«сын шесть лет ходил на костылях, а теперь собирается служить в армии», -
Мальчишка приспособился на костылях играть в футбол и скакать по крышам гаражей
Когда Артур Паненко прыгает с тумбы в бассейн, его накачанными мышцами спины можно залюбоваться — как у профессионального спортсмена! Плывет ровненько, ловко работая руками и ногами. Трудно поверить, что еще несколько лет назад этот паренек даже награды за победу в соревнованиях по плаванию получал, стоя на костылях.
- Сыну было шесть лет, когда он стал прихрамывать, — рассказывает мама Артура, Ирина Паненко. — Ему долго не могли установить диагноз, а когда он прозвучал, то был как приговор. «У мальчика болезнь Пертеса — разрушение головки тазобедренного сустава, — сообщили врачи. — Когда ему исполнится 18 лет, готовьтесь к протезированию, болезнь подбирается к кости». На лечение уходили все средства, но ничего не помогало. А из санатория, в который нам дали путевку, я Артура просто выкрала!
В санатории Артур, как и другие больные дети, должен был не меньше трех лет лежать на ортопедической кровати, привязанный за руки и ноги, с подвешенным к больной ноге грузом — для вытяжения мышц. Пассивный метод лечения через полгода надломил психику ребенка. «Я боюсь, что ты вернешь меня обратно», — зарыдал мальчик, когда мама забирала его на каникулы. Материнское сердце не выдержало. Ирина не вернулась даже за вещами сына, только позвонила в санаторий. «Считайте, что я выкрала своего ребенка», — в сердцах заявила женщина.
До восьми лет мать на руках носила сына на улицу. Потом Артуру выписали костыли. Три года Ира отводила сына на занятия и просиживала все уроки под классом, лишь бы Артур находился в обществе сверстников.
- Врачи рекомендовали нам плавание, — вспоминает Ирина. — К сожалению, болезнь сына совпала с 1995-1996 годами, когда все детские учреждения закрывались. Не работали бассейны и в Макеевке. А ножка Артура к тому времени уже висела как плеть. Помог счастливый случай
Несмотря на то что и костыли Артуру достались не детские, и на больную ногу ступать было невозможно, но ребенок остается ребенком. Мальчишка приспособился на костылях играть в футбол и скакать по крышам гаражей. На гаражах 10-летнего Артура и заметил тренер по плаванию.
- Смотрю, пацаненок на костылях по крыше скачет, — рассказывает о первой встрече с Артуром тренер клуба пловцов-инвалидов «Восход» Анатолий Крот. — Снял его оттуда за шиворот и спрашиваю: «Плавать умеешь? Могу научить! Зови родителей». Я так частенько провожу «набор» в свою секцию.
Увидев рентгеновский снимок, доктор не смогла сдержать удивления и восхищения
Первые пять месяцев Артур учился плавать. В октябре тренировки пришлось прекратить, так как температура воды, нагревающейся от солнца, опустилась ниже 18 градусов тепла. Поэтому дважды в неделю вместе с другими детьми-инвалидами и, конечно, тренером Артур ездил на плавание в соседний город.
- Эти 30 минут поездки в автобусе с командой ребят и девчат — инвалидов, избавили сына от всех комплексов, — говорит мама.
- Анатолий Иванович всегда настраивал нас: если мы хотим жить рядом со здоровыми людьми, то должны приспосабливаться, — делится Артур Паненко. — Нет ноги, говорил тренер, действуй руками, нет одной руки — больше работай другой, в общем, если есть голова, то уже считай, что ты не инвалид.
И хотя Артур сначала боялся воды, уже через год плавал свободно и так накачал мышцы, что обе его ноги стали выглядеть одинаково.
- Так какая, говорите, у вас нога болит? — спросила врач, осматривая Паненко. — Я с такой динамикой в реабилитации еще не встречалась! — не сдержала восхищения доктор, после того как увидела сустав на рентгеновском снимке.
Впрочем, ходить без костылей Артуру разрешили только два года назад — восстановившаяся головка тазобедренного сустава долго не могла укрепиться. И нынешняя «модная» походка Артура — вразвалочку — не бравада. По-другому, даже в специальной обуви, он ходить не может: левая нога, пораженная болезнью, короче здоровой на два сантиметра.
Артур продолжает плавать и завоевывать призы на соревнованиях среди спортсменов своего класса по инвалидности. Он ныряет в бассейн, даже когда ему нездоровится.
- Почему-то перед соревнованиями у меня всегда появляются признаки простуды, — рассказывает парень, — Но я уже знаю, как с ней бороться: плыву, получаю кубок, и сопли с температурой тут же исчезают. За последние пять лет я ни разу серьезно не болел. В этом году у меня перекомиссия по инвалидности. Возможно, мне снимут инвалидность и дадут приписное свидетельство военкомата. Я уже маму «подготовил», что, если призовут служить, пойду.
Ира к идее сына об армейской службе относиться осторожно, но посильные нагрузки приветствует. Тем более что она сама активно участвует в спортивной жизни клуба «Восход». Вот уже несколько лет подряд в августе команда из более чем двадцати человек — инвалидов и здоровых пловцов из разных клубов — отправляется на берег Дона, в Ростовскую область (Россия), где разбивают палаточный лагерь. Кругом — глухой лес, до ближайшего хутора — 12 километров. Ребята живут на полном самообслуживании, тренируются и даже зарабатывают, помогая фермерам собирать урожай.
- Когда Артур впервые привез мне мешок картошки, сказав, что сам ее заработал, я гордилась, наверное, больше, чем сын, — рассказывает Ирина Паненко. — И в следующую поездку на Дон уже попросилась сама, а потом и муж стал ездить с нами.
Подавая пример сыну, Ирина прыгнула с «тарзанки» в реку
В палаточном городке родителям приходится учиться не только выживать вдали от цивилизации, но и быть примером для своих чад.
- Когда ребята прыгали с качели-»тарзанки» (веревки, подвешенной над обрывистым берегом реки), Артур сперва не решался к ним присоединиться, — вспоминает тренер Анатолий Крот. — Мама его пристыдила, а он предложил ей самой попробовать. Ирина дрожала от страха, ведь она не умеет плавать, но прыгнула с «тарзанки» в реку! После этого и Артур прыгнул.
- Общаясь в лагере с друзьями Артура, я воочию убедилась, сколько усилий прикладывают эти ребята, чтобы быть самостоятельными, — делится Ирина своими впечатлениями. — Однажды решила помочь пришить пуговицу соседу по палаточному городку, чемпиону Паралимпийских игр 2000 года в Сиднее Саше Мащенко. «Давай, я пришью, только завтра утром, когда будет светло», — предложила, увидев, как незрячий парень пытается вдеть нитку в уголку. «Мне все равно, утро или ночь, — отмахнулся 16-летний Саша. — А когда вас рядом не будет, кто мне пуговицу пришьет?»
«Новобранцы» лагеря на Дону делают для себя много подобных открытий. Например, незрячие ребята — отличные грибники: съедобные грибы от поганок они отличают по запаху. А как 15-летний «старожил», у которого нет руки по локоть, ловко управляется с веслом байдарки и держит руль велосипеда! Но один случай рассказывают с особенным удовольствием.
Местный рыбнадзор разрешил ребятам из Украины рыбачить для нужд лагерного котла. Но однажды юные рыбаки попались на глаза заезжему чиновнику из области.
- Вы что же это ловите в неположенном месте?! — возмутился инспектор наглыми «браконьерами», которые никак не отреагировали на его приближение.
- А вы кто? — спросил подросток, глядя «мимо» инспектора.
Поняв, что рыбачок в черных очках — незрячий, инспектор обратил свой гнев на другого «браконьера». Но тот жестами дал понять, что глух и нем. На помощь опешившему коллеге подоспел местный инспектор:
- Да это украинские хлопцы из Макеевки, из лагеря для инвалидов. Я им понемногу ловить разрешил, надо же им здоровье поправлять.
А вот лагерная банька славилась на всю округу, к макеевчанам просились попариться даже местные начальники. Нашлись и фермеры, которые пообещали на следующий год сдать лагерю в аренду корову.
- Вот только будет ли лагерь в следующем году, смогут ли тренироваться все желающие? — волнуются ребята, которые приезжают на занятия даже из других городов области. — Спасибо фирме «Поток», приютившей нас в своем бассейне. Все обещают поддержать, но помогают чаще всего клубам, которые находятся под крылом «официального» спорта или управлений здравоохранения и образования. При этом желательно отчитываться спортивными достижениями. А ведь некоторым инвалидам «медали», может, и не светят, но, клуб дает шанс почувствовать себя здоровыми.
Еще в 2001 году Анатолий Крот, выступая перед выпускниками единственного в мире университета в Вашингтоне, готовящего преподавателей для инвалидов, демонстрировал результаты тренировок: незрячие паралимпийцы Миша Баланчук и Саша Мащенко со связанными руками и ногами проплыли баттерфляем 50 метров! В клубе «Восход» научились плавать и вернулись к полноценной жизни многие дети-инвалиды. Разве это не достижение?
1515
Читайте нас у Facebook