ПОИСК
Політика

Николай томенко: «у меня до сих пор сохраняется оппозиционный подход к власти»

0:00 23 березня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
Вице-премьер признался, что раз в неделю ездит в метро, дорогих вещей не покупает, а импортные часы ему подарили еще в бытность народным депутатом В ходе традиционной прямой линии в «ФАКТАХ» редакционный телефон не умолкал ни на минуту. За час общения с читателями вице-премьер по гуманитарным вопросам Николай Томенко ответил почти на 30 вопросов, касающихся разнообразных проблем, — от проведения песенного конкурса «Евровидение» и цен на топливо в Винницкой области до признаний в любви. Впрочем, энергичного, обладающего хорошим чувством юмора и реакцией вице-премьера застать врасплох неожиданными вопросами было проблематично. Как выяснилось, Николай Томенко отлично разбирается не только в гуманитарной политике, но и в таких далеких от непосредственной сферы его деятельности вопросах, как любовь.

«На ремонте Дворца спортане надо экономить»

 

- Николай Владимирович, это Винница вас беспокоит. Вадим Ильич. Что там с Дворцом спорта для «Евровидения»?

- Пока не сошлись в цене за аренду зала для этого мероприятия. Мы настаиваем, чтобы расценки во время конкурса были реальными. Ну почему за аренду зала для «Евровидения» надо платить больше, нежели для какого-то другого концерта?

РЕКЛАМА

- Но директор Дворца чем-то аргументировал предложенные цены?

- Да ничем не аргументировал.

РЕКЛАМА

- Не скажется ли весь этот сыр-бор на качестве конкурса?

- Нет, мы же «зацепились» только с арендой. А с ремонтом проблем нет. Я на днях проводил заседание оргкомитета и сказал, что на ремонте не надо экономить. Это не тот случай.

РЕКЛАМА

- Успеем сделать что-то к началу?

- Успеем. И хотя нам удалось сохранить 14 миллионов гривен из бюджета, которые планировалось заплатить за аренду Дворца спорта, я предполагаю, что это не последний скандал в истории освоения государственных денег.

 

- Николай Владимирович? Поздравляем вас с победой. Это звонят из Мелитополя. Демьяненко Клара. Мы — семейный детский дом. Вы помогите как-то детям-сиротам… Под опекой дети получают 85 гривен! Как можно прожить?..

- Мы рассматриваем этот вопрос. Недавно поднимали его на совещании у Президента. Если парламент примет бюджет, то у нас получится увеличить выплаты на детей-сирот в три- пять раз. Ежемесячно. Если раньше на детей до 6 лет выделялось 90 гривен, то с 1 октября планируется увеличить эту сумму до 376 гривен, а детям с 6 до 18 лет — до 468 гривен. Так что, как только парламент проголосует, Президент подпишет, вам будет легче. Наверное, эти выплаты начнутся с первого апреля.

 

- Добрый день, Николай Владимирович. Тамара Григорьевна из Полтавы. Я — дочь участника боевых действий, инвалида Отечественной войны II степени. Он уже ни на парад идти, ни танцевать не может, его ноги еле держат. Хотел бы разве что по телевизору посмотреть трансляцию. А у меня вот какой вопрос: для таких стариков, как он, будет ко Дню Победы хоть какая-то помощь?

- Вы, наверное, слышали дискуссию в Верховной Раде, во время которой я отстаивал позицию (и это позиция всей власти), что надо решить реальные проблемы ветеранов войны. Что мы планируем? Кроме одноразовых выплат, обязали органы местной власти еще раз позаботиться обо всех участниках боевых действий и посмотреть, что с точки зрения медицинской помощи, бесплатной, можно для них сделать. Так что помощь медицинская точно будет оказана.

В бюджете, который мы рассматриваем, для участников боевых действий закладывается увеличение размера пенсии не менее чем до 397 гривен.

 

- Николай Владимирович? Из Днепродзержинска пенсионер, ветеран труда Катана Владимир Андреевич. После выборов мы впервые в жизни ощутили себя непосредственными участниками управления государством. Так зачем нам создавать условия отдельным горе-политикам — Симоненко, Корчинскому и им подобным — и позволять им обливать грязью новое правительство и лично Ющенко?

- Я понял. Позиция такова: мы прошли нелегкую жизнь оппозиционеров, и я думаю, что мы должны действовать не так, как предыдущая власть работала с нами… Я не вижу ничего страшного в том, что в средствах массовой информации люди, о которых вы говорили, выступают и критикуют наши действия, собирают митинги. Мы считаем: все, что в пределах закона, они могут делать.

 

- Добрый день. Я Елена Мартынюк, журналист из Одессы. Николай Владимирович, у нас в Одессе есть уникальный гитарист Анатолий Шевченко, который признан на международном уровне. Пять раз филармония представляла его на заслуженного деятеля искусств, но безрезультатно.

- Министерство культуры не поддерживает?

- Вы знаете, у меня ощущение, что документы даже не выходят из Одессы.

- Хорошо, я попробую разобраться с этим вопросом в Министерстве культуры.

- В связи с этим вопрос: как вы относитесь к званиям? Сейчас говорят, что «народный», «заслуженный», наверное, стоит отменить.

- Мне кажется, по этому поводу надо провести дискуссию в обществе. А вообще, сейчас награды раздаются такими темпами… Например, когда я увидел, что секретаря-референта одной уважаемой газеты наградили государственным орденом, то подумал: надо остановиться и просить Президента какое-то время вообще никого не награждать, чтобы мы разобрались с принципами и процедурой присуждения наград и званий. Я критиковал предыдущую власть, но теперь мы пошли точно по такой же дороге. Такое количество наград!..

Однако приостановить — вовсе не означает отменять все предыдущие звания. Просто обществу необходимо задуматься над возникшей проблемой, решить ее и идти дальше.

 

- Томенко? Я инвалид I группы Николай Григорьевич, киевлянин. С 1981 года стою на квартучете, сколько еще ждать? Обращался к вашему однопартийцу Терехину четыре раза. К Омельченко шесть раз обращался. Сказал, что разберется. Разбирается до сих пор. Я и к Кучме обращался, и к Януковичу…

- А вы в каком районе живете и под каким номером в очереди стоите?

- В Московском районе, как инвалид

I группы я стою вторым.

- Николай Григорьевич, я попрошу Александра Александровича Омельченко все же разобраться в вашем вопросе.

 

- Добрый день. Александр Михайлович из Донецка, журналист. Обсуждается вопрос о разгосударствлении прессы. Есть ли у Кабмина конкретный план на этот счет? И второе: не планирует ли правительство запретить государственным и коммунальным структурам выступать учредителями, соучредителями СМИ? Ведь на эти счета уходят потом бюджетные деньги.

- У нас есть план. Вы знаете меня как последовательного противника траты государственных денег на средства массовой информации. Но кроме меня есть еще много людей у власти, которые считают немного по-другому, поэтому мы пытаемся найти тут более эволюционную форму — не такую, как я понял, у нас с вами: мы более революционно настроены.

Какова будет логика действия властей на этот счет в ближайшие два года? Сейчас мы готовим постановление, чтобы сначала помочь государственным СМИ жить самостоятельно, то есть оставить им помещения, в которых они находятся, оставить технические возможности, и в этом году, я думаю, мы не остановим финансирование из государственного бюджета.

- А по поводу того, что министерства и ведомства являются учредителями СМИ?

- Решение однозначное — в бюджете не будет предусматриваться финансирование на все эти ведомственные журналы, листки и так далее.

 

- Добрый день, редакция «ФАКТОВ»? Это Александр из Киева. Хочу задать вам вопрос. Говоря о том, что в Украине должны выступать украинские артисты, а не Табачник и Кобзон, что вы хотели сказать?

- Я хотел сказать, что в Украине власть должна заботиться обо всех исполнителях, которые работают для наших граждан, а не только для конкретных политиков. Вот все исполнители или все писатели, или все люди искусства, которые свой талант отдают собственному народу, — этих людей власть будет поддерживать. Вот это я хотел сказать. Независимо от того, в какую партию они входят и какой они национальности.

- Ясно. Мне казалось, что не власть должна выбирать, кого поддерживать, а народ. Если концерты Табачника и Кобзона собирают полные залы, и не только в Украине, но и в Австралии, США, Франции, то вряд ли этот народ интересует, что думает власть…

- Согласен — зрители определяют популярность исполнителей. Именно поэтому у нынешней власти не будет фаворитов.

«Свою любовь встретилв колхозе на сборе яблок»

- Николай Владимирович, почему известного политолога, автора таких книг, как «Абетка укращнськощ полчтики», «цсторчя укращнськощ Конституцчщ»… вдруг заинтересовала столь далекая от политологии тема, как «Теорчя укращнського кохання»?..

- Я же начинал все-таки как историк. Один раз даже воспользовался своим статусом участника боевых действий в Афганистане. «Выбил» пропуск в спецфонд библиотеки (кто помнит особенности жизни 80-х годов — в спецфонд давали пропуск аспирантам).

- Тем более что вы были еще и в комитете комсомола университета…

- Нет, тогда еще не был. Когда пришел после Афгана (туда попал после первого курса), еще не был. Возглавлял научное студенческое общество исторического факультета. Попав в спецфонд, понял: то, что я слушаю в университете, — при всем моем уважении к профессорам! — не имеет никакого отношения к настоящей истории. Стал читать переписку, дневники. И понял, что настоящая украинская история — в них. Там же я увидел такие красивые интимные вещи… Интимные — в хорошем понимании. Авторы размышляют о своей личной жизни, о любви… Шевченко, например, пишет жене Максимовича, что если бы ему найти такую симпатичную женщину, как она, то обязательно женился бы. Женился — и возвратился бы в Украину.

Все эти находки я потихоньку собирал, откладывал… Все было научным, никакой практики, только теоретические вещи…

- «Никакой практики»? Вы нас пугаете!

- (Смеется.  — Ред. ) Точку, наверное, поставил Винниченко. У него оказалась масса вещей, в которых он старается разграничить «любов» и «кохання». Потом его дневники… В Канаде издан двухтомник его дневников. Оказывается, он специальную книгу хотел написать на тему «Еротичне» или «Секс в життч людини». Так вот, его размышления на тему, что «любов» и «кохання» — это разные вещи, и подтолкнули меня к написанию книги.

Ну, о сексе я меньше хотел размышлять, больше — об эротической составляющей. Хотел показать, почему в украинском языке есть «кохання» и «любов», что думали об этом наши украинские классики. Более того, серьезная критика в адрес моей книги прозвучала по поводу того, что там больше любви к Украине, чем к женщине. И я сейчас готовлю второе издание.

- То есть у наших классиков нет такого словосочетания, как «займатися коханням»?

- У классиков точно нет! И я считаю, что это выражение некорректно, потому что, по моей версии, «кохання» — романтичное, глубокое чувство, а не рациональное мышление, где эротическая составляющая стопроцентно не может доминировать. И я считаю, что в переводах фильмов можно сказать «займатися сексом», но «займатися коханням» — нет.

- А в другой книге будет больше о любви к женщине?..

- Думаю, да.

- Как вы встретили свою любовь?

- Весьма банально. В Николаевской области — в колхозе на сборе яблок. Я смотрел на деревья, там были яблоки на ветке, и она срывала яблоки… Я засмотрелся на нее и на яблоко, которое она сорвала… И влюбился.

- Кто вашим имиджем занимается?..

- Специального человека нет. Разве что жена советует иногда. То есть я человек, который тратит очень мало времени на это. Раньше, когда я был среднестатистическим ученым, было немного по-другому. У меня есть приятельница — директор магазина мужской одежды, мы раз в месяц с ней встречались, и она мне помогала выбирать одежду в этом магазине. Теперь, когда у меня меньше времени, все более ситуативно…

- Все настолько изменилось?

- Многое, но традицию хотя бы раз в неделю, как правило, в воскресенье, проехать в метро я сохранил.

- На метро в бутики?..

- Да, тем более что в воскресенье скидки. Поэтому я езжу в «Глобус» или в «Метроград», или еще куда-то и там все покупаю. Если покупка сложная — едем вместе с женой.

- А какие сложности возникают?

- Ну, во-первых, я самый богатый член правительства. По крайней мере пока что из всех, кто опубликовал декларации. Во всяком случае, 231 тысячу гривен получил личного дохода в прошлом году. На втором месте — Пинзенык — он заработал около ста с чем-то тысяч. Остальные члены правительства пока серьезно в этом отстают.

Но, честно говоря, я не привык дорогие вещи носить…

- И моду на дорогие швейцарские часы не поддерживаете?..

- До недавнего времени носил часы с благодарностью от Ющенко, изготовленные на Киевской ювелирной фабрике. Сейчас на руке не отечественные часы. Но это подарок — презентовали, когда я был народным депутатом. Теперь мы в правительстве подарки только до ста гривен принимаем, а на депутатов не распространялись ограничения.

- Николай Владимирович, скажите, не часто ли из уст гуманитарного вице-премьера звучат слова: я передал в прокуратуру документы по «Динамо», по «Криворожстали», по Мельниченко?..

- Нет, по «Криворожстали» я не передавал…

- Хорошо, отпадает… По Дворцу спорта. И все в Генпрокуратуру. Вы курируете прокуратуру?

- Я и в КРУ еще передаю. Знаете, недавно пришел к выводу, что у меня до сих пор сохраняется оппозиционный подход к власти. Скорее всего, он будет доминировать еще какое-то время. Месяца два. К концу этого срока, думаю, определю такие правила, когда властные функции будут доминировать над оппозиционными. Просто так сложилось, что практически всю жизнь я был в оппозиции, и логика взаимоотношений со мной — это обращение с просьбой решить какое-то дело… Либо резонансное, либо за которое никто не берется. Надеюсь, что в ближайшее время мне все меньше и меньше придется заниматься раскрытием резонансных дел.

Материал подготовили

Ирина КОЦИНА, Александр ГАЛУХ,

Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»

 


402

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів