ПОИСК
Спорт

Семикратный чемпион мира по шашкам исер куперман: «два человека в кожаных тужурках посадили меня в черный «воронок» и привезли к хрущеву. Оказалось, что никита сергеевич… Никак не мог решить шашечную задачу из газеты»

0:00 3 серпня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
Тридцать лет назад выдающийся украинский шашист в последний раз завоевал звание сильнейшего в мире

Из досье «ФАКТОВ»

Исер Иосифович Куперман родился 21 апреля 1922 года в местечке Хабно Киевской области. Семикратный чемпион мира по международным шашкам (1958, 1959, 1961, 1963, 1965, 1967 и 1975 годы), четырехкратный чемпион СССР по русским шашкам и пятикратный — по стоклеточным. Международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта СССР. Одним из первых Куперман сформулировал принципы стратегии и тактики шашек. Перу гроссмейстера принадлежит более 40 книг, переведенных на многие языки. С 1978 года живет в Соединенных Штатах.

Корреспондент «ФАКТОВ» давно мечтал побеседовать с выдающимся шашистом современности. Двенадцать лет назад наши с Исером Куперманом пути пересеклись во французских Каннах — на фестивале игр, проходившем в знаменитом Дворце фестивалей на набережной Круазетт. Глядя на азартную игру гроссмейстера, трудно было поверить, что ему вот-вот должен был исполниться 71 год. К сожалению, турнирные дела сложились таким образом, что нам тогда удалось перекинуться лишь несколькими словами да вспомнить общих знакомых.

Больше мы не встречались, а недавно мой друг, обосновавшийся в Бостоне, неожиданно сказал: «У меня часто бывает в гостях Куперман, знаешь такого?» Как тут было не позвонить в Америку? Трубку сняла женщина, как оказалась, третья жена шашиста. Даже не дослушав меня до конца, заголосила: «Изя, Изя, тебе из Киева звонят!»

РЕКЛАМА

«В Украине добро на мой отъезд в Штаты дал лично Щербицкий, а в Москве на меня завели дело»

- Рад, что меня еще помнят на родине,- слегка картавя, сказал Исер Куперман.  — В Украине я не был с 1978 года, да и в Европу уже давно не езжу. Последний раз — на фестивале игр в Каннах — от вас играл такой маленький мальчик. Как его фамилия, а то немного запамятовал?

- Руслан Пономарев.

РЕКЛАМА

- Хоть я не специалист в шахматах, сразу было видно, что парень невероятно талантлив. Не знаете, стал ли он чемпионом мира?

- Да.

РЕКЛАМА

- Я очень рад, передавайте ему привет.

- По-моему, Куперман в душе так и остался большим ребенком, — неожиданно отреагировал на привет от знаменитого шашиста Руслан.  — О нем в шахматном и шашечном мире до сих пор ходит немало легенд. Вот одна из таких историй. В 1972 году Куперман сыграл с тогдашним чемпионом рижанином Андрисом Андрейко (трагически погибшим три года спустя.  — Авт. ) матч на первенство мира, все двадцать партий которого завершились вничью. Небывалый случай в спортивной истории!

Не только специалисты, но и чиновники Спорткомитета заподозрили неладное. Вроде бы такой результат устраивал обоих участников: Андрейко сохранял чемпионское звание, а Куперман, который объективно был слабее соперника, получал право без отбора выступить в турнире претендентов. Злые языки утверждали: шашисты, мол, договорились заранее, но настолько не доверяли друг другу, что так и не решили, кому из них выигрывать первому. А вдруг соперник обманет, и не даст взять реванш?

- У вас ко мне еще есть вопросы? — спросил Исер Иосифович.

- Есть, и даже очень много.

- Тогда пришлите их мне по электронной почте.

- Никак не думал, что старые люди пользуются электронной почтой,- ответил я и сразу понял, что брякнул что-то не то.

- А я не старый, я еще очень молодой!

Пришлось выкручиваться на ходу: «Извините, я пытался найти в справочниках дату вашего рождения. Ведь из книг, изданных в советское время, ваше имя вымарали, а новые уже не издаются».

- Родился я как раз посередине между Лениным и Гитлером — 21 апреля. Может быть, поэтому у меня такая необычная судьба.

- Как вы оказались на чужбине?

- В октябре 1977 года я должен был играть матч-реванш с новым чемпионом мира 23-летним голландцем Хармом Вирсмой. Однако советские чиновники с подачи некоторых гроссмейстеров решили, что шансов на успех у 55-летнего Купермана нет. Тогда я стал подумывать об эмиграции. В Украине добро на мой отъезд дал лично Щербицкий, а в Москве на меня завели дело. Обвиняли даже в том, что я не спросил разрешения у наших властей на издание в Голландии книги «Куперман играет в шашки».

- Чем же это дело закончилось?

- Разрешение на выезд все-таки дали. Напоследок в Центральном шахматном клубе в Москве мы даже обнялись с моим главным гонителем. Он ведь делал это по долгу службы, а не от себя лично. Выпили, вспомнили старое, даже всплакнули.

- Отъезд прошел гладко?

- Моя мать и вторая супруга (первая жена скончалась от рака в 1967 году) остались в Киеве. Они оказались настоящими коммунистками, и никакие мои уговоры на них не подействовали. Со мной уехали обе дочери (старшая Элла умерла здесь, в Америке, три с половиной года назад), сестра Маша и брат Гриша. Гриша оказался весьма проворным и спрятал от таможенников фамильные драгоценности и золотой медальон с бриллиантами, который я получил в качестве приза на одном из турниров. Как брат это сделал, распространяться не буду. Пусть останется нашим семейным ноу-хау.

- А много платили за ваши шашечные успехи?

- Впервые став чемпионом мира в 1958 году, я получил 600 голландских гульденов — примерно 300 долларов. И сейчас в шашках гонорары очень скромные. Но я часто ездил за границу, много печатался. Так что по советским меркам был обеспеченным человеком.

С моей же квартирой вообще получилась интересная история. Уже будучи чемпионом мира, я продолжал жить в знаменитом доме Ь 13 на Андреевском спуске, прямо рядом с рабочим кабинетом Михаила Булгакова. Тогда это была обычная киевская коммуналка. И вот в конце 1959-го я должен был играть матч с претендентом — голландцем Ван Дейком. Несколько партий по регламенту игрались в Киеве, и Ван Дейк по своей наивности решил зайти ко мне в гости. У тогдашнего мэра Киева Давыдова эта невинная просьба вызвала настоящую панику!

Позже мне передали, что Давыдов орал на подчиненных: «Голландца в этот подольский бедлам ни под каким видом не пускать». В спешном порядке мне выделили отдельную трехкомнатную квартиру в новом доме на Никольско-Ботанической улице в центре Киева, где я и принял Ван Дейка.

«После ужина в амстердамском ресторане для котов и собак я понял, как важно в совершенстве владеть иностранными языками»

- Чем угощали гостя?

- Уж и не припомню. Зато когда я в первый раз был в Голландии, то привез в Киев большую головку тамошнего сыра. Слух об этом «сувенире» быстро распространился среди моих родственников и друзей. И все, кто приходил к нам домой, так прозрачно намекали: «Ну-ка, Изя, покажи, что ты привез из Голландии». Сыр быстро закончился. Жена, недолго думая, сходила в гастроном за углом и купила там головку сыра. Так что мы снова могли угощать гостей. А они ели и нахваливали: «Вот что значит настоящий голландский сыр! И почему у нас не умеют делать такого?»

- Знаю, в Голландии с вами произошел курьезный случай, тоже связанный с едой. Рассказывают, что, выиграв ближе к полуночи важную партию, вы пошли на поиски работающего ресторана и попали в круглосуточное заведение, обслуживающее… котов и собак. И не удосужившись как следует почитать меню, даже съели там рисовую кашу и стакан сметаны. А ваш портрет до сих пор висит в ресторане на самом видном месте…

- После того амстердамского ужина я понял, как важно в совершенстве владеть иностранными языками!

- Помимо мэра Киева, с кем из власть имущих вам приходилось встречаться?

- С самим Хрущевым. Было это в начале 50-х годов. Однажды рано утром в коммуналку на Андреевском постучались. Открываю. На пороге стоят два человека в кожаных тужурках: «Вы Куперман? Собирайтесь». У меня душа в пятки. Посадили в черный «воронок». Ну, думаю, Изя, допрыгался! Привезли к самому Никите Сергеевичу Хрущеву, тогда еще первому секретарю ЦК Компартии Украины. Оказалось, что Хрущев никак не мог решить шашечную задачу из газеты и распорядился вызвать «главного по шашкам». А я тогда был трехкратным чемпионом страны. Встреча длилась минут пять, не больше, поскольку задачу я быстро решил.

Чувствовалось, что Исер Иосифович слегка утомился.

- Если у вас еще остались вопросы,- заключил гроссмейстер,- я могу выслать свою книгу «Судьба чемпиона», вышедшую в Штатах. Вложите в конверт 20 долларов и напишите на нем свой домашний адрес…

1340

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів