономики экономическими методами. В этом направлении весомое слово должны сказать правоохранительные органы. Хочу отметить их пока что невысокий уровень работы по этому больному вопросу.

Институционные изменения, которые наша коалиция планирует сообща воплощать в жизнь, будут дополнены реализацией экономических приоритетов правительства, в числе которых эффективная промышленная политика, экономическая консолидация и развитие мощных и конкурентных отечественных компаний. На мой взгляд, экономическая консолидация предусматривает активность государства в следующих направлениях:

- трансформация ныне действующей экспортной модели роста;

- ликвидация барьеров, вставших на пути перетока капитала из экспортных областей в области, ориентированные на внутренний рынок;

- формирование эффективной модели реинвестирования прибылей от экспорта в высокотехнологичные области и инфраструктуру внутреннего рынка.

Еще одним приоритетом экономической политики коалиционного правительства станет реализация эффективной промышленной политики, которая будет предусматривать:

- формирование национальной инновационной инфраструктуры и государственных программ промышленной модернизации;

- повышение конкурентоспособности страны;

- стимулирование инвестиций в новые технологии;

- поддержку кредитной политики, нацеленной на долгосрочное инвестиционное кредитование, опять-таки при участии государства.

Убежден, что только через создание мощных и конкурентных национальных компаний, работающих на глобальных рынках, Украина способна присоединиться к масштабным транснациональным экономическим проектам.

Разработанная правительством стратегия социального и экономического развития Украины органично включает в себя государственную стратегию регионального развития. Ее главная цель — создание условий для динамичного сбалансированного развития территорий, устранение основных региональных диспропорций.

Правительственная политика регионального развития должна активизировать весь ресурсный потенциал регионов как основы укрепления и прогнозируемости их социально-экономической сферы.

Важное место в работе правительства занимает внедрение механизмов координации политики центральных органов исполнительной власти по отношению к конкретному региону. Вместе с тем лишь только в нескольких регионах Украины мы имеем долгосрочные стратегии. Органы местного самоуправления почему-то забыли о праве разрабатывать и утверждать программы социально-экономического развития. Именно вокруг такого рода документов и необходимо вести дискуссии с центральными органами власти, выстраивать бюджетные отношения. Нужно тратить силы на дискуссии, приносящие пользу народу и государству, а не на те, которые углубляют раскол и сеют раздор.

Хочу подчеркнуть, что мне понятна необходимость четкого размежевания функций и полномочий трех уровней государственного управления. Бюджетный кодекс в определенной мере выполняет эту функцию, определяя источники финансирования. Но он регулирует лишь финансовые вопросы, не затрагивая проблем собственности, государственной власти и механизмов предоставления общественных услуг. Фактически кодекс разграничил расходы по уровням бюджета, но не функции и полномочия органов власти на этих уровнях. Это нуждается в соответствующей коррекции.

Области должны получить более широкие полномочия от центра. Вместе с тем ряд функций должен перейти от центра и области к местным органам власти. Считаю, что эти вопросы должна решить новая редакция Закона «О стимулировании развития регионов».

Недостатки государственного управления очень ярко проявляются в неспособности воспользоваться значительным экономическим ростом, который происходит в стране, начиная с 2003 года, для стойкого снижения уровня бедности или существенного улучшения социальной политики. В течение последних двух лет социальная политика большей частью находилась позади макроэкономической стабилизации и развития частного сектора. Хочу обратить внимание на три наиболее выразительных симптома социального недомогания нашего государства:

- один из наиболее низких в мире уровней рождаемости;

- низкий уровень ожидаемой продолжительности жизни — 62 года для мужчин;

- массовая трудовая эмиграция (каждый месяц около 3500 человек покидают Украину).

Вследствие всех этих факторов население Украины уменьшается катастрофически быстрыми темпами. Сегодня нас уже меньше 47 миллионов. Совершенно понятно: социальная политика должна быть приоритетным направлением деятельности правительства.

«Неофициальные платежи в больницах, школах, детских садах разлагают наше общество»

Вместе с тем хочу обратить ваше внимание на некоторые парадоксальные вещи. В отличие от распространенных представлений, объем социальных расходов в Украине является слишком большим в сравнении с валовым внутренним продуктом (ВВП) и относительным уровнем нашего экономического развития.

Согласно данным Мирового банка, социальные расходы Украины в эти годы составляли в среднем 25 процентов ВВП, что является довольно высоким показателем даже для высокоразвитых стран. Таким образом, следует вести разговор не об очередном увеличении социальных трансфертов, а о том, как избавиться от бюрократической зацентрализованности социальных программ, их негибкости, неэффективности, а кое-где — откровенной коррупции.

Необходимы в первую очередь качественные, а не количественные перемены. Учитывая остроту проблемы, убежден: пришло время немедленно разработать стратегию социального развития Украины.

Но уже сегодня ясно, что для повышения эффективности и обеспечения направленности ресурсов в каждом социальном секторе именно тем, кто в них наиболее нуждается, необходимо осуществить, по меньшей мере, пять следующих шагов.

Первое. Принятие решений по этим вопросам должно быть делегировано центральными органами власти региональным и местным органам. Вместе с тем система налогообложения должна обеспечить большую финансовую независимость региональных и местных органов власти.

Второе. Не только разные уровни государственного управления, но и отдельные учреждения — больницы, поликлиники, институты и школы — должны нести институционную финансовую ответственность. Большинство из них должны быть реорганизованы в автономные единицы под руководством независимых советов.

Третье. Большая доля частных платежей, которая осуществляется сегодня по всей системе социальных услуг, должна быть легализована и официально утверждена. Давайте будем предельно откровенными: неофициальные платежи в больницах, школах, детских садах, жилищно-коммунальном хозяйстве разлагают наше общество. Мы делаем вид, что их не существует, а это и есть страшнейшие коррупция и взяточничество, которые касаются каждого человека каждый день.

Четвертое. Необходимо изменить форму государственного финансирования социальной сферы. Финансирование следует предоставлять согласно объему предоставленных услуг, а не согласно объему понесенных расходов.

Пятое. После децентрализации социальных услуг государство должно сосредоточиться на контроле за их качеством и объемами.

Еще раз подчеркиваю, без качественных реформ мы не преодолеем кризисных явлений в социальной сфере. А именно в этой сфере залог социальной и политической стабильности нашего государства. Любая стратегия останется лишь пожеланием, если она не обеспечена политически и не основывается на широкой социальной поддержке.

Первая и главная предпосылка успеха нашей работы — обеспечение общенационального консенсуса по ключевым вопросам развития страны. Следует неотступно двигаться к преодолению политического раскола украинского общества, который возник во время последних избирательных кампаний, конфликтного противостояния по ключевым вопросам развития страны.

Задача коалиции — продолжить поиск общенационального консенсуса, закрепить этот процесс законодательно. Стратегические цели развития страны должны быть определены в законе об основах внутренней и внешней политики Украины. К работе над этим документом мы должны привлечь наши лучшие интеллектуальные силы, создать закон, который заложит основы динамичной и прогнозируемой работы правительства и коалиции и, как следствие, — динамичного и прогнозируемого развития страны.

Считаю необходимым заметить, что нельзя достичь общенационального консенсуса, когда одна часть общества навязывает другой свои ценности и интересы. Мы должны избежать ошибок прошлых лет. Сегодня коалиция и правительство работают над политической и правовой нейтрализацией конфликтов, раскалывающих страну. Мы не обходим этих проблем. Мы ищем компромиссные формулы, идем путем согласования интересов.

Вторая необходимая предпосылка долгосрочной стабильности в Украине — это единство и прочность нашей коалиции как ответственной коллегиальной силы. Именно парламентская коалиция является фундаментом новой системы власти. Не будет стабильной коалиции — не будет и стабильного правительства. Под угрозой окажется и парламент.

Для нас с вами не секрет, что кое-кто ожидал и ожидает, что определенные идеологические расхождения, даже скажу кадровые вопросы, смогут разрушить наше единство. Обращаюсь к нашим коллегам, которые работают на местах — возглавляют наши областные партийные ячейки. Считаю, что ответ может быть один: не дождетесь! Наши политические силы зрелые. Политики, которые стоят во главе наших партий и фракций, опытные, закаленные в многочисленных политических баталиях. Мы с вами, как никто другой, понимаем ценность и критическую важность для Украины нашего нынешнего союза, нашей коалиции.

Цена ей, без преувеличения, стабильность страны, благосостояние и безопасность наших сограждан. Антикризисная коалиция — это не только субъект парламентской деятельности. Скоординированная деятельность коалиции на всех уровнях представительской власти — от районных советов до Верховной Рады Украины — залог прогнозируемости развития политической ситуации в стране. Снова хочу подчеркнуть: мы не отбрасываем идею широкой коалиции, хотя она и не является самоцелью.

«Будем работать не для рекламы, а для стратегической перспективы»

Безусловно, считаю необходимым рассмотреть новые подходы к расширению коалиции. В частности  — налаживание активного взаимодействия с конструктивными и ответственными представителями оппозиционных фракций. Одновременно, в соответствии с европейскими традициями и демократическими стандартами, нам следует позаботиться о законодательном обеспечении статуса оппозиции. Третья важная предпосылка стабильности в государстве — конструктивное взаимодействие основных институтов государственной власти — Президента, парламента, правительства. Первый шаг на пути согласования и распределения полномочий ветвей власти мы уже сделали. Следующим шагом должны стать законы об основах внешней и внутренней политики, о Кабинете министров, об оппозиции. Правительством совместно с коалицией разработан закон «О Кабинете министров Украины». Сейчас он рассматривается в комитетах Верховной Рады Украины. Прошу вас, уважаемые коллеги, — и здесь я обращаюсь ко всему депутатскому корпусу, — поддержать правительство в его намерении положить конец неопределенности и, как говорят, перетягиванию каната с Грушевского на Банковую или наоборот и как можно быстрее принять этот закон. Этого требует страна, это нужно обществу. Мы с уважением относимся к инициативе Президента по созданию конституционной комиссии, но лучше ее создать в Верховной Раде. Целью ее работы видим продолжение конституционной реформы.

Правительство готово и заинтересовано в конструктивном взаимодействии с Президентом, в разработке общих решений. Четвертая предпосылка стабильности в Украине — эффективная система государственного управления. Мы решительно искореняем такую практику предыдущих лет, когда выполнялись лишь 20 процентов решений Кабинета министров и центральных органов исполнительной власти. Наведение элементарного порядка, повышение исполнительской дисциплины в системе государственного управления — вот чем мы были вынуждены заниматься в первые сто дней работы правительства. Многое сделано для обеспечения единства и управляемости вертикали исполнительной власти.

Подчеркиваю, единый критерий, который существует в кадровой работе правительства, — профессионализм. Стратегической задачей правительства и коалиции является модернизация системы государственного управления. Мы уже формируем современный эффективный государственный аппарат, способный обеспечить структурные реформы.

Пятая предпосылка — коренное реформирование судебной системы. Вопреки всем нашим достижениям в этой сфере процесс судебной реформы можно охарактеризовать как медленный и непоследовательный. Причины нам понятны. Среди них отсутствие консенсусного видения судебной реформы, неполноценная структура судов общей юрисдикции, недостаточное финансирование, зависимость суда от органов государственной власти и чрезмерная загруженность.

Именно поэтому в кратчайший срок общими усилиями парламентской коалиции и правительства мы должны принять срочные меры в этой сфере. Стратегические направления дальнейшей судебной реформы должны быть определены в соответствии с конституционными требованиями. Нам необходимо принять концепцию развития системы правосудия на 2006-2011 годы. На повестке дня новая редакция Закона Украины «О статусе судей», которая предусматривала бы и повышение статуса судей, и создание эффективного механизма, дисциплинарной ответственности. От нас с вами зависит и завершение новой кодификации процессуального права. В течение года желательно принять и ввести в действие полный пакет нового процессуального законодательства.

Еще раз подчеркиваю, демократическое государство невозможно без эффективной и независимой судебной системы. Я должен сказать, что мы с первых дней сознательно отказались от эффектности в пользу эффективности. Мы будем работать не для рекламы, а для стратегической перспективы, так как мы игроки не на короткую дистанцию. Наша серьезная игра рассчитана на длительную перспективу.

Нам нужна не эффектность и популизм, а эффективность, которой можно достичь, лишь строя настоящее и будущее на надежном фундаменте правды и открытости перед народом. Я понимаю, почему нашим оппонентам это не нравится. Но мы не работаем в угоду их вкусам и запросам. Мы всегда говорили и будем говорить правду о ситуации, в которой находится наша страна. И при этом мы не ставим цель кого-то унизить или приуменьшить чьи-то достижения, но должны дать суровую и объективную оценку состоянию страны, так как без этого нельзя построить эффективную стратегию ее развития. Это главное.

И наша работа основывается именно на таких принципах — принципах ответственного отношения ко всему, что мы делаем, на абсолютной правде и открытости перед нашими избирателями. Кабинет министров, сформированный парламентским большинством, работает слаженно. Вместе с Верховной Радой мы хорошими темпами движемся путем коренных реформ к мощному экономическому прорыву.

Я не вижу серьезных преград на этом пути. Нужно лишь настойчиво работать, отбросить чрезмерные амбиции и политиканство. Мы работаем с полной отдачей, с пониманием огромной ответственности за судьбу государства и будущее грядущих поколений.

 

152

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів