«я покойников не боюсь. А как нужно делать искусственное дыхание, видел на картинке в школьном коридоре», -
Небольшая речушка Волчья, на протяжении почти 60 километров петляющая по Павлоградскому району, только с виду такая узенькая да кроткая. На самом деле свое название она вполне оправдывает. По весне даже дамба не спасает Павлоград от подтопления, а были годы, когда вода поднималась здесь на семь метров, оставляя на поверхности только крыши частного сектора. На окраине села Межирич, недалеко от слияния с Самарой, река течет меж обрывистых, поросших камышом берегов и лишь в одном месте выплескивает волну на пологий песчаный бережок. Его-то и облюбовали местные ребятишки. Бросив на круче велосипеды и кубарем скатившись к воде, они все дни напролет ныряют и плещутся на отмели. Отправляясь в тот день с друзьями на пляж, 15-летний Саша Луценко посадил впереди себя на раму велосипеда четырехлетнего братишку, пообещав маме глаз с него не спускать.
Вместо того чтобы плыть на подмогу, ребята стали грести к берегу
Деревянные мостки, или, как их здесь называют, гаточки, уходящие почти к середине речушки, любимое место развлечений детворы. Поскольку речка глубокая, прыгнуть с них на быстрину и подплыть потом чуть ниже к берегу считается особым шиком. Саша Луценко — мастер подобных трюков, но, пока младший братишка плескался у берега, старший был рядом. Вода в Волчьей из-за сильного течения довольно холодная, поэтому Димка вскоре зашмыгал носом и застучал зубами. И Сашка, выгнав его на бережок греться, с чистой совестью рванул с мостков в воду.
Никто даже не заметил, как маленький Димка, вскарабкавшись по склону, отправился вверх вдоль течения. Там, за поворотом, где берег нависал над бурным, пенистым омутом, он и стал спускаться к самому краю обрыва. Земля здесь глинистая, скользкая, а травы почти нет, но так хотелось посмотреть на речку сверху. Не успел мальчишка крикнуть, как полетел с обрыва в воду.
В этот жаркий день на речке собралось немало ребят. В большом селе Межирич две школы и почти тысяча ребятишек. Во всяком случае, к мосткам было не подступиться. Поэтому 14-летний Генка Песков, прихвативший на багажник велосипеда автомобильную камеру, спустил на воду импровизированный плотик. Ныряльщик он не ахти какой — только два года назад друзья научили его плавать, сбросив с моста в реку. Вот Гена и лежал на камере, подгребая против течения. На плывущего вниз лицом пацаненка он обратил внимание сразу. Во-первых, тот был далеко от берега, а во-вторых, плыл как-то странно. Тельце качалось на воде, и руки были неподвижно раскинуты.
Загребая руками, как веслами, Генка подплыл к мальчишке. Тот не подавал признаков жизни. Попытавшись затащить малыша на камеру, невысокий, щуплый подросток и сам свалился в воду. «Эй, — закричал он что есть силы, — здесь утопленник, на помощь!» Но вместо того, чтобы плыть на подмогу, ребятня стала грести к берегу. Поэтому Генка, схватив неподвижного мальчонку за волосы, одной рукой стал подгребать к мосткам, а, нащупав ногами дно, потащил утопленника двумя руками на берег.
В это время Саша метался по берегу в поисках братишки и, только убедившись, что того нигде нет, кубарем скатился с откоса. На песочке, закрыв глаза, лежал его Димка и не дышал. Перепуганные купальщики столпились наверху, с ужасом глядя на посиневшее тельце. Первым пришел в себя опять же Генка. «Скорее вызывайте врачей!» — крикнул он друзьям, а сам приложил ухо к груди ребенка: сердце не билось. Попытки нащупать пульс, как учили их на уроках ОБЖД (основы безопасной жизнедеятельности), тоже успехом не увенчались. Гена не знал, можно ли оживить человека спустя минут 15 после того, как тот утонул, но вывешенные в вестибюле его школы картинки «Первая помощь утопающим» и «Что надо делать при остановке сердца и дыхания» словно стояли перед глазами.
- Я покойников не боюсь, — объясняет Гена то, почему не испугался и не убежал. — А как нужно делать искусственное дыхание, видел на картинке в школьном коридоре. Вот и начал точно по инструкции давить на сердце и вдувать воздух в легкие. Саша тоже мне помогал — давил на животик, чтобы вытекала вода. Минут через двадцать на такой жаре у меня уже не осталось сил, но я знал, что не брошу и готов был хоть целый день его откачивать, лишь бы ожил
Состояние клинической смерти, в котором находился ребенок, не может продолжаться долго. Медики утверждают, что через пять минут после остановки дыхания наступает биологическая смерть, но если поддерживать кровообращение путем непрямого массажа сердца, то есть надежда и через двадцать минут вернуть человека к жизни. Однако это предел. Если не удалось, начинаются необратимые нарушения в центральной нервной системе и коре головного мозга. Дальше продолжать реанимацию не имеет смысла! Таких тонкостей Гена, к счастью, не знал. Он даже во времени ориентировался плохо, не успевая смахивать рукой заливающий глаза пот. Между тем с того момента, как малыша водоворотом вынесло на поверхность, прошло уже больше двадцати минут
Вдувая воздух в ротик малыша, Гена представлял, будто берет самую сложную ноту
Генкино бесстрашие перед покойниками объясняется просто: в этом году парнишка закончил музыкальную школу по классу трубы, а единственный в Павлоградском районе детский духовой оркестр иногда привлекают, чтобы проводить в последний путь именитых односельчан. «Я их столько насмотрелся, — обыденно говорит подросток, — что уже не боюсь». Повезло маленькому Димке и в том, что занятия на трубе развили у его спасителя мощный выдох и солидный объем легких. Гена признался, что, вдувая воздух в ротик малыша, представлял, будто берет самую сложную ноту. Наверное, и взрослый мужчина не сделал бы искусственное дыхание лучше. В какой-то момент прикоснувшись к посиневшим губам, Гена почувствовал, как Димка на искусственный вдох сделал собственный слабенький выдох, потом дрогнули его реснички, шевельнулись пальчики. Ребенок открыл глаза и заплакал, худенькое тельце начал бить озноб. И Гена, взяв малыша на руки, понес его на кручу, где столпились ребятишки. «Давайте одежду, — крикнул им, — его нужно согреть!» Дети начали стаскивать кто что мог. Лежащего на траве ребенка укрыли целой горой футболок, платьиц, шортиков, и он сразу уснул.
В это время к месту происшествия мчались на соседской машине бабушка и мама Димы Луценко.
- Когда ко мне во двор влетели на велосипедах двое хлопцев и закричали: «Ваш Димка утопился!» — я чуть сознание не потеряла, — вспоминает бабушка Вера Ивановна. — Бегу к соседу, у которого есть телефон, и плачу, стала «скорую» вызывать, а потом поняла, что врачи все равно не успеют — до районной больницы несколько десятков километров. В это время сосед Сережа Скориченко уже вывел из гаража машину, и мы помчались к реке.
Все еще спящего Димочку бабушка взяла на руки. Он был так перепачкан песком, словно целый день качался по пляжу. Но она не обращала на это внимания, прижимая самого младшего из пятерых внуков к груди. Только отъехали от реки, как увидели, что навстречу на велосипеде мчится перепуганная, плачущая мама. Сев рядом со свекровью, Светлана успокоилась лишь тогда, когда растормошила Димку и услышала его голос.
Генины родители узнали о происшествии на речке только вечером, когда отец вернулся с работы на шахте «Самарская». Да и некогда было Генке рассказывать — на его плечах целое хозяйство. И так задержался на пляже, хотя обещал маме накосить к обеду травы для бычка и телочки. Сестра Иришка, которая не отходит от него ни на шаг, тоже заждалась брата. Словом, похвалился только вечером. И мама, узнав, даже ахнула: «Это не Гриши ли Луценко младший сынишка? Мы же с ним в одном классе учились, а Димку я крестила три года назад. Это значит, ты моего названого сыночка спас! Видно, есть Бог на свете »
Семьи Луценко и Песковых живут на разных концах большого села, общаются редко. Неудивительно, что ребята не были знакомы. Зато сейчас для Димки 14-летний Гена — непререкаемый авторитет. Когда мы позвали мальчишек на речку, чтобы показали, где все это произошло, малыш согласился ехать лишь после того, как Гена взял его за руку и заверил: «Дима, ну ты же со мной! Не бойся».
«Буду пожарным или спасателем — мне нравится людей спасать»
- Мальчишка молодец, не растерялся, — комментирует происшествие начальник Павлоградского районного отдела МЧС подполковник Александр Миславский. — На пляже в тот момент были даже 18-летние парни, которые струсили и убежали, а Гена проявил настоящее мужество. Да еще и как грамотно, профессионально боролся за чужую жизнь. Это уже выросло новое поколение украинцев, воспитанное на современной программе школьного обучения. Такой предмет, как «Основы безопасной жизнедеятельности» читают им с первого по десятый класс. И это дает свои результаты.
Директор межиричской школы Ь 1 Лидия Титаренко показала нам красочно оформленный вестибюль, где и находятся те наглядные материалы, которые вспомнил Гена, спасая малыша. Каждый день ребята сотни раз пробегают мимо стенда «Это должен знать каждый». Выходит, уроки ОБЖД, которые проводит Виктория Момот, и наглядная агитация прочно врезаются в память.
- Я даже не удивилась, когда узнала о Генином поступке, — улыбается Лидия Ивановна, — он иначе и не мог поступить. Мальчик очень отзывчивый, добрый, мимо бездомного котенка не пройдет — пожалеет. А уж как с сестренкой возится — первая нянька на все село. И на велосипеде ее катает, и книжки читает. Теперь вот спасателем стали в селе называть.
В Павлоградской районной больнице, куда мама с бабушкой привезли Димочку, врачам оставалось только отмыть его от песка. Больше ни в какой медицинской помощи ребенок, почти 20 минут находившийся в состоянии клинической смерти, не нуждался.
- Ему даже противошоковую инъекцию делать не пришлось, — вспоминает мама. — Благодаря тому, что Диму сразу согрели и он уснул, это происшествие на нервной системе ребенка почти не отразилось. Только на речку теперь боится ходить.
Впрочем, сельская ребятня по-прежнему собирается с утра на берегу коварной Волчьей.
- Сколько раз поднимали на сельсовете вопрос о том, что пляж надо оборудовать, установить здесь дежурство спасателей, — рассказывает Лидия Титаренко, — но все денег на это не хватает. А ведь во времена колхоза в селе даже был крытый бассейн, где проходили уроки физкультуры и всех детишек учили плавать.
Теперь межиричские мальчишки и девчонки постигают эту науку на собственном, порой горьком, опыте. А для Гены происшествие на речке тоже оказалось в какой-то степени определяющим. Раньше он мечтал стать машинистом электровоза и работать или на железной дороге, или на шахте, как отец. Но после того, как сотрудник Управления МЧС в Днепропетровской области Александр Дмитерко подарил мальчишке фотоаппарат и крепко пожал руку, он окончательно определился с выбором профессии.
- Буду пожарным или спасателем — эта работа везде нужна, — совсем по-взрослому рассуждает Гена. — Мне нравится людей спасать
393Читайте нас у Facebook