На автошоу в пекине китайцы презентовали автомобиль на Батарейках, способный проехать 300 километров без подзарядки
«Если у китайца есть BMW, его жизнь удалась», — утверждают молодые жители Пекина
Первое, что поражает в Поднебесной, — отличные дороги и практически полное отсутствие импортных машин. Китайцы не производят разве что Rolls-Royse. Высокие ввозные пошлины заставили почти все мировые автоконцерны построить здесь совместные автопредприятия (участие государства обязательно!). Первыми еще много лет назад перспективность необъятного местного рынка, а он сейчас раз в двадцать превышает украинский и продолжает стремительно увеличиваться, оценили немцы, в частности, концерн Volkswagen. В результате сегодня на улицах Пекина не так много японских авто, зато полным-полно Passat. А черный лимузин Audi A6 является в КНР, наверное, самым массовым автомобилем класса люкс. Недавно немцы начали активно рекламировать и чешскую Skoda, которую теперь тоже производят на заводах в Поднебесной. Однако голубая мечта любого продвинутого китайца — вовсе не Audi и даже не Mercedes, а их конкурент BMW. Молодые пекинцы переводят название марки как «Busines, Money, Women» (»Бизнес, Деньги, Женщины») и считают это авто символом удачи и счастья. «Если у китайца есть BMW, его жизнь удалась», — говорят они. Разумеется, этот брэнд производится в Китае, а параллельно с ним выпускаются и «китайские BMW» — автомобили марки Brilliance (»Бриллианс»).
А вот в классе недорогих машин (4-14 тысяч долларов) в Китае властвуют модели оригинальных национальных марок — такие, как FAW, Hafei, Chery, BYD. Одно из исключений — «наш» Chevrolet Lacetti, который американский концерн GM почему-то продает в Поднебесной под маркой Buick. Цены в Китае определенно ниже, чем в Украине, но сказочной дешевизной автомобилей престижных брэндов здесь и не пахнет. (Есть в Китае, правда, небольшие фирмочки, которые покупают на заводах моторы, шасси, штампуют кузова и собирают дешевые, но очень некачественные машины. Однако местные гиганты быстро вытесняют «мелочь» с рынка, к тому же правительство КНР решило запретить экспорт «полугаражных» авто, чтобы не позорить китайский автопром на мировой арене. ) Так, машина типа Lanos может стоить 6-7 тысяч долларов. Автомобиль классом немного повыше — 9-10 тысяч.
Именно таких машин — классических седанов с весьма однообразной внешностью — было полным-полном на Пекинском автошоу. Практически каждый здешний завод выпускает нечто подобное, причем создается ощущение, что китайцы уже передирают дизайн этих «рабочих лошадок» друг у друга, настолько иногда малоотличимы машины как внешне, так и внутри. Дело в том, что «народные» малолитражки в Китае обязано производить любое автопредприятие (пускай даже его специализация — джипы). Государство считает это направление приоритетным: людям нужны простые и дешевые машины!
В любом торговом центре за 150-200 долларов можно купить модный велосипед на электричестве
Пробиться на автошоу оказалось не так просто. Уже за несколько кварталов до входа на территорию автосалона толпа на улице сгустилась настолько, что казалось, будто протискиваешься к выходу из вагона киевского метро в час пик. Но чему удивляться — это ведь мегаполис с 15-миллионным населением!
На фоне стандартных «народных» машин, которыми буквально битком набиты стенды компаний, на выставке оказалось и немало ярких премьер. Китайцы что есть силы рвутся в сегмент представительских автомобилей, паркетных внедорожников, спортивных купе. Один из местных автогигантов недавно приобрел известную английскую марку Rover — правда, использовать славное имя китайцам не разрешили, но они, ничуть не смутившись, передали Rover в Roewe и выставили на автосалоне под этим названием известную модель Rover 75.
Другой китайский брэнд и вовсе произвел маленькую сенсацию — презентовал совершенно обычный на вид автомобиль на электрической тяге. Машина может проехать на батарейках 300 километров, подзарядка от розетки занимает минут десять. Говорят, что аккумуляторов хватит на 600 тысяч километров пробега. Стоимость электрического «топлива» не превышает трех гривен на 100 километров пути.
Транспортные средства на электричестве — вообще очень модная тема в Китае. По улицам Пекина носятся электромотороллеры, а в торговых центрах целые отделы заняты под электрические велосипеды, которые здесь можно купить за 150-200 долларов.
Одна из самых масштабных экспозиций на Пекинском автошоу принадлежит компании Chery (»Чери») — самой большой надежде местного автопрома. Chery, четвертый по величине автопроизводитель в Китае, заняла на выставке место прямо напротив японской Toyota, словно желая показать, что уже через пару лет готова побороться с ней на равных.
История Chery — типичный пример рождения нового азиатского промышленного «тигра». Во время поездки в Китай корреспонденту «ФАКТОВ» выпало побывать на заводе этой компании в городе Вуху недалеко от Шанхая. По китайским меркам этот городок с более чем миллионным населением — самый обычный райцентр. Правда, с роскошными отелями и свежеотгроханными небоскребами, выросшими прямо посреди кварталов старых шестиэтажных «хрущевок». Завод находится в пригороде и построен совсем недавно. Девять лет назад на месте цехов еще красовалось болото. Теперь здесь выпускается порядка 250-300 тысяч машин в год — примерно столько же автомобилей продается ежегодно в Украине. Ну а после того, как государство инвестировало в Chery дополнительно полтора миллиарда долларов, в Вуху замахнулись на производство миллиона авто в год!
Chery в Украине рассчитывает на прорыв не меньший, чем совершил Chevrolet
Мы бродим по гигантским цехам, разглядывая гордость Chery — новейшее моторное производство и окрасочный комплекс. Говорят, в мире таких всего четыре.
- Оборудование у нас суперсовременное, но рабочие пока получают мало, долларов 150-200, — поясняет сопровождающий. — Но в Вуху за 50 долларов вполне можно снять приличную квартиру. А 100 долларов с головой хватит на еду целой семье
Компания Chery начинала с того, что перенимала хитовые модели у японцев, американцев и европейцев. Однако новые автомобили уже полностью собственной разработки, да и моторы тоже (поговаривают, что переговоры о закупке двигателей в Вуху ведет компания Fiat — это позволит итальянцам удешевить свои машины). Модели, которые проектируют в огромном инженерном центре, «выстреливают» с фантастической скоростью — требуется меньше года, чтобы первые эскизы превратились в серийное авто. Понятно, что с такими планами Chery скоро станет тесно в Китае, хотя и сейчас довольно большая доля ее машин уходит на экспорт. Сборочные заводы фирмы есть в Малайзии, Иране, России. На очереди Украина. Считается, что уже в следующем году машины из Вуху произведут на нашем рынке масштабный прорыв, как несколько лет назад это сделал Chevrolet. Украинская сборка на филиале ЗАЗ в Ильичевске позволит продавать автомобиль класса Dacia Logan с кондиционером по цене порядка 9 тысяч долларов (уже сейчас в стране ведется строительство фирменных салонов Chery)! Вазовской «Калине» в такой ситуации останется только молчаливо стоять в сторонке
296Читайте нас у Facebook