ПОИСК
Події

«карл маркс» из макеевки: «однажды за спиной я услышал: «тоже мне призрак коммунизма!.. »

0:00 24 вересня 2005
Сходство 67-летнего юриста Марка Новикова с основоположником научного коммунизма стало явным 14 лет назад, когда после смерти жены он перестал стричься и бриться

Участник конкурса двойников, объявленного «ФАКТАМИ» два месяца назад, 67-летний юрист Марк Новиков из Макеевки Донецкой области, выглядит человеком вполне современным. Свои длинные волнистые волосы он собирает в хвостик и почти постоянно носит очки. Судя по старым фотографиям Марка Павловича, на Маркса он стал походить достаточно давно. Только это сходство не слишком бросалось в глаза, потому что копна волос у Марка Новикова, в отличие от основоположника научного коммунизма, была тогда светло-каштановой. Иной раз он отпускал усы, а вот брить бороду перестал 14 лет назад, после смерти любимой жены Лидии.

«Если вижу, что обижают бедных и беззащитных, реагирую порой бурно»

Но даже очки и хвостик иной раз не спасают Марка Павловича от пристальных взглядов прохожих. Как-то Марк сфотографировался с другом. Все, кому потом приятель показывал фотографию, интересовались: «В каком фотоателье стоит такой «натуральный» муляж?» Друг отшучивался: «Обижаете! Классики бессмертны».

- На своих студентов (Новиков преподает право в Макеевском отделении Донецкого филиала университета современных знаний (последипломного образования).  — Авт. ) я за прозвище не обижаюсь, — говорит Марк Новиков.  — А вот когда приходится слышать: «Под Маркса косишь?», злюсь. Ведь не виноват, что похож на того, чье наследие по-разному трактуют и часто незаслуженно критикуют. Не скажу, что мы с оригиналом прямо-таки братья по духу: я скорее индивидуалист — приверженец идей Бердяева. Но, если вижу, что обижают беззащитных и бедных, реагирую порой бурно.

Был в жизни Марка Павловича такой случай. Однажды он не сдержался, когда увидел, как водитель маршрутного автобуса высадил ветерана и злобно бросил дедушке, дескать, устал бесплатно всех катать. Вот тогда-то Марк Павлович схватил водителя за шиворот. Силенкой и статью Новикова природа не обидела. Поэтому грубиян осмелился огрызнуться, только когда суровый «классик» уже покинул салон: «Я думал, ты, очкарик, интеллигент, а еще на этого… призрака коммунизма, похож».

РЕКЛАМА

Вообще, конфликтовать с Марком Павловичем — дело хлопотное. У него, бывшего «сибиряка» — Новиков участвовал в строительстве Байкало-Амурской магистрали, — обостренное чувство справедливости. К тому же он профессиональный юрист. Освоил эту специальность Марк Павлович заочно, еще в годы работы в Забайкалье на руднике, где добывали руду редкоземельных металлов.

Сейчас в Макеевке Новиков занимается и частной юридической практикой. Причем особое рвение проявляет, защищая интересы обездоленных. Мало кто взялся бы, наверное, взыскивать материальный и моральный ущерб за… некачественные туфли стоимостью 50 гривен. Адвокат Новиков взялся и дело выиграл.

РЕКЛАМА

- Так обидно мне стало за девчонку, — вспоминает мой собеседник.  — У нее мама болеет, да и у самой проблемы со здоровьем. Эти туфли девушка купила со своей первой зарплаты. Но обновка развалилась через неделю. А тот «капиталист» с рынка менять их не захотел. Мне он тоже сначала заявил, что никаких денег от него не получим. Однако отвоевать у него материальный и моральный ущерб — 500 гривен — таки удалось.

«С БАМа написал письмо Хрущеву, и вскоре нам дали жилье в бараке»

Марк Павлович не скрывает, что труды Карла Маркса по философии, экономике и политэкономии всегда его интересовали. А «Капитал» он прочитал с огромным удовольствием. Мой собеседник признается, что со временем, когда сходство с классиком стало явным, он даже решил покопаться в своей родословной. Правда, никакого родства, кроме бунтарского духа, он так и не нашел, зато сделал для себя много интересных открытий.

РЕКЛАМА

Предки Новикова по мужской линии оказались высококвалифицированными рабочими-новаторами и инженерами-строителями. А все женщины в их роду получили классическое воспитание и образование. Даже Марком нашего героя назвали потому, что его матушка в ожидании сына читала Гончарова и решила дать ребенку имя героя романа «Обрыв».

- Мой прапрадед Иван Кабаков был машинистом пассажирского поезда «Санкт-Петербург-Москва» и первым перевел топку паровоза с дров на уголь, — рассказывает Новиков.  — На фотографии, которой более 110 лет, мои прапрабабушка и бабушка сидят на фоне дома машиниста паровоза Кабакова, и домик этот больше напоминает помещичий или купеческий. Вот как тогда жили квалифицированные рабочие железной дороги!

Бабушка Марка Ксения Ивановна рано осиротела, и ее направили в Подмосковье, в Торлецкую ремесленную школу «Ведомства императорского человеколюбивого общества, состоящего под августейшим государыни императрицы покровительством». По окончании школы с отличием Ксения Ивановна была удостоена звания мастера дамско-портновского ремесла и получила свидетельство на право открытия по достижении 21 года мастерской. Родной дядя бабушки Петр Коган, работавший управляющим в имении князя Григория Гагарина в Завидово в Подмосковье (здесь, кстати, сейчас находится дача президента России Владимира Путина), юная белошвейка стала жить в княжеской семье. Когда бабушка Марка Павловича вышла замуж за выходца из крестьян, строителя Тимофея Жукова, князь лично поздравил ее с вступлением в законный брак. Это поздравление, датированное 1910 годом, внук хранит до сих пор. Дед колесил по новостройкам и со временем оказался в Макеевке, где и появилась на свет мама нашего героя.

Юный Марк, как и все его поколение, после десятилетки строил честолюбивые планы: решил поступать в Московский институт международных отношений. И уже тогда столкнулся с неравенством: из института ему пришло красноречивое разъяснение, что с условиями приема он может ознакомиться лишь в марте следующего года в обкоме или крайкоме КПСС по месту жительства и при наличии рекомендации…

Поработав на металлургическом заводе, а потом на шахте проходчиком, Марк ушел в армию. Служил в Забайкалье, там и решил остаться. Десять лет работал в поселке Первомайск Читинской области на секретном объекте — карьере, где добывали полиметаллическую руду. Рыл тот самый котлован, описанный в одноименном произведении Андрея Платонова.

В Коммунистическую партию Марк Новиков все-таки вступил, но уже через год, в 1962-м, написал заявление о выходе из нее.

- Я видел, как материальные блага распределяются не по трудовым заслугам, а по партийной «выслуге» перед начальством, — вспоминает собеседник.  — Товарищи скрыли мое заявление от парткома и уговаривали не бузить, но письмо Хрущеву я все же написал.

Правда, писал Марк Новиков не о своих сомнениях в светлом коммунистическом завтра, а о пасмурном своем сегодня: «Мы, строители БАМа, с женой, молодым специалистом, спим в сарае, где простыни примерзают к болтам, стягивающим доски… Не надо мне светлого будущего, мне нужна элементарная квартира»… Лично Никита Сергеевич, конечно, младшему товарищу по партии не ответил, но вскоре жилье в бараке Новиковым дали. Однако после этого, пытаясь получить направление от парткома в Высшую дипломатическую школу открытого типа в Москве, Марк Новиков получил отказ.

«Скучно жить без куража»

- Есть у Маркса такие теории, которые неподвластны времени, — уверенно заявляет Марк Павлович оппонентам классика.  — Ну куда, например, денешься от теории прибавочной стоимости? А от фонда социальной защиты, подмеченного Марксом у пиратов? Это же их общак навел классика на мысль о пенсионном фонде для тех, кто уже не у дел!

Марк Павлович интересный собеседник. А уж спорщик такой, что победить его очень трудно. Двух девушек-протестанток, явившихся к нему домой «изучать слово Божье», мой собеседник отвадил одной фразой. С ходу согласившись с сентенцией проповедниц о том, что «Бог всех нас любит», хозяин как бы невзначай заметил, что он лично отдает предпочтение женщинам. Смущенные гостьи ретировались, пообещав зайти в другой раз.

Вопросы религии Марка Павловича не волнуют, а вот многих запрещенных авторов он перечитал еще в те времена, когда их труды достать было крайне сложно.

- Из-под полы читал Ахматову, — рассказывает Новиков.  — В 1956 году случайно наткнулся на книгу Райта Миллса «Властвующая элита». Потом были Бердяев и Швейцер. А на родину Бунина даже ездил, так заинтересовался его творчеством.

При этом Марк Новиков — сам автор более трех сотен стихов. Одно его стихотворение «Забайкальские березки», отправленное в газету, было даже положено на музыку.

- Скучно жить без стихов и куража, — замечает Марк Павлович, вспоминая о своем первом конкурсе двойников, который прошел в Донецке 10 лет назад.  — Я тогда стал подумывать о съемках в рекламных роликах, но так и остался невостребованным. Современные продюсеры все меньше обращаются к классикам.

А идей о своем применении на рекламном рынке у Марка-Маркса довольно много.

- Я неплохо смотрелся бы в рекламе напитков для пролетариата. Например, пива, — уверен Новиков.

Пока же «Карл Маркс» из Макеевки ждет предложений.

372

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів