Личный фотограф леонида брежнева владимир мусаэльян: «леонид ильич был честным и не скрывал от жены своей связи с фронтовой подругой»
«Немецкая делегация была шокирована, когда после переговоров Генсек позвал немецкого канцлера освежиться в бассейне»
- Владимир Гургенович, вы стали «личником» (так называют личных фотографов и операторов руководителей государства. — Авт. ) в 28 лет. Леонид Ильич долго к вам присматривался?
- Первые полгода Брежнев меня вообще не замечал. А я никогда не любил бесконтактную журналистику, поэтому хотел уже просить, чтобы меня заменили. Но в одной из поездок Леонид Ильич вдруг спросил: «А где это Мусаэльян?» Признаться честно, я был поражен, что он вообще знает мою фамилию, к тому же произнес ее без ошибок, как это часто делали другие. То есть все это время он ко мне присматривался, и я, надо полагать, подошел ему как по профессиональным, так и по человеческим качествам. После этого он все 13 лет звал меня просто Володя, а его жена Виктория Петровна — Володюшкой.
- А как вообще Брежнев относился к людям, организовывавшим его быт?
- В общении с людьми он был мягкий, достаточно интеллигентный человек. Охранников, водителей, уборщиц и буфетчиц знал по именам, дарил на дни рождения подарки. Повара, горничные, водители работали с ним по многу лет и очень его любили. Но политиком он был жестким. Из тех, кто мягко стелет, да жестко спать. Но при этом обладал немыслимым обаянием. Брежнев сам говорил, что обаяние в политике великая вещь. Даже госсекретарь США Киссинджер признавался, что симпатизирует Брежневу. В 1972 году на госдаче в Крыму Леонид Ильич встречался с канцлером ФРГ Вилли Брандтом. Немецкая делегация была шокирована, когда после переговоров Генсек позвал немецкого канцлера освежиться в бассейне. Так что встреча получилась не только «без галстуков», но и без портков.
К подчиненным же Леонид Ильич привязывался, но кичливости или барства себе не позволял. Один из его личных водителей как-то был уволен из гаража, поскольку где-то выпил и попал в милицию. Рассудили, наверное, что нельзя позволять пьющему человеку возить главу государства. Через неделю Брежнев поинтересовался, куда пропал Борис. Ему объяснили. Он сказал: ну все, хватит, гауптвахта закончена, чтобы завтра он был на работе. Я недавно с этим водителем встречался, спрашивал, где он сейчас работает, ведь за шоферами такого класса новые русские просто охотились. «Ну и как тебе работается с новыми хозяевами жизни, как они тебя зовут?» — спрашиваю. «Эй, поехали!» — отвечает.
Довольно показательный случай произошел и с личным парикмахером, который был заядлым пьяницей. Когда Леонид Ильич узнавал, что тот в очередном запое, ворчал: «Вот разгильдяй, опять нализался». Но когда парикмахер приходил с трясущимися руками, добродушно спрашивал: «Ну как, Толя, праздник провел?» — «Да ничего». — «Стаканчик-то опрокинул?» — «Да побольше». После этого Генсек садился в кресло со словами: «Господи! Хоть бы не прирезал или не проткнул ножницами». Но Толя был очень талантливым парикмахером, поэтому стриг и брил Генсека до последнего дня его жизни.
- Ну прямо дедушка Ленин и дети
- Напрасно смеетесь. На выставке есть фотография, где Леонид Ильич на катере обслуживает свою же обслугу. Сам разливает пиво в стаканы и угощает им девушек-официанток. Ну какой еще Генсек мог так делать?
- Недаром ведь ходит немало легенд о его слабости к женщинам
- Да, он был красивым мужиком, нравился женщинам. Любил пошутить и слегка пофлиртовать с ними, но при этом всегда оставался любящим мужем. Как мне рассказывали родственники Брежнева, у Леонида Ильича была фронтовая подруга — военный врач, красавица Тамара, с которой он встречался и после войны. В этом отношении Леонид Ильич был честным и не скрывал от жены своей связи. Виктория Петровна даже познакомилась с Тамарой, поговорила с ней и сказала, что никого не упрекает и не обвиняет, но просит ее уехать и не разбивать семью, ведь у них с Брежневым тогда уже было двое детей. Женщины друг друга поняли, и Тамара решила уехать. Позже, правда, она вернулась и жила в Москве, вышла замуж за генерала.
- А как же история с медсестрой Ниной Коровяковой, которая ухаживала за больным уже Брежневым и, по слухам, бесконтрольно давала Генсеку лекарства, что едва не сделало его наркоманом?
- Нина была симпатичной девушкой, и она приглянулась Леониду Ильичу. При этом он запросто мог спросить Викторию Петровну: «Витя (так он называл жену), как думаешь, я еще ничего, я ей понравился?» «Конечно, Леня, ты еще ого-го!» — отвечала жена.
Брежнев никогда не встречался с женщинами у себя дома. Поэтому медсестра не могла находиться в спальне Генсека по определению, как было показано в одном фильме. Там же был эпизод, где у Брежнева на столе лежит книга «Война и мир», а в ней тайник для пачки «Мальборо». Ну скажите, от кого ему было прятаться? К тому же он курил сигареты «Новости». Выкуривал порой по две пачки в день. Врачи постоянно пытались отучить его от этой привычки. Сделали ему даже специальный портсигар, который открывался только через определенное время. Брежнев ставил счетчик на 45 минут. А что толку! Через 10 минут он уже стрелял сигарету у нас. Кстати, этот порт-сигар в 1971 году во время визита во Францию он показал местным журналистам, объяснил его устройство. «Это чтобы много не курил», — сказал Генсек. Тогда Брежнева спросили: «А если очень хочется?» Леонид Ильич рассмеялся и вынул из кармана уже початую пачку сигарет. Было время, когда для него делали специальные сигареты с удлиненным фильтром, но он их не любил. А в 1975 году врачи категорически запретили Брежневу курить. Он послушался, но от табачного дыма до конца не отказался. Просил, чтобы кто-то покурил рядом с ним.
«На улице продавщица призналась Генсеку, что узнала его по бровям»
- Что касается снотворного, — продолжает Владимир Гургенович, — то, действительно, в какой-то мере, он на него подсел. Пил горстями. Но не могла медсестра самостоятельно давать ему какие-то лекарства. Это было просто исключено. Лечащий врач Брежнева очень жестко следил за этим. Другое дело, что у Леонида Ильича были проблемы со сном, а кто-то ему сказал, что весь мир спасается только снотворным. Генсек звонил Черненко (Константин Черненко, в те годы был секретарем ЦК КПСС. — Авт. ) или тому же Андропову (Юрий Андропов, в 1967-1982 годах председатель КГБ СССР. — Авт. ) и спрашивал: «Ты что пьешь, чтобы уснуть?» Ему отвечают, какие таблетки принимают. Брежнев тут же просит их принести. Старики и приносили. Затем, правда, Андропов по рекомендации главного кремлевского врача Чазова подсовывал Брежневу пустышки — абсолютно безвредные таблетки.
«В 1982 году на ноябрьском пленуме ЦК КПСС Брежнев планировал назвать имя своего преемника — Владимира Щербицкого»
- Леонид Ильич знал анекдоты о себе, мог посмеяться над собой?
- Конечно, он был человеком с юмором и к анекдотам о себе относился спокойно, с улыбкой. Говорил: если рассказывают, значит, любят. Как-то в Крыму на отдыхе Генсек вышел в народ попить простой газировки. Продавщица воскликнула: «Ух ты, Брежнев!» А он ее и спрашивает: «Как вы меня узнали?» — «По бровям, Леонид Ильич». Об этом эпизоде он часто рассказывал. А однажды ему так понравился один снимок, что он назвал себя на нем Аленом Делоном. Действительно, он был очень импозантным и на редкость фотогеничным.
Вообще Брежнев любил вспоминать и пересказывать случаи, когда случайные собеседники не узнавали его. Мой друг, журналист Александр Майсурян в своей книге «Другой Брежнев» приводит такую историю. Как-то раз он знакомился с внуком первого секретаря ЦК КПУ Петра Шелеста — маленьким Петей. Леонид Ильич спросил: «Мальчик, как тебя зовут?» Тот сказал и в ответ спросил, как зовут Леонида Ильича, а потом заявил: «Знаю, ты дядя Леня из кинобудки». Брежнев слегка опешил. Выяснилось, что ребенок смотрел фильмы, которые привозил киномеханик дядя Леня. После этого Леонид Ильич не раз со смехом вспоминал эту историю, а мальчику просил передать: «Привет Пете от дяди Лени из кинобудки».
В 1974 году за фотографии Леонида Брежнева я получил премию на выставке в Болгарии, которая проходила под девизом «Человек и Черное море». Мне дали золотую медаль и подарили машину «Опель-рекорд». Иномарок тогда в Москве были единицы. Когда Леонид Ильич ее увидел, то порадовался за меня и сказал: «Знаешь, Володя, но четыре колеса все же мои». Мол, часть премии и он заслужил.
Народ потешался в анекдотах над его нечетким произношением. Но мало кто знал, что это последствия ранения на фронте, когда осколком снаряда Леониду Ильичу выбило челюсть. Любил еще пошутить по поводу своих речей. Когда ему их готовили, просил вычеркнуть цитаты Маркса и Ленина. «Подумают, что я еще их читал», — в шутку говорил Леонид Ильич, хотя сам был очень грамотным человеком, обожал поэзию и сам в молодости писал стихи. Окончил институт с отличием и доклады, подготовленные помощниками, правил нещадно.
- Не кажется ли вам, что если бы Брежнев ушел со своей должности раньше, то больше запомнился бы как мудрый рассудительный политик, а не герой анекдотов?
- Попробуйте уйти, если вам по 50 раз на дню говорят, какой вы гениальный и великий. Соратники его не отпускали. Окружение боялось, что потеряет свои посты, если придет другая команда. Кстати, Леонид Брежнев умер 10 ноября 1982 года, а на запланированном в том месяце пленуме ЦК КПСС он хотел назвать имя своего преемника. Уверен, что это был бы первый секретарь ЦК КПУ Владимир Васильевич Щербицкий. Ведь Брежнев прекрасно знал, что и Черненко, и Андропов смертельно больны. Не зря же Юрий Андропов, уходя в 1982 году на пост Генерального секретаря ЦК КПСС, просил Брежнева назначить председателем КГБ Виктора Чебрикова, но Генсек назначил Виталия Федорчука — человека Щербицкого. Чтобы, значит, у Владимира Васильевича была поддержка в КГБ. После смерти Брежнева Федорчука быстро сняли, а его место занял Чебриков.
- Владимир Гургенович, в последние годы жизни Брежнева его немощь просто невозможно было скрыть перед миром. Вас это не смущало?
- Власть изнашивает организм, особенно власть неограниченная. Больно, конечно, было на него смотреть, ведь я знал его совсем другим человеком. При такой нагрузке несколько инсультов — обычная плата. Но он быстро приходил в себя. И никогда не был в маразме, как это часто представляют. Посмотрите на снимок 1982 года. Здесь у него и мощь, и сила, и жесткость политика, и власть. Я даже боялся ему этот снимок показывать. Он не любил такие портреты, поскольку всегда хотел выглядеть этаким добрым дедушкой.
В 1971 году, когда Брежнев собирался с визитом во Францию, он меня вызвал в кабинет и говорит: «Нет ли у тебя, Володя, фотографий, ну посвободней, что ли, в кругу семьи или на отдыхе? Французы просят». Я говорю: «Конечно, есть, Леонид Ильич». Поехал в редакцию ТАСС, где хранился архив под названием НДП (не для печати), отобрал несколько пленок, напечатал и привез Брежневу. Он долго с интересом их рассматривал и отобрал несколько снимков. Среди них были и тот, где советский лидер снят на яхте в майке и в подтяжках. Отправили снимки в агентство «Франс пресс». Когда приехали в Париж, то увидели эти снимки во всех газетах. Тогда не только Франция, но и весь мир открыл для себя другого Брежнева, простого земного человека, а не увешанного наградами орденоносца, хозяина ядерной державы. Эти фотографии стали настоящим прорывом в изменении западного общественного мнения о советском руководителе. Более того, Брежнев во Франции был объявлен человеком года.
Что же касается эпохи Брежнева, то ее можно оценивать по-разному. Главное, что она была. Но говорить, что эта эпоха прошла под знаком старческого безволия и маразма, неправильно. Леонид Ильич до конца своей жизни оставался, как говорится, в теме. Да, колбасы было мало, много чего еще не хватало, но зато был создан тот «подкожный жир» экономики, который используется до сих пор. Металлургические заводы, нефтепроводы, жилье
«В последние годы своей жизни Брежнев очень любил соленые помидоры и капусту»
- Кстати, о колбасе. Сам Генсек, наверное, ни в чем себе не отказывал?
- Ел он без особых изысков. Да и с весом постоянно боролся, взвешивался часто и записывал в дневник, на сколько грамм похудел или поправился. А любил Леонид Ильич простую пищу — борщ, картошку, сосиски. Да вы посмотрите на фото, которое называется «Золотой поцелуй», с его золотой свадьбы с Викторией Петровной на госдаче в Заречье
(в Подмосковье. — Авт. ). Мало кто обращает внимание на стол, но вы приглядитесь. Там все, что у среднего человека в 70-е годы на Новый год: соленые огурчики, помидорчики, салаты, мясная нарезка, боржоми, вино. Кстати, во время длительных поездок я не успевал поесть, потому что Леонид Ильич всегда торопился и на обед тратил всего 8 минут. Затем, правда, и я научился быстро есть. В последние годы своей жизни Брежнев очень любил соленые помидоры и капусту. Бывало, пригласит за стол людей, а там несколько кусочков колбасы и капуста. Приходилось потом еще раз где-то есть.
Впрочем, Леонид Ильич любил дичь, особенно почки, да и мне постоянно говорил: «Володя, ешь дикое мясо, в нем много микроэлементов». А после удачной охоты Генсек всегда рассылал мясо членам политбюро. Говорил коменданту семьи Брежневых Олегу Сторонову: «Эту часть туши отправь Косте Черненко, эту — Устинову (в те годы министр обороны СССР. — Авт. ), а эту — Громыко (Андрей Громыко, в то время министр иностранных дел СССР. — Авт. ) » Затем звонил, уточнял: «Ну как, Костя, ты получил?» — «Получил». И Леонид Ильич с гордостью рассказывал, как он этого кабана убивал, сколько он весил, и рекомендовал приготовить мясо так, как это делает Виктория Петровна. В такие моменты настроение его поднималось еще больше. У него много было людей, которых он не оставлял без внимания. Да и у меня в холодильнике всегда была кабанятина. Если ее вымочить да потушить в горшочке с картошечкой Получается очень вкусно.
- Ходили слухи, что для «дорогого Леонида Ильича» кабанчиков специально привязывали к деревьям.
- Никогда этого не было. Другое дело, что егеря прикармливали животных в определенных местах. Зверь привыкал и приходил на стук ведра. Леонид Брежнев был прекрасным охотником, мог стрелять с вышки или ждать в засаде, но никогда не убивал самок, а выбирал матерого секача. Охоту Брежнев любил по-настоящему. Он там расслаблялся, отдыхал, давал волю чувствам, особенно после тяжелых поездок, встреч. При случае он каждые выходные старался выбраться на охоту, где, конечно, всякое бывало. Как-то мы, спасаясь от раненого кабана, забрались на березы. А однажды во время охоты в Залесье в Украине стадо зубров, которых завезли из Беларуси, в метре промчались от Генсека. Затем зубры с другой стороны прошли мимо него. Охрана, наверное, тогда поседела, а он даже не дрогнул. Только рукой махнул, сказав: «Других охотников, что ли, нет, все на меня пошли». Любил Леонид Ильич поохотиться также на диких уток и гусей.
- Выпивали после охоты много?
- Да нет. Особых застолий не было, разве что когда высокие гости из других стран приезжали. Сам Брежнев мог выпить одну-две рюмки водки, поэтому пьяным я его никогда не видел. Леонид Ильич после длительных командировок или будучи в хорошем настроении предлагал своим соратникам, группе, готовившей визит, немного расслабиться. Некоторые в таких случаях сильно напивались. Но Брежнев за это никого не осуждал. Частенько и я вместе с охранниками, врачом, медсестрой сидели за одним столом с Брежневым. Я поначалу стеснялся, отказывался, мол, неудобно, а мне: «Да ты что, тебя сам Генсек приглашает, а тебе неудобно!»
«Брежневу машины дарили. В США — «Линкольн-Континенталь», в ФРГ — двухместный «Мерседес»
- Кроме охоты, говорят, у Леонида Ильича была еще страсть к машинам?
- Сейчас рассказывают, что у него их было полсотни. Но это не так. На даче был гараж всего на четыре машины. Там стояли ЗИЛы ручной сборки, на которых он ездил в Кремль, и его любимый «Роллс-Ройс». Он обожал садиться за руль, в основном когда ехал на дачу. Ричард Никсон (в 1969-1974 годах президент США. — Авт. ) как-то проехался один раз с Генсеком и больше такого желания не выказывал.
- Лихачил, значит, Леонид Ильич?
- По-разному. Он прекрасно водил машину, но иногда на него находила какая-то игривость, мальчишество что ли, он тогда мог дать газу. А «гонщиком» в Москве называли Суслова (Михаил Суслов, член политбюро ЦК КПСС в 1955-1982 годах. — Авт. ), поскольку он не разрешал водителю ездить более 60 километров в час. Машины Брежневу, конечно же, дарили. В США презентовали «Линкольн-Континенталь», в ФРГ — двухместный «Мерседес», на котором он проехал километров 30 по Минскому шоссе и отдал. Автомобили отправлялись в гараж особого назначения, на них потом ездила охрана.
- А как вам работалось с другими генсеками?
- С Константином Черненко таких теплых отношений, которые у меня сложились с Леонидом Ильичом, не было. Хотя все же с ним легче работалось, чем с Юрием Андроповым. Заходишь к тому в кабинет, а он сидит, молчит и смотрит на тебя немигающими глазами, точно сфинкс. От Михаила Горбачева вообще никогда «спасибо» не слышал. Но ему льстило, что его обслуживал аппарат Брежнева. Начальником охраны у Горбачева был адъютант Леонида Ильича Владимир Медведев. В общем, никто ко мне не относился с таким уважением, как Брежнев.
Считаю, что мне очень повезло в жизни. За годы работы с Леонидом Ильичом меня ни разу не унизили. Он не гнул людей, но и «шестерок» не любил. Да и сам я никогда не задирал нос перед своими коллегами. Хотя был крутым, как сейчас говорят, у меня была машина с «мигалкой», а чтобы передать пленки в Москву, я запросто мог попросить у министра обороны СССР вертолет. Считаю, что полностью отчитался перед памятью Брежнева. Но ностальгии по тем временам, когда он был при власти, у меня нет. Есть просто память.
«Когда дети и внуки смотрели запрещенные тогда фильмы «Эммануэль», «Кинг-Конг», Леонид Ильич плевался и уходил»
«ФАКТЫ» повстречали на фотовыставке Владимира Мусаэльяна также бывшего коменданта семьи Брежнева Олега Сторонова (работал с 1974 по 1982 год. — Авт. ), который поделился своими воспоминаниями о Генсеке:
- Когда Леонид Брежнев отдыхал в Крыму, к нему на дачу приплыла отчаявшаяся женщина. Представляете, она вошла в воду в платье в 10 часов вечера и плавала до 5 утра, поворачиваясь затылком к прожекторам. Поэтому из-за черных волос ее не было видно. На пирсе госдачи сотрудники охраны ее заметили наконец. Начальник охраны Рябенко доложил об этом Леониду Ильичу. Брежнев с ней встретился, распереживался: ведь ее ночью могли застрелить. Оказалось, она жила в Одессе, развелась с мужем, который ее выставил вместе с дочкой из квартиры. В общем, осталась она на улице без паспорта и прописки. Леонид Ильич распорядился купить ей билет в Одессу и помочь. Действительно, через три дня она получила квартиру и документы.
Любил Леонид Ильич смотреть кино, — продолжает Олег Сторонов, — причем не только советские фильмы про войну и разведчиков, но и американские вестерны. В выходные на дачу в Заречье к нему приезжали дети и внуки. Но вкусы разных поколений в кинематографе резко различались. Молодежь смотрела фильмы, которые не показывали тогда в советском прокате: «Эммануэль», «Кинг-Конг», «Челюсти». Он заглянет: «Тьфу!» — и уходит. Кстати Леонид Ильич любил смотреть и мультфильмы, в частности «Бременские музыканты». А сюжет, где король идет с охраной, комментировал так: «Это в кресле я, а с пушкой ты идешь».
С работы Леонид Ильич всегда приезжал к программе «Время», которую они смотрели вместе с Викторией Петровной. Иногда она, увидев очередное выступление мужа, говорила: «Леня, пора тебе уходить. Ты плохо говоришь, плохо ходишь, ты уже отработал». Он как-то ответил ей, что просил товарищей отпустить его на пенсию, но те хором стали его отговаривать: можете ничего не делать, мы все сделаем за вас, только не уходите. Грубо говоря, его просто подставляли. Старики боялись смены власти, боялись, что новый генсек их выгонит.
3074Читайте нас у Facebook