ПОИСК
Події

Вдова олимпийского чемпиона по тяжелой атлетике султана рахманова галина: «за три часа до смерти султанчика в нашем доме остановились все часы»

0:00 12 серпня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
Ровно 25 лет назад атлет из Днепропетровска на Играх-80 в Москве стал «золотым», а два года назад титулованного спортсмена не стало

«Давайте встретимся не на городской квартире, а здесь, в селе Днепровокаменка, — попросила меня Галина Федоровна Рахманова, когда я договаривалась с ней об интервью.  — Султан здесь очень любил бывать, здесь он и умер. Приедете в село, спросите — и каждый покажет наш дом».

Действительно, найти усадьбу Рахмановых оказалось проще простого: красивый белый дом, увитый виноградом двор и палисадник с вымахавшими в человеческий рост розовыми мальвами…

Из досье «ФАКТОВ»

Султан Рахманов родился 6 августа 1950 года, умер 5 мая 2003 года. В 1980 году на XXII Олимпийских играх в Москве завоевал золотую медаль в супертяжелой категории, побив два олимпийских рекорда. Двукратный чемпион мира (в 1979-м и 1980-м), чемпион Европы (1980-м). Трехкратный чемпион СССР, установил 14 национальных рекордов, в том числе два мировых и пять всесоюзных. Имя Рахманова занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самого сильного человека планеты.

РЕКЛАМА

«Два месяца после похорон я не могла слова вымолвить»

- Ваш звонок застал меня врасплох, — начала разговор Галина Федоровна.  — Всю ночь перед вашим приездом не спала, вспоминала… Начала записывать мысли в тетрадь и до пяти утра просидела. Даже любимый сериал «Кармелита» пропустила, представляете?

Это будет мое первое интервью со дня смерти Султана. Два года уже прошло… Вот здесь, в этом доме он и умер. Накануне говорит: «Что-то, Галюня, мне плохо. Дышать трудно. Может, в Днепропетровск вернуться?» — «Ну что ты там будешь один делать? — отвечаю.  — Давай доктора из Верхнеднепровска привезу, пусть посмотрит тебя». На том и порешили. Султан договорился с врачом из военного госпиталя. И я утром поехала в госпиталь, дома осталась наша дочь Таня. Последняя картина у меня перед глазами: я закрываю калитку, а Султан с нашими собачками на пороге играет. «Галюня, ты недолго?» — спрашивает меня.  — «Нет, я туда и обратно».

РЕКЛАМА

Проехала на машине километров 30 и вдруг такое ощущение возникло, будто меня стрела в грудь пронзила. От боли даже машину остановила и пять минут приходила в себя, не могла понять, что со мной. Потом кое-как добралась до этого госпиталя, а мне главврач с порога так бесцеремонно: «Звонила ваша дочь, умер муж!» Я не могла поверить. Потеряла сознание, упала навзничь… Доктора накололи меня успокоительными, домой вернулась в каком-то тумане… Человек должен выплескивать все эмоции, а я вроде «замерзла». Считаю, неправильно это. Потом еще два месяца после похорон не могла слова вымолвить…

Султанчик умер около десяти утра. Позже я заметила, что все часы в нашем доме — и наручные мужа, и настенные — остановились в семь — за три часа до его смерти.

РЕКЛАМА

- Дочь рассказывала о последних минутах отца?

- Таня вспоминала, что он попросил сделать чай, а сам поднялся на второй этаж. Прилег на матрасе на полу. Ему становилось все хуже и хуже… (Галина Федоровна, не в силах совладать с подступившими слезами, на несколько минут умолкла.  — Авт. ) Стал тяжело дышать, не хватало воздуха. Попросил сердечных капель. Таня дала лекарство и стала делать искусственное дыхание. Видит: отец «уходит». Взяла его за руку, а у Султанчика слеза по щеке скатилась… Дочь так закричала, что соседи услышали, хотя их дом неблизко стоит. Сосед перескочил через забор, открыл ворота и калитку…

… Когда я приехала в Днепровокаменку, природа изнывала от жары и ничто не предвещало дождя. Мы расположились за столиком под виноградом. И вдруг рассказ Галины Федоровны о последних минутах жизни Султана Рахманова неожиданно прервал летний ливень. Слезы вдовы смешались с крупными дождевыми каплями… К тому же так получилось, что я приехала в день рождения Султана Сабуровича — 6 августа ему бы исполнилось 55 лет.

«Из-за болезни муж мог спать по 20 часов в сутки, отключался на несколько секунд прямо за рулем»

- Мы с Султаном прожили вместе 36 лет, — продолжила рассказ Галина Федоровна, после того как мы перебрались в уютную кухню-столовую. Здесь повсюду фотографии Султана Рахманова. На стене висит портрет с траурной лентой. Еще на одной фотографии Султан Сабурович, улыбаясь, сидит за рулем автомобиля.

- Не тяжело ли было Султану Сабуровичу с его весом водить машину?

- Султан последние пять лет сильно болел. Весил под 200 килограммов. Размер одежды носил 70-й, обуви  — 48-й! Ему и автомобили под стать нужны были. «Линкольн» мужу подарил Анатолий Писаренко, еще был джип. А последним Султан купил «Сеат». Мне было страшно за мужа, когда он сам за руль садился. Из-за болезни ведь спал, бывало, по 20 часов в сутки, мог запросто отключиться на несколько секунд прямо за рулем. Но какая-то Господняя сила его постоянно оберегала — никогда не попадал в аварии.

- Как вы познакомились?

- Я сама родом из этого села — Днепровокаменки. Родители рано умерли, и меня воспитывала тетя. Мама Султана тоже родом из Днепровокаменки, а вот папа — из Узбекистана. Он у него военным был. Но познакомились мы с Султаном в совершенно другом месте. Я только-только отучилась на первом курсе строительного техникума. На этом, кстати, мое образование и закончилось. Всегда в шутку говорила, что закончила хороший семейно-строительный институт.

Отец Султана был категорически против того, чтобы сын женился на хохлушке, и узнал, что мы женаты, только через три года после свадьбы. Первой у нас родилась Танюша, за ней — сын Таир. Но какая семейная жизнь у спортсмена? Сборы, соревнования… Детей воспитывала практически одна. Может, и избаловала их, ни в чем не отказывала. Помню, как-то Султан приехал на несколько дней домой. Сидим, а я смотрю на огромную кучу игрушек, и вдруг так тоскливо стало. Говорю: «Представляешь, а ведь у меня никогда куклы не было». Султан молча встал и ушел. Через полчаса возвращается с куклой! «На,  — смеется, — играйся». Рассказал, что в чековом магазине купил. Продавцы спрашивают: «Вам для девочки или для мальчика?» — «Для жены!» Вот, смотрите, у меня до сих пор эта куколка хранится…

Султан начал заниматься спортом еще в 1967 году. Не так просто было себя заставить тренироваться каждый день. Чтобы подойти к пику физической формы, приходилось во многом себе отказывать, да и вес изо дня в день на штанге «наращивать». В день Султан на тренировках по 30-40 тонн поднимал. Представьте, по прогнозам врачей муж не должен был даже нормально ходить. Когда учился еще в 10 классе, буквально из-под колес машины спас своего младшего братишку. А сам получил сложные переломы бедра и стопы. Операция, долгая реабилитация… Терпеливым очень был. А у него ведь после 30 лет мышцы на ногах рвались, как старая ткань.

Тренер Султана жалел, называл сыном. Тренер — Бровко Эдуард Павлович — был евреем. Из-за его национальности возникали сложности с выездом за границу — не выпускали с Рахмановым на соревнования. Да и Султану то и дело намекали, что надо бы сменить наставника. Но муж ни в какую!

Султан и олимпийским чемпионом мог не стать. К Олимпиаде-80 шел долгих десять лет. Надеялся выступить еще на Играх-76 в Монреале, но спортивные чиновники тогда отдали предпочтение россиянину Алексееву. За неделю до поездки на Игры в Москву Султану заявили, что берут в сборную запасным, а не первым номером. Так тренер-еврей, он был очень пробивной, за считанные часы «достучался» до Щербицкого, а тот, в свою очередь, — до Брежнева. И лишь после этого Султана выставили первым номером.

К Олимпиаде в Москве муж был очень хорошо подготовлен. На сборы в Подольск взял своего личного повара, который неподалеку снял домик. Повар покупал продукты на рынке, готовил и три раза в день носил Султану на базу свеженькую еду. Тяжелоатлету ведь нужно было особое питание.

- А вас что обычно просил приготовить?

- Очень любил блинчики с разными начинками. Еще любил, чтобы все блюда были сильно зажаренными. Просил сделать буженину, чтобы корочка аж хрустела. Копченую колбасу себе такую твердую покупал, что я ее не могла даже прожевать. Зубы у него, несмотря на возраст, все до единого здоровыми были. Любил хорошее вино. Но больше всего любил сам делать коктейли: что-то там из спиртного все время смешивал. Иногда баловал меня узбекским овощным блюдом «девляме» — капусту, картошку, помидоры заливал сметаной, добавлял специи и полтора часа готовил на пару.

- Не могу отвести глаз от украшения на вашей шее. Наверняка подарок Султана Сабуровича?

- Эту цепочку, медальон с Божьей Матерью и священную водичку муж привез из Иерусалима. Мне предстояло перенести серьезную операцию, и я очень боялась, что умру. Хирург разрешил оставить на шее медальон, просто заклеили его лейкопластырем. Божья Матерь меня всегда охраняет. Только один раз я сняла украшение дома, когда красила волосы, и медальон… пропал. Обыскали весь дом — безрезультатно! Оказалось, его украла женщина, которая приходила к нам убирать. И тогда я сказала ей, что этот медальон никому не может принадлежать, кроме меня, принесет несчастье и горе тому, кто его взял без моего ведома. На следующий день Божья Матерь вернулась ко мне.

«Султан шутя говорил про себя: «По улице ходила большая крокодила»

- Знаете, что я заметила, когда искала ваш телефон? Все называли Рахманова не иначе как Султанчик!

- Добродушным он очень был, отзывчивым. И с чувством юмора. Шутя говорил про себя: «По улице ходила большая крокодила». Огромный был, его все узнавали. Мог посидеть с бабушками на скамейке возле подъезда, поговорить о жизни. Любил очень петь и знал много украинских песен. Незадолго до смерти купил себе караоке и пел дома. Очень любил «Вышел в степь широкую казак молодой»… Друзей у Султана было много, никому ни в чем не мог отказать. А после смерти мужа все куда-то делись… Вот я вам сейчас покажу его записную книжку.

Галина Федоровна приносит ежедневник. На первой страничке наклеено черно-белое фото молодой Рахмановой и аккуратным почерком подписано «Моя любимая жена Галюня». Дальше идет запись, датированная 7 января 2003 года,- последнее Рождество для Султана Сабуровича: «Был один в бане. Желаю себе в 2003 году здоровья и благополучия. Надеюсь только на себя. Побольше оптимизма и решительности. Поменьше нервозных общений и доверчивости. И тогда все будет «о'кей» до самого «гудбая».

- Смотрите, записаны все дни рождения, все памятные даты, — продолжает Галина Рахманова.  — Если ехал ко мне в село, обязательно отмечал: «Что купить Галюне». Я ведь никогда не трогала его вещей, не читала его записных книжек или писем, не лезла в его дела. А после смерти все время перечитываю этот ежедневник, не могу оторваться… Как бы заново проживаю нашу с Султаном жизнь.

Хотя не могу сказать, что она была безоблачной. После ухода из большого спорта Султан занялся бизнесом, основал Международную ассоциацию инвалидов и спортсменов-ветеранов. Естественно, эта работа отнимала очень много времени. В свои дела он меня не посвящал, не принято у восточных мужчин, чтобы жена совала нос в дела мужа. Считаю, что Султан добился в жизни многого — стал известным спортсменом, вырастил двух детей, построил дом и посадил сад…

К тому же был красивым мужчиной. Что скрывать, засматривались на него женщины. Он не был праведником, но одно могу сказать: со мной честен всегда был. И я старалась относиться к нему с пониманием. Только однажды встретилась с некой молодой особой и записала наш разговор на магнитофон. Сцен Султану не устраивала, просто уехала в село. В тот же вечер он примчался ко мне, долго говорили. А потом муж мыл мне ноги шампанским… Считаю, что любимому человеку все можно простить. В этой жизни все поправимо, кроме смерти. А вообще, я была для него и медсестрой, и психологом, и мамкой, и нянькой…

- Не жалеете?

- Ни одной минуты не жалела! Считаю, мне в жизни повезло.

8054

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів