ПОИСК

«я мгновенно оглохла от одной капельницы стрептомицина. С тех пор уже 35 лет произношу слова по памяти»

0:00 4 березня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
Несмотря на то что женщина не слышит ни звука, специалисты могут помочь ей, вживив «искусственное ухо»

«Ваше удостоверение», — строгим тоном попросила Диана. Пока она читала мое имя, ее мама Вера Савельевна объясняла, что для дочки это обратная связь.

- Диана не слышит, поэтому мы ее учили быть осторожной, особенно с незнакомыми людьми, — рассказывает женщина.  — Иногда она читает по губам, а в основном я «пишу» слова пальцем на ладони. Но рассказчица Диана хорошая. Правда, произносит слова по памяти, ведь уже тридцать пять лет не слышит ни свою, ни чужую речь.

- Я помню, как в больнице после удаления аппендицита мне поставили капельницу. Попросила маму прочитать мне любимый стих, но вместо знакомых слов услышала какое-то бормотание, — говорит Диана.  — Я оглохла мгновенно от одной капельницы стрептомицина. Потом прочла в научном журнале, что некоторые антибиотики, в том числе стрептомицин, накапливаются в ушной лимфе, из-за чего могут наступать необратимые повреждения органа слуха. Это и произошло со мной.

Диана потеряла слух в семь лет, и это полностью изменило ее жизнь: она выпала из мира слышащих и не захотела примкнуть к глухим.

РЕКЛАМА

- Все эти годы мы следили за новинками в медицине, надеялись, что дочке можно будет вернуть слух, — продолжает Вера Савельевна.  — И вот дождались! Прочитали в «ФАКТАХ» статью о том, что в Киевском институте отоларингологии глухим вживляют процессор, который воспринимает и преобразует звуки. Мы обратились в институт, Диана прошла обследования. Оказалось, что ей можно создать искусственный слух, но на это нужны большие деньги.

- У Дианы из-за токсического действия стрептомицина погибли клетки внутреннего уха, которые превращают звуки в электрические импульсы, передающиеся в мозг, — рассказывает заведующий отделом тимпанопластики Института отоларингологии имени А. И. Коломийченко профессор Юрий Сушко.  — В мире больным с такой патологией вживляют во внутреннее ухо электронное устройство (кохлеарный имплантат), который выполняет работу погибших клеток. К счастью, у Дианы сохранился слуховой нерв, ей можно сделать имплантацию, и женщина снова будет слышать. Но, к сожалению, наши специалисты делают такие операции очень редко: ведь больной должен сам найти средства на имплантат — 23 тысячи евро. Аппарат производится за границей, государство не оплачивает его.

РЕКЛАМА

«Глухой — не значит немой»

- Когда прошлой весной Диана прочла в «ФАКТАХ», что наши врачи сделали первые успешные операции глухим детям, плакала над газетной статьей: «Мама, папа, может, и мне можно слух вернуть?» — вспоминает Вера Савельевна.  — С тех пор дома все время говорим об операции. Диана уверена: если будет слышать, то выйдет замуж. Парни, в которых она влюблялась, отвергали ее из-за этого недостатка. Диана не может смириться с этим, часто спрашивает: «Мама, разве я хуже других?» Это наша с отцом ошибка — мы воспитывали Диану как слышащую. С глухими людьми у дочки тоже барьер в общении. До 7 лет у человека складывается представление о мире и о себе, у дочки оно такое же, как у слышащих. Диана даже написала плакат: «Глухой — не значит немой». Такой у нее девиз. И он помог ей достичь многого, о чем она мечтала.

02 Olga copy.jpg (19906 bytes)Дочка хотела стать детским врачом, изо всех сил старалась хорошо учиться в обычной школе, но, когда поняла, что эта профессия не для нее, повесила над кроватью плакат с лозунгом: «Биология — путь в медицину». Диана успешно закончила биологический факультет Киевского университета, курсы медсестер и сейчас работает врачом-лаборантом высшей категории.

РЕКЛАМА

После того как с дочкой случилась беда, мы водили ее к разным специалистам в надежде вернуть слух. Первое время он у нее колебался. Диана говорила: «Мама, сегодня я слышу столько» — и показывала мне расстояние указательными пальчиками — больше или меньше. Я произносила слова громко и четко, иногда Диана угадывала их по обрывкам звуков, какие-то читала по губам. Поэтому мы с мужем решили воспитывать дочку так, чтобы болезнь как можно меньше влияла на ее образ жизни. Считали: наука и медицина развиваются, значит, когда-то будут излечивать глухоту. Мы не устроили Диану в специализированный интернат. Обошли все общеобразовательные школы в районе, пока один учитель не согласился взять дочку в свой класс. К счастью, Диана была подготовлена к школе еще до того, как потеряла слух, — научилась читать, считать. В школе учитель писал на доске вопросы, и она рассказывала урок. Чтобы не разучиться говорить, Диана часами читала вслух. Но речь у нее постепенно смазалась. Даже занимаясь с сурдопедагогом, она говорила не так четко, как прежде, — не слыша себя, Диана не могла контролировать речь. Поначалу дети дочку не обижали, в чем огромная заслуга ее учителя. Но после третьего класса ей доставалось от мальчишек. Причем дразнили не одноклассники, а ребята из старших классов, на переменах прохода не давали. Одноклассница Дианы написала об этом письмо в «Комсомольскую правду». Затем в газете появилась статья о глухой способной девочке, с которой жестоко обращаются дети в обычной школе. Мы попытались после этого отдать дочку в специализированную школу, но там все общались с помощью жестов, а Диана этих знаков не понимала.

- Я осознанно отказалась учить язык жестов, ведь не была немой, — продолжает Диана.  — Мне жаль глухих ребят, с которыми я занималась: у многих из них были остатки слуха, они могли научиться говорить, но их лишили такой возможности. В этой школе была очень слабая программа — за двенадцать лет дети проходили тот материал, который в обычной школе изучают за восемь. Окончив ее, я бы ни за что не поступила в университет.

Преподавателей попросили: когда девушка будет отвечать, не нужно ее перебивать. Дочка успешно сдала вступительные экзамены и стала студенткой. Здесь, в институте, Диану постигло первое разочарование в любви. Вместе с группой она часто ходила в походы, ездила в туры по Советскому Союзу, там и подружилась с однокурсником. Когда парень понял, что Диана влюблена в него, перестал с ней общаться.

Вера Савельевна «перевела» Диане, о чем мы говорим, и та вздохнула.

- Наверное, я привязалась к нему, потому что он аккуратно вел конспекты, мне приятно было их переписывать, — говорит Диана.

На свидания Диана приходила… с блокнотом и ручкой

Лет 15 назад Диана прочитала в «Комсомольской правде» о слепоглухонемой девушке, которая вышла замуж за здорового парня, у них было двое деток. Диана долго хранила эту статью — она давала ей надежду. Девушка научилась шить и вязать, хорошо готовит, но ей так и не встретился тот, кто оценил бы эти старания.

- Когда дочка закончила учебу, мы с отцом с ее согласия дали в газете объявление в рубрике брачных знакомств. Написали возраст, рост, какой у нее характер, а также о том, что у дочки снижен слух. Молодые люди звонили нам домой, я договаривалась о встрече, шла на свидание вместе с дочкой, знакомила их, а сама отходила в сторону. Диана давала ребятам блокнот и ручку, просила писать вопросы-ответы. Но это пугало мужчин. Все были очень тактичными, но в их глазах читались разочарование и сожаление. После нескольких неудачных попыток дочка ушла с головой в работу, найти которую помогла соседка, работавшая врачом. Когда она переехала в наш дом, то пришла знакомиться. Сказала: «Давайте жить дружно и помогать друг другу, кто чем может». Мы рассказали, что Диана ищет работу, и эта женщина привела ее в лабораторию известной закрытой больницы для руководства страны. Заведующая Екатерина Булах научила дочку всем тонкостям дела. Сейчас Диана работает в клинической лаборатории Института онкологии.

- Здесь Диана стала врачом высшей категории, и это полностью ее заслуга, — говорит заведующая клинической диагностической лабораторией Института онкологии АМН Украины Валентина Жукова.  — У нее ответственная работа: она проводит исследования, по результатам которых у пациентов определяют онкологические заболевания. Диана очень грамотная и начитанная, не будь у нее таких проблем со слухом, думаю, она могла бы добиться большего в жизни. Я вижу в ней свою преемницу. Если Диане удастся вернуть слух, то и вопросов не возникнет, кто будет заведовать лабораторией после моего ухода на пенсию. Наш коллектив обращался в Минздрав с просьбой приобрести для Дианы имплантат, но нам ответили, что денег нет. Если бы Диана жила в развитой стране, то специалист такого уровня, как она, мог бы позволить себе купить этот аппарат. У нас же, к сожалению, не ценят свои кадры.

- Я слушаю новости и расстраиваюсь: в столице собираются тратить миллионы гривен на новый парк, памятник, а когда мы обратились в Киевскую горадминистрацию с просьбой помочь с операцией, нам сказали, что денег нет, — говорит мама Дианы.  — Дочка пострадала из-за медицины, но теперь ей отказываются помочь.

- Среди постсоветских стран наибольшее число кохлеарных имплантаций сделали в Хорватии — там нашли способ собирать деньги на покупку имплантатов, — продолжает Юрий Сушко.  — Объявили в средствах массовой информации, что, сделав звонок по платному номеру телефона, человек автоматически переведет небольшую сумму на благотворительный счет. Эта акция имела успех. В Украине недавно государство выделило средства на закупку партии имплантатов, но только для глухих детей. Взрослые пациенты должны сами покупать процессор.

В начале 70-х годов родители Дианы написали письмо председателю Совмина Николаю Косыгину, он выслал ей слуховой аппарат. Два года назад мэр Киева Александр Омельченко выделил Диане современный цифровой аппарат. Но и с ним она не разбирает речь, слышит только шум, сигналы транспорта, звонок в дверь.

- После имплантации Диана будет слышать, практически как здоровые люди, — рассказывает Юрий Сушко.  — Через несколько недель прооперированной женщине подключат процессор. Хотя у Дианы сохранилась речь, центр ее анализа в мозге от многолетнего бездействия забыл свои функции. Поэтому женщине нужно будет заниматься с сурдопедагогом, заново учиться распознавать звуки.

Несмотря на то что существует перечень антибиотиков, которые пагубно влияют на слух, медики применяют их и сегодня. Поэтому каждому нелишне знать названия препаратов, применение которых может вызвать глухоту. Это антибиотики аминогликозидного ряда: мономицин, неомицин, гентомицин, стрептомицин, амикацин. Причиной глухоты могут стать противоопухолевые препараты  — цитостатики. Глухота может наступить также из-за черепно-мозговой травмы, вирусной инфекции.

615

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів