Назначая ликвидатором предприятия его бывшего руководителя, находящегося в розыске, судья объяснил свое решение Презумпцией невиновности
Монументальное, с фронтоном в виде тризуба здание одесского Дворца правосудия, в котором вершат иногда скорый, а случается — и справедливый суд, впечатляет. Построено это сооружение было по задумке и под чутким руководством председателя Одесского апелляционного хозяйственного суда Валерия Балуха, чем, по его собственному признанию корреспондентам «ФАКТОВ», он вполне горд. Это, конечно, надо увидеть. Тут тебе и хай-тек, и коринфские колонны, и фрески, практически Рафаэлевские. «Современное звучание» одной, писанной «по мотивам» Рафаэлевской «Афинской школы», придает то, что Аристотель и Сократ ведут свои философские споры в окружении Михаила Жванецкого, Вячеслава Чорновола и гетмана Петра Калнышевского. На стене напротив, в «Соломоновом суде» среди прочих «действующих лиц» — Юрий Кармазин и бывший областной прокурор Михаил Касюта, своим взглядом вполоборота символизирующий, по словам г-на Балуха, — ни много ни мало — «возвращение состязательности в судебный процесс».
Правда, одесситы вспоминают, что среди персонажей фресок до «оранжевой революции» были одесситы Сергей Кивалов, тогдашний глава Центризбиркома, а также мэр Одессы Руслан Боделан и областной губернатор Сергей Гриневецкий. Увы, после революции они были «обезглавлены» и заменены более выгодными в условиях победившей демократии персонажами. Одесситы шутят, что и голову самого Валерия Балуха (о нем — дальше) со временем могут заменить.
В общем, художники без работы не останутся.
Окно лестничного пролета между первым и вторым этажами украшено витражами, на которых и вовсе смешались «и кони, и люди». На витражах — основатели государства и правовой системы Гамалия, Наполеон, Ярослав Мудрый, трое украинских президентов и сам Валерий Балух в окружении одесского судейского корпуса. На этом же пролете на троне статуя Славянской Фемиды — в княжеском убранстве, с весами и, как положено, завязанными глазами. От славянства в ней, кроме плаща с фибулой и короны, есть еще, пожалуй, вполне ощутимый и небеспристрастный взгляд из-под неплотно прилегающей повязки. Эту особенность нашего правосудия скульптор уловил очень талантливо. В общем, все здесь по-богатому. И, конечно, невольно возникает вопрос, сколько же стоит вся эта краса. Упреждая его, Валерий Балух говорит: «Ни одной бюджетной копейки не пошло. Все оплатил один одесский олигарх».
Хорошо все-таки, что есть у нас олигархи, так бескорыстно любящие правосудие, что готовы поддержать его десятками миллионов долларов — и это только по предварительным оценкам.
Решения Хозяйственного суда области массово отменяет вышестоящий суд
Не ради эстетического удовольствия посетили мы с фотокорреспондентом «ФАКТОВ» одесский Дворец правосудия. Увы, нас привели сюда жалобы на решения суда, который возглавляет г-н Балух. И хоть не в нашей компетенции разбираться в хозяйственных спорах, но, поскольку речь шла о предприятиях, в немалой степени знаковых для страны, даже стратегических, решили попробовать. Как это водится, как только начинаешь интересоваться каким-то вопросом, появляется огромное количество информации, прямо или косвенно связанной с предметом интереса. Проанализировав ее, мы обратили внимание на то, что в Одесской области стало системой: решения хозяйственного суда области массово отменяются Одесским апелляционным хозяйственным судом. Представляете, каково заниматься бизнесом в этой «жемчужине у моря»? И хоть в нашем государстве все уже невольно привыкли к двоевластию, к тому, что в стране может быть несколько генпрокуроров, а в области — прокуроров областных и даже губернаторов, такой разгул демократии нередко попахивает и коррупцией, и элементарным отсутствием порядка.
Кстати, Валерий Балух подтвердил мое наблюдение. Действительно, решения нижестоящего суда возглавляемый им суд, как правило, отменяет.
- Сейчас мы заканчиваем проверку этого суда, и ничего хорошего им ждать не приходится, — заявил Валерий Балух.
Интересно, что ни один юрист, к которому мы обращались, не знает нормы закона, по которой предусмотрены подобные проверки, без сомнения, являющиеся формой грубого давления. У суда, по закону, имеется только одна возможность проверить нижестоящий суд — рассмотреть в апелляционном порядке конкретное дело и поддержать или отменить решение по нему. Для чего же тогда эта демонстрация силы? Не для того ли, чтобы сделать ручным нижестоящий суд?
В цехах, которые предприятие потеряло из-за судебного решения, теперь снимают фильмы о Чечне
Наверное, рассуждения о порядках в одесских судах будут суховаты без примеров. И их есть у нас. В Одессе расположены два так называемых стратегических объекта, много лет находящихся в состоянии вялотекущего банкротства. Один из них — ОАО «Холдинговая компания «Краян», терпя всяческие бедствия, продолжает выпускать свою основную продукцию: тяжелые краны для МАЗов и КрАЗов. В 1999 году, через два месяца после того, как нынешний председатель правления ОАО Н. Приступа принял предприятие с 10-миллионным долгом, было возбуждено дело о его банкротстве. С тех пор семь лет «Краян» борется за выживание востребованного производства, трудового коллектива, марки. Сразу после возбуждения дела о банкротстве в процессе санации предприятия некое ООО «Истриан» обязалось инвестировать в него в общей сложности 10 с половиной миллионов гривен. За это по договору «Истриан» получал имущество «Краяна», не занятое в основном производстве, а это — огромная территория с цехами, столовой и т. д. Сейчас все это хозяйство представляет собой удручающее зрелище. Полная разруха, здесь, как рассказывают местные жители, даже снимали фильм о Чечне. Почему так получилось? Хотя «Истриан» недоплатил «Краяну» 2 миллиона 275 тысяч гривен, он пользовался имуществом, которое должен был получить после полной выплаты обещанного.
- Что тут творилось — вы бы виде-ли, — рассказывает Николай Приступа. — Вывозили станки, металлические полы срывали. И это — не будучи собственниками! По новому мировому соглашению, «Истриан» принял на себя новые обязательства — выплатить долги «Краяна» ЗАО «Одессаводоканал» и Донецкому облавтодору. В сумме они составляли немногим меньше того, что ООО задолжал «Краяну». Но и эти обещания выполнены не были. Зато «Истриан» незаконно отчуждал наше имущество, в том числе путем подделки документов. В результате «Краян» был вынужден обратиться в Хозяйственный суд Одесской области с тем, чтобы признать инвестиционный договор недействительным.
«Истриан» тоже не терял времени, во встречном иске настаивая на получении права собственности на имущество «Краяна». Суд удовлетворил иск ОАО «Холдинговая компания «Краян», отказав в том же «Истриану», обратившемуся с апелляцией в Одесский апелляционный хозяйственный суд. Там он нашел понимание. В результате «Краян», 100 процентов акций которого принадлежат государству, остался и без имущества, и с долгами. Почему суд поддержал не интересы государства, а интересы не выполнившего свои обязательства частного инвестора, эту госсобственность получившего, — вопрос, конечно, интересный.
Еще одно предприятие, АО «Машиностроительное производственное объединение «Орион», пользуется большей благосклонностью судей апелляционного суда. Предприятие, 50 плюс одна акция в котором принадлежат государству, тоже находится в процедуре банкротства. 13 последних лет им руководит Николай Кущак, по информации агентства по банкротству, как раз и доведший «Орион» до полной несостоятельности.
Одним решением суд отменил сразу четыре сделки(!), росчерком пера нарушив права добросовестных покупателей
С «Орионом» связано дело, которое постигла участь многих других хозяйственных споров в области. Долгие годы рабочие предприятия отдыхали в лечебно-оздоровительном комплексе (ЛОК) «Орион», расположенном на берегу моря, в районе Фонтанов. Отдых, конечно, не элитный, но доступный. На среднем советском уровне. Время, однако, шло, предприятие хирело, и к 2004 году оказалось, что АО столько задолжало государству в виде налогов, что налоговая инспекция Приморского района Одессы выставила ЛОК «Орион» на аукцион — как самостоятельную единицу, состоящую на балансе предприятия и не занятую в основном производстве. Лечебный комплекс был куплен, деньги от его продажи ушли в госбюджет, договор купли-продажи оформлен.
После этого лечебно-оздоровительный комплекс еще трижды был продан. Теперешние его владельцы — ООО «ЛОК «Орион» — четвертые покупатели. На разных этапах у различных структур возникали сомнения в законности и аукциона, и последующих сделок. Так, 14 декабря 2005 года Одесский областной хозяйственный суд отказал Фонду госимущества в удовлетворении иска о признании недействующим решения Приморской налоговой о продаже активов АО «МПО «Орион», и апелляционный суд оставил тогда это решение без изменений. Еще раньше те же суды отказались признать недействительными договор купли-продажи ЛОК, протокол целевого аукциона и т. д. То есть по вопросу продажи комплекса суды — областной и апелляционный — выражали полное единодушие. Но вся эта дружная совместная история не помешала в ноябре нынешнего года Одесскому апелляционному хозяйственному суду одним своим решением отменить сразу(!) четыре сделки, четыре договора купли-продажи! Причем вынесено это решение было в отсутствие документов и представителей сторон! Кому, скажите, после таких решений захочется вложить в этой стране деньги? Такие вот судебные решения и имеются в виду, когда говорят о том, что в Украине нехороший инвестиционный климат. Конечно, тот же Валерий Балух успокоил через «ФАКТЫ» добросовестных покупателей:
- Права последнего покупателя будут защищены, — сказал председатель. — Ему вернут деньги при признании этой сделки недействительной. Когда доберутся до первоисточников.
А если не доберутся? И как быть с инфляцией, со стремительно выросшими ценами на землю или с уже вложенными в реконструкцию средствами? Кто вернет их? Интересно, если бы у самого
г-на Балуха отнимали собственность, купленную несколько лет назад, он хотел бы получить за нее предусмотренную законом компенсацию?
К тому же в связи с ЛОК «Орион» апелляционный суд удивил дважды. Есть еще одно судебное решение апелляционного суда. И хоть касается оно исключительно процедуры банкротства АО «Орион», г-ну Кущаку, как бы между прочим, вернули в собственность часть лечебного комплекса «Орион». Воистину неисповедимы пути судебные, и логике, не говоря о законе, они не поддаются!
Остается только надеяться, что после давно обещанной судебной реформы подобное вольное трактование закона будет невозможным.
Председатель суда считает борьбу предпринимателей за свои права недобросовестными действиями?
Практически так же распорядился апелляционный суд судьбой Черноморского морского пароходства. За годы независимости доходы некогда крупнейшего в мире пароходства сократились в 384 раза — с миллиарда до 2,6 млн. долларов, а задолженность перед кредиторами возросла до 56 млн. гривен. Занявший в 2004 году пост президента компании Евгений Кожевин ситуацию не улучшил и заявил, что вернуть долг кредиторам пароходство не в состоянии — мол, из-за тяжелого финансового положения. Собственно, называть ЧМП пароходством сейчас уже язык не поворачивается — пароходов-то в нем давно нет, а ведь было около 400. В конце концов произошло то, что, очевидно, должно было произойти. Кредиторы предложили план санации пароходства и кандидатуру согласованного с Министерством экономики и евроинтеграции опытного санатора, грамотного юриста. Но Евгений Кожевин был против санации как таковой, объясняя свою позицию риском разглашения гостайны. Хоть многочисленные эксперты и судьи, знакомые с документацией пароходства, считают, что тут, скорее всего, имеет место страх перед инвентаризацией, перед тем, что в процессе санации станут известными подробности афер, связанных с беспрецедентной распродажей флота. Г-н Кожевин даже пугал, что в результате будет нанесен удар по имиджу Президента Украины. Что уж он имел в виду, непонятно. Но испугался не Президент. В Одесский апелляционный хозяйственный суд обратились с просьбой вернуть г-на Кожевина в кресло президента ЧМП и в качестве санатора прокуратура Одесской области, Фонд госимущества, Министерство транспорта и связи и само пароходство. И суд Правильно. Удовлетворил их просьбу. И показавший себя неэффективным для предприятия (не исключено, впрочем, что эффективным для кого-то другого — по информации еженедельника «Зеркало недели», например, только за последнее время со счетов компании выведено более 24 млн. долларов) Кожевин, не имевший на момент суда обязательной в таком случае лицензии Минэкономики, был назначен руководителем санацией ЧМП. Сейчас в Верховном суде Украины находится кассац
ионная жалоба на это решение. Как она будет рассмотрена, можно предположить. Ведь Валерий Балух и не скрывает, что он нашел полную поддержку в вышестоящих судах. Кстати, по существующей в мире практике, руководителя предприятия, находящегося в процессе банкротства, только тогда назначают арбитражным управляющим, когда он сам инициирует эту процедуру — как, например, это сделал в свое время председатель правления «Краяна». И это логично — значит, руководитель заинтересован в финансовом оздоровлении предприятия и работает прозрачно. В Одессе же наметилась тенденция назначать на эти должности как раз тех людей, которые довели предприятия до банкротства.
Если суды, как орешки, «расщелкивают» огромные предприятия, лишая их рабочих даже надежды, что уж тут говорить о скромных бойцах капиталистического фронта. Один из них, гендиректор украинско-болгарского
СП «Витинформ» Виталий Воскобойников даже подал исковое заявление в районный суд и жалобу в Высший совет юстиции. Он просит обязать г-на Балуха не оказывать давления на судей, а также возместить «Витинформу» ущерб, полученный в результате незаконных действий председателя суда. Речь идет о том, что, пытаясь получить в собственность арендованное и достроенное за десять лет аренды кафе, В. Воскобойников получил отказ в Одесском апелляционном хозяйственном суде. После этого он узнал, что спорное помещение не принадлежит дачно-строительному кооперативу «Научный работник», как значилось в договоре аренды, — и подал новое исковое заявление с просьбой передать его в собственность — в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Члены кооператива пожаловались Валерию Балуху на то, что судьи областного хозяйственного суда тянут с выселением Воскобойникова, и председатель суда разразился ответом, в котором назвал действия СП «Витинформ» почему-то недобросовестными, а судьям пригрозил дисциплинарной ответственностью. Ответ г-на Балуха те переслали судье, рассматривавшей в то время один из исков Воскобойникова. Не знаю, является ли такая форма работы председателя суда законной — и по отношению к человеку, пытающемуся законными способами отстоять свою собственность, и по отношению к зависимым коллегам. Было ли это давлением на них, лучше бы разобрались члены Совета судей или Высшего совета юстиции.
Последний на сегодня пример того, как это делается в Одессе, подбросил агропромышленный комплекс. История разорения и разграбления рисоводческого хозяйства на берегу Дуная мало чем отличается от таких же промышленных гигантов — убытки доставались кооперативному предприятию, а доходы — ООО. Крестьяне жалуются на то, что так и не получили свои земельные наделы, а о зарплатах и думать забыли. Ко всему, куда-то исчезли комбайны «Джон Дир», в связи с чем прокуратура возбудила уголовное дело против гендиректора ООО Владимира Кваши. Все это привело к тому, что регистрация ООО «Пограничник» была отменена, а имущество должно было пойти с молотка. Были назначены и ликвидационная комиссия, и ее глава. К этому времени Владимир Кваша был объявлен в розыск в связи с уголовным преступлением — он избил судебного исполнителя. Дома Кваша не появлялся, и начальник Килийского райотдела милиции О. Майстро разослал письма, в которых просил всех, кто знает о его местонахождении, сообщать об этом в правоохранительные органы Представители сторон, находившихся в зале заседаний Одесского апелляционного хозяйственного суда при оглашении решения о назначении главы ликвидационной комиссии, не поверили своим ушам, когда судья Валерий Картере произнес фамилию Кваши! Сам же судья, комментируя по просьбе «ФАКТОВ» решение суда, объяснил его презумпцией невиновности. Как будто его просили посадить Квашу в тюрьму без суда и следствия, а не назначать на должность, связанную с контролем за финансами, человека, подозреваемого если не в преступных действиях, то как минимум в неумении с ними обращаться с пользой для дела. Говорят, оглашая свое решение, судья Картере покраснел
P. S. Валерий Балух заявил «ФАКТАМ», что все предприятия, решения по которым мы попросили его прокомментировать, по сути, занимаются рейдерством. Правда, раньше инвесторов не было принято называть этим, несомненно, очень модным словом. Не для того ли весь этот пафос, чтобы под флагом борьбы со злом, действительно угрожающим национальной экономике, принимать сомнительные решения? Наша газета оставляет за собой право и дальше наблюдать за работой одесских судов. Буквально на днях Дворец правосудия пикетировали медики, решением суда, возглавляемого г-ном Балухом, выброшенные на улицу Неужели они тоже рейдеры? Кто тогда следующий? Детсад?
634Читайте нас у Facebook