700 тысяч долларов требуют сомалийские пираты, захватившие сухогруз «панагия» с украинским экипажем
По отношению к нашим морякам разбойники ведут себя корректно. Пока 18 октября у берегов Сомали (Восточная Африка) в Индийском океане пираты захватили теплоход «Панагия», перевозивший под флагом Либерии уголь из Южной Африки в Турцию. Как сообщили «ФАКТАМ» в Министерстве иностранных дел Украины, когда судно подошло к берегу на расстояние 90 миль, его взяли на абордаж. Весь экипаж судна — 22 человека — граждане Украины. Пираты требуют выкуп в размере 700 тысяч долларов.
Вчера судно стояло на якоре в двух милях от побережья Сомали. МИД Украины, а также одесская крюинговая компания, осуществлявшая набор экипажа, сумели установить связь с капитаном теплохода. Директор крюинговой компании «Сегал» Владимир Юрков рассказал «ФАКТАМ», что, по словам капитана «Панагии» Владимира Шабанова, все моряки живы-здоровы. По судну они перемещаются под наблюдением пиратов, однако больше сидят по каютам. Захватчики ведут себя по отношению к морякам корректно, питанием члены экипажа полностью обеспечены.
В крюинговой компании сообщили также, что экипаж «Панагии» был трудоустроен в апреле этого года. Само судно довольно старое — ему уже 24 года.
Как только стало известно о случившемся, министр иностранных дел Борис Тарасюк поручил посольствам Украины в Великобритании, Франции и США обратиться к министрам иностранных дел и обороны этих стран с просьбой поспособствовать в освобождении наших моряков и судна. Такое же обращение было передано в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе. Посольствам Украины в Эфиопии, Малайзии и Кении поручено принять меры для выяснения судьбы экипажа. МИД и судовладелец продолжают вести переговоры, чтобы как можно быстрее освободить моряков и вернуть их на родину.
С марта по октябрь этого года сомалийские пираты захватили более 20 судов, в том числе военных
По информации МИД, урегулирование ситуации с захватом судна осложняется тем, что на территории Сомали сейчас идет вооруженная борьба между разными группами, соревнующимися за контроль над столицей и южными регионами страны. Действующих иностранных диппредставительств или консульств в Сомали нет.
Власти Сомали утверждают, что также ведут переговоры с пиратами об освобождении «Панагии». Увы, правительство этой страны вынуждено признать, что оно не в силах справиться с пиратами. Этот «бизнес» здесь процветает. Только начиная с марта 2005 года по настоящее время было совершено по меньшей мере 23 захвата судов (в том числе военных кораблей иностранных государств).
Международное морское бюро (IMB) давно уже предупредило всех судовладельцев о том, что их судам следует держаться как можно дальше от берегов Сомали. В предупреждении подчеркивается, что в этой африканской стране на протяжении последних 14 лет не существует централизованной власти. Этим и пользуются местные преступные группировки.
Проблема пиратства стоит настолько остро, что нынешний премьер-министр Сомали Али Мохамед Геди 13 октября обратился к правительствам соседних государств с просьбой о помощи. Он предлагает соседям направить в территориальные воды Сомали военные корабли и подразделения береговой охраны, которые будут патрулировать 3700 км береговой линии его страны.
По данным Международного морского бюро, переговоры с пиратами тянутся месяцами. В этом году удалось договориться об освобождении только двух судов. Они были зафрахтованы ООН для перевозки продовольственной помощи. На каких условиях пираты отпустили их, неизвестно. Остальные остаются в пиратском плену. Например, три тайваньских рыболовецких судна с экипажами общей численностью 48 человек уже два месяца удерживаются близ порта Кисмайо (500 км от столицы Сомали Могадишо). Пираты требуют за их освобождение выкуп в размере 1,5 миллиона долларов.
Три с половиной года назад восемь украинских моряков почти две недели провели в плену у сомалийских пиратов. В январе 2002 года из-за поломки двигателя грузовое судно «Принцесса Сара» остановилось в 300 милях от сомалийского берега и вскоре было захвачено пиратами. За освобождение 18 членов экипажа, среди которых были и украинские моряки, захватчики потребовали сначала 50 тысяч, а затем 200 тысяч долларов. После того как судьбой заложников обеспокоились представители ООН и других международных организаций, пираты покинули судно. Однако «Принцесса Сара» продолжала стоять на якоре в аварийном состоянии. Через два дня другие пираты, не сумев побороть соблазн, вновь захватили судно, однако на этот раз экипаж успели эвакуировать с помощью вертолета на подоспевший французский фрегат. От оккупированного пиратами поломанного судна владелец отказался.
После этих мытарств четверо мариупольских моряков решили потребовать от крюинговой компании компенсацию в размере 15 тысяч долларов на каждого, утверждая, что компания не выполнила обязательств по обеспечению их безопасности. Однако суд отказался удовлетворить иск моряков, сославшись на то, что в заключенном ими договоре не было пункта о пиратах и денежной компенсации в подобных случаях.
412Читайте нас у Facebook