Завтрак саддама хусейна состоял из верблюжьего молока и хлеба с медом
«Блюдо без соли и без масла — как это вкусно», — приговаривал Саддам
Минуло больше двух лет с начала вторжения американских войск в Ирак и свержения Саддама Хусейна. Бывший президент Ирака находится под арестом в ожидании суда. Виновным он себя не считает, а свое отстранение от власти называет незаконным. Кстати, так думают и многие иракцы. Это одна из причин, по которым новые власти никак не решатся начать процесс над Саддамом. Личность Хусейна по-прежнему вызывает большой интерес во всем мире. Недавно репортеру французской газеты «Le Tempes» удалось побеседовать с бывшим поваром Саддама. Господин П. (так повар просил его называть. — Ред. ) служил Хусейну 16 лет, до самого дня американского вторжения. За это время он хорошо изучил кулинарные пристрастия и повседневные привычки своего бывшего хозяина, он охотно говорит о них и сейчас.
«Кормить раиса (так называет Хусейна бывший повар. Слово «раис» буквально означает «главный». — Ред. ) было непростой задачей, — говорит господин П. — Большой гурман, он почему-то ненавидел многие западные блюда. Стейк, например, мы готовили «по-саддамовски», чтобы ему было приятнее его есть. Французский врач предписал раису диету, и президент предпочитал цыпленка. Еще он любил огурцы, томаты, суп и избегал сладостей. Питал слабость к знаменитому верблюжьему молоку, за которым посылал своих людей в маленькие бедуинские селения неподалеку от Тикрита, своей родины. Он пил это молоко за завтраком с хлебом и медом. И всегда говорил нам: «Блюдо без соли, без масла — как это вкусно!»
Иногда раис приказывал будить нас в 5-6 часов утра, чтобы мы ему зажарили рыбу, которую он выловит на восходе. На кухне у Саддама работали две команды, одну из них возглавлял я. Когда раис был в хорошем настроении, то приходил готовить вместе с нами, говорил, что это его успокаивает. Но за три месяца до начала американской операции он начал понемногу от нас отдаляться. Саддам больше никому не доверял. Мы его практически не видели».
«Повара, который пытался отравить Хусейна, тут же казнили»
Хусейн редко выезжал куда-либо без своих поваров — из опасения быть отравленным. «Вместе с ним я побывал во многих арабских странах, — рассказывает господин П. , — видел Египет, Йемен, Иорданию, Саудовскую Аравию. И Кувейт до войны. В багдадских дворцах за поварами строго следили. С каждого блюда бралась проба и отправлялась в лабораторию для анализа. Мы сами должны были пробовать приготовленное нами. В 1996 году один из моих друзей-поваров попытался отравить президента и тотчас же был казнен. Лично я никогда о таком не помышлял, это было слишком рискованно».
Вот уже два года бывший повар Хусейна живет в городе Эрбиль на севере Ирака. Он бежал сюда из Багдада в день падения столицы — 9 апреля 2003 года. В Эрбиле живут в основном курды, которые ненавидят Саддама. Поэтому повар предпочитает не распространяться о себе. Соседи знают лишь, что он христианин, что ему 40 лет и что он приехал с юга. Свое имя французскому репортеру повар отказался назвать, но в доказательство правдивости рассказа продемонстрировал металлический ящичек, в котором хранит вещи из прошлой жизни: подарки от Хусейна — галстук «Lanvin», английские мокасины фирмы «Barker», несколько медалей и выцветшие фото.
В Эрбиле господин П. открыл небольшой ресторан быстрого питания. Здесь подают пиццу, сэндвичи с курицей и майонезом. Дела идут хорошо. Посетителей хватает, особенно по вечерам. Однако повар Саддама признается, что подобное заведение не в его стиле. Все-таки он 16 лет готовил кушанья для одного человека. И какого!
«Когда я его вижу по телевидению в добром здравии, у меня поднимается настроение», — говорит господин П. Процесс над Саддамом, которого обвиняют в военных преступлениях, вот-вот начнется, но повар не считает, что его бывший хозяин виновен. «На выборах в январе этого года я отказался голосовать. Если бы Саддам мог быть кандидатом, я бы за него проголосовал с закрытыми глазами»,- с ностальгией произносит господин П. , убедившись в том, что его никто не слышит.
Он просто боготворит раиса. «Как президент он должен был быть жестоким. Иракское государство нуждается в сильном лидере», — говорит господин П.
Бывший повар президента Ирака признает, что ему повезло. Его лучший друг, бывший портной Саддама, прежде чем выбраться на север, побывал в американских застенках. Теперь помогает П. вести дела в ресторане. Не проходит и дня, чтобы мужчины не вспомнили о прошлом. «Это потому, что я люблю Саддама, — оправдывается господин П. — Но еще и потому, что он был моим единственным нанимателем. Это вопрос преданности. Не в традиции иракцев предавать своих хозяев».
Подготовила
Наталия ТЕРЕХ, «ФАКТЫ»
386Читайте нас у Facebook