Події

Ученые спорят: дежа-вю — это забытые сновидения или память предков?

0:00 11 серпня 2005

Французский медик Флоренс Арно первым начал изучать еще в 1900 году феномен deja vu, что в переводе с французского означает «уже увиденное». Позже Арно обратил внимание, что дежа-вю может приобретать самые разные формы — уже услышанного, уже испытанного, уже прочитанного.

Жизнь в новом теле

Известный швейцарский психолог Карл Юнг впервые испытал дежа-вю в 12 лет. Однажды он увидел картину XVIII века с изображением врача. Пряжки на ботинках Юнг сразу же «узнал». «В тот момент, когда я увидел их на картине, у меня возникло яркое ощущение, что я когда-то носил ботинки с такими же пряжками. Я буквально чувствовал их у себя на ногах!» — писал он. Карл Юнг до конца жизни верил в реинкарнацию человека и в то, что он в прошлой жизни был врачом.

Знаменитый австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд предполагал, что ощущение уже увиденного возникает у человека в результате того, что забытые сны внезапно всплывают из подсознания, когда сбываются в реальности. С тех пор существует сновидческая гипотеза происхождения дежа-вю.

Согласно генетической гипотезе, в мозг человека заложены генные архивы и все сведения о наших предках. Таким образом, отрывки памяти предков могут считываться.

Парапсихологическая гипотеза заключается в том, что наша душа не заканчивает жизнь смертью физического тела. Она продолжает жить и формироваться каждый раз в новом теле.

А сторонники еще одной версии доказывают, что явление дежа-вю построено по принципу голографии (с греческого — «пишу все»). Значит, все, что мы на протяжении жизни видим, слышим, ощущаем, записывается нашим мозгом, сжимается и архивируется. В похожей ситуации в памяти всплывает какая-то маленькая деталь, и нам кажется, что мы уже это видели.

Психиатрическая гипотеза объясняет появление этого эффекта психологическим расстройством памяти человека. По мнению сторонников этой гипотезы, у человека нарушаются некоторые формы памяти, а в престарелом возрасте развивается амнезия. Так, если дежа-вю — это принятие неизвестного за уже известное, то амнезия, наоборот, когда известное принимается за неизвестное.

Тина Тернер была подругой египетской царицы Хатшепсут?

Мадонна призналась журналистам, что когда она была в Пекине и осматривала императорский дворец, то на мгновение ощутила себя… слугой последнего маньчжурского императора. Она сразу узнала все уголки этого дворца. А актер Киану Ривз заверяет всех, что вспомнил себя… женщиной, которая танцевала в бангкокском храме. Певице Тине Тернер же пришло на какое-то мгновение озарение, что она когда-то жила в Египте и была подругой царицы Хатшепсут. А Сильвестру Сталлоне однажды вспомнилось, что он бывший дозорный кочевого племени. Во время гипноза эти воспоминания вновь всплыли в памяти голливудских знаменитостей.

14 сентября 2004 года газета «The New York Times» опубликовала статью об исследовании феномена дежа-вю американскими учеными. Эксперименты, в которых участвовали студенты Вашингтонского университета Сен-Луиса, показали, что иногда наша память удерживает образы на подсознательном уровне. Студентам показывали разные картинки по нескольку секунд, а через неделю попросили отобрать знакомые им пейзажи. Некоторые, увидев знакомые картинки, даже не сомневались, что они когда-то побывали в тех местах, хотя в реальности этого не было. Видимо, мозг фиксирует образы и моменты, происходящие в жизни человека, увиденные на телеэкране, прочитанные в книге… А потом, встречаясь с подобным явлением в реальности, человек уверен, что эта ситуация ему знакома.

Опросы исследователей показали, что ощущение «уже увиденного» испытывали две трети взрослого населения Земли. Этот феномен человеческого мозга давно интригует ученых, но до сих пор остается тайной.

Подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»