ПОИСК
Події

Накануне последнего рейса штурману ту-154 степану королю, только что вернувшемуся из дюссельдорфа, полагался отдых. Но начальство попросило слетать еще в сочи…

0:00 17 вересня 2005
Ровно год назад в один день в России террористами были взорваны два пассажирских лайнера. Трое из четверых летчиков — членов экипажа Ту-154 — были выходцами из Украины Поздно вечером 24 августа 2004 года в России одна за другой, с интервалом буквально в одну минуту, произошли две авиакатастрофы. В небе над Тульской областью взорвался пассажирский самолет Ту-134, следовавший из московского аэропорта «Домодедово» в Волгоград. Через минуту такая же участь постигла и самолет Ту-154, вылетевший из того же пункта. Его обломки были найдены на следующее утро на территории Ростовской области, в 25 километрах от границы с Украиной. В обеих катастрофах погибли в общей сложности 89 пассажиров и членов экипажей.

Шамилю Басаеву оба теракта обошлись всего в четыре тысячи долларов

Расследование показало, что оба взрыва были устроены в хвостовой части, чтобы вывести из строя двигатели. Это было делом рук чеченских террористок-смертниц. Ответственность за теракты взял на себя полевой командир Шамиль Басаев.

Недоразумения, впоследствии обретшие зловещий смысл, в тот черный вторник начались еще в Домодедово. Незадолго до вылета обоих «бортов» авиатехники обнаружили, что на стоянке самолетов разлито масло. Позже ходили слухи, что утечка произошла из машин, которые потом упали. Вторая версия: масло разлили на бетонке, чтобы отвлечь внимание аэродромных служб, ведь в суматохе легче пронести взрывчатку. Все рейсы, в том числе сочинский, задержали на час. Потом возникла путаница с регистрационными стойками, и сотрудники аэропорта, как рассказывала «Комсомольская правда», напоминали московских регулировщиков в час пик.

На сочинский рейс не явились шесть пассажиров, ранее зарегистрировавшихся и сдавших багаж. Обнаружив отсутствие людей, их багаж извлекли из самолета, а потом поиском владельцев занялась ФСБ.

РЕКЛАМА

Как выяснилось в ходе расследования, в тот вечер незадолго до посадки в самолеты обеих террористок и их двух спутников в здании аэропорта остановил для проверки документов дежурный наряд милиции. Наверное, что-то в поведении «лиц кавказской национальности» показалось милиционерам подозрительным. Отобрав у кавказцев паспорта, стражи порядка отвели задержанных в линейное отделение милиции к капитану, оперуполномоченному по борьбе с терроризмом. А тот их отпустил! Паспорта у чеченцев были в порядке…

В конце концов в 21. 35 Ту-154 с 38 пассажирами и восемью членами экипажа на борту взлетел. Через сорок минут ушли в ночное небо и огни Ту-134, там летели 34 пассажира и девять членов экипажа.

РЕКЛАМА

Почему-то лишь на четвертый день после катастрофы диспетчерская служба Южного управления воздушным движением сообщила, что практически одновременно с обоих самолетов поступил звуковой кодированный сигнал о захвате судна. Он сработал примерно через секунду после взрыва.

А в тот вечер о беде знали только единицы. Страна же обсуждала прозвучавшие в телевизионных новостях подробности взрыва бомбы в Москве на Каширском шоссе, от которого пострадали четыре человека. Существует мнение, что этот взрыв тоже был организован для того, чтобы отвлечь внимание правоохранителей от подготовки терактов в самолетах. Ведь и перед захватом в 2002 году Центра на Дубровке бандиты взорвали «отвлекающую» бомбу возле «Макдоналдса» на улице Покрышкина.

РЕКЛАМА

Молодые чеченские женщины знали, что идут на верную смерть. Безумство храбрых? Милиционеры, служившие в Чечне, рассказали, как местные боевики иногда готовят шахидок. Выкрадывают девушку, увозят в горы и выдают замуж по религиозному обряду. В горах загсов нет. И в паспорте может отсутствовать штамп о ее семейном положении. Но какое ей до этого дело, если милый рядом? Только вскоре, при первом же артобстреле или боевой операции, муж вдруг погибает… Ах, проклятые русские… Убитой горем юной жене делают успокоительные уколы… наркотиками и внушают, что она должна отомстить. «Черную вдову» уже ничто не остановит.

Как показала расшифровка «черного ящика», после взрыва экипаж Ту-154, несмотря на стресс, травмы, темень, попытался определить место разгерметизации самолета. Командир приказал второму пилоту взять штурвал от себя для экстренного снижения на высоту, где достаточно кислорода, ответил на запрос обеспокоенного диспетчера о высоте полета, попросил товарища подождать с ответом на вопрос, где они находятся, а затем, очевидно, поняв, что скорость снижения слишком высока, потребовал брать штурвал на себя. Магнитофон зафиксировал шумы, крики, стоны, ругань и на фоне их — решительное «на себя бери!.. » Настойчивое «на себя!» повторялось до самой земли.

Вот их имена: командир воздушного судна летчик первого класса (уроженец Волыни) Михаил Гурьев, второй пилот летчик второго класса (уроженец Донецка) Юрий Андрущенко, штурман специалист первого класса (уроженец Виннитчины) Степан Король и бортинженер (уроженец Риги) Андрей Ермолаев.

«На Севере брат 11 лет летал штурманом грузопассажирского вертолета Ми-8»

В дни печальной годовщины мы познакомились с сестрой штурмана Ту-154 Степана Короля.

- Примером для Степы с детства служил наш дядя Степан Саранюк — мамин брат, полковник в отставке, заслуженный штурман СССР, после увольнения из армии летавший на аэробусе Ил-86, — рассказывает Татьяна Пустовойт.  — И Степа еще в школьных сочинениях писал, что будет летчиком. Занимался спортом, хорошо учился, не баловался куревом и спиртным… Хотел поступать в Кировоградское летное училище, но не прошел медкомиссию!

И все же не раскис. Тот же дядя подсказал, что в Москве есть топографический техникум, где готовят штурманов аэрофотосъемки. Окончил его с отличием, мог устроиться на работу в прекрасном месте. Но улетел на северный остров Диксон, где одиннадцать лет летал штурманом грузопассажирского вертолета Ми-8. Степа перевозил оборудование на ледоколы, продукты для зимовщиков, вывозил заболевших людей, обслуживал многочисленные зарубежные научные экспедиции, не раз сам летал на Северный полюс. Как свои пять пальцев знал Таймыр, Новую Землю, Шпицберген и другие уголки бескрайнего Заполярья.

Однажды, это был 1986 год, на аэродроме Степа увидел молодую красивую женщину в стильном плаще и элегантной шляпе. Вдруг воздушной струей от винта шляпку сорвало, и она покатилась… Летчики наперегонки бросились догонять. Самым прытким оказался штурман…

Светлана (так звали прекрасную незнакомку) оказалась театральным режиссером, после трагической гибели мужа в Донецке приехала с восьмилетним сынишкой на Диксон работать в местном Доме культуры. Она прекрасно пела, декламировала стихи. Такая красивая женщина не была обделена мужским вниманием. И поначалу упорно не замечала Степиных ухаживаний. Возможно, срабатывал комплекс много пережившей женщины, в одиночку воспитывавшей ребенка. Но Света сама потом призналась, что именно благодаря ребенку Король протоптал дорожку к ее сердцу — брал мальчишку с собой на лыжные прогулки и пикники, а однажды взял с собой в кабину вертолета. Cловом, стал настоящим отцом и Роме, и родившемуся у них в 1992 году Богданчику.

- Медики не рекомендуют жить на Крайнем Севере более десяти лет, — продолжает Татьяна Пустовойт.  — Питание там достаточно однообразное. В единственном на Диксоне торговом центре почти все сушеное. Сушеный лук, картофель, сухое молоко, яичный порошок. Там даже водка сорокаградусная — редкость, в сильные морозы может замерзнуть. Поэтому продается так называемый питьевой спирт в стеклянных бутылках. Единственное, чего там вдоволь, — разнообразной рыбы. Но нехватка витаминов, суровый климат Севера могут сказаться на здоровье. И Степа со Светой решили переехать в Украину.

Однако в Борисполе работы для него не нашлось. На помощь снова пришел тот же дядя Степан Антипович. Он сообщил, что во Внуково, где он тогда работал, набирают отряд штурманов на Ту-154. И брата, опытного авиатора, с удовольствием взяли. Но пришлось полгода переучиваться. При этом ни на жилье, ни на место для ребенка в детсадике рассчитывать не пришлось. Впрочем, Степа и Света мечтали жить в собственном домике. И в свободное время брат путешествовал по Подмосковью в поисках подходящей усадьбы. Очень понравилось им в городке Климовск. К сожалению, пока искали, последствия гайдаровских реформ съели практически все семейные средства, заработанные на Севере. Денег осталось лишь на небольшой скромный старый домик. Но Степа был оптимистом, и они с супругой свили уютное гнездышко и на новом месте.

«Летчики изменили курс, чтобы обреченный самолет не упал на жилые кварталы города»

- Через пять лет в авиакомпании наступили тяжелые времена, — вспоминает Татьяна Александровна.  — Новые хозяева начали увольнять честных опытных авиаторов, формально достигших пенсионного рубежа. Степа благодаря северному стажу и налету часов достиг его в 32 года. Но уйти в расцвете сил на мизерную пенсию он не мог себе позволить. В то же время и на наземную работу не соглашался, хотя мог устроиться на сытую должность старшего штурмана в аэропорту, с гарантированным восьмичасовым рабочим днем. Предпочел восемь месяцев заниматься извозом на стареньком «Москвиче» и прочими заработками, чтобы прокормить семью. Пытался не унывать, но в те трудные времена, когда его отлучили от неба, на него было страшно смотреть.

Зато буквально светился от радости, когда устроился в авиакомпанию «Сибирь», тоже штурманом на Ту-154. За два года налетал 8228 часов, то есть провел в воздухе более 340 суток, не всякий летчик столько за жизнь налетает… Причем нередко попадал в тяжелые ситуации, о которых мы узнавали позже, в основном от его товарищей. Авария в заполярной Дудинке, вынужденная посадка в Нижневартовске после сообщения, что на борту бомба, тяжелейшее приземление с заглохшими двигателями, за пределами взлетно-посадочной полосы в Краснодаре, когда только выдержка и мастерство экипажа спасли жизнь пассажиров.

И все равно в каждый полет брат отправлялся как на праздник. Увлеченно изучал трассы новых маршрутов — Улан-Удэ, Абакан, Казань, Пермь, Ереван, Тбилиси, Мюнхен, Варна, города Турции, Кипра… Он, казалось, не знал усталости. У летчиков существует понятие «санитарная норма». Налетал сто часов — отдохни несколько дней, восстанови силы. Но что делать, если заболел товарищ? Степа никогда не отказывался прийти на выручку. Вот и накануне своего последнего рейса он только что вернулся из Дюссельдорфа, собирался несколько дней провести с родными. И тут его попросили слетать еще в Сочи… Он не смог отказать.

А ведь так хорошо все складывалось! У нас в связи с Днем независимости Украины было три выходных. 24 августа мы с мужем ходили в лес, молодежь наша — на праздничный Крещатик. Только утром, собираясь на работу, я услышала по радио о катастрофе волгоградского самолета. Но наш Степа летал на другом самолете! К сожалению, вскоре сообщили и о Ту-154 авиакомпании «Сибирь». А я знала, что брат работает в этой авиакомпании. И что в Сочи летает. Хотя таких «тушек» у них несколько, все равно стало как-то тревожно на душе. Изменение в моем настроении заметили жильцы и сотрудники общежития, где я работаю. Дочка позвонила в Климовск. Богданчик, младший сын Степы и Светы, сказал, что родители на работе. А через полтора часа из Москвы позвонила двоюродная сестра и сказала, что это «наш» рейс.

В Ростовскую область срочно выехали наши братья. Рассказали потом, что пассажиров разрушившегося в воздухе самолета разбросало на большой территории. Кабина экипажа была относительно цела. Все четверо летчиков находились на своих местах. После расшифровки «черных ящиков» стало ясно, что террористы заранее объявили о предстоящем взрыве. И летчики в считанные мгновения успели подать сигнал тревоги и изменить курс, чтобы обреченный самолет не упал на жилые кварталы города Каменск.

На родине штурмана Степана Короля в городе Погребище Винницкой области его именем названа бывшая улица Тракторная, на которой вырос герой. Возле школы, где он учился, ему установлен памятник. А родным все кажется, что Степан Александрович вот-вот вернется из полета.

712

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів