На похоронах юрия гагарина была лишь мать. Отец принципиально отказался проводить сына в последний путь, говоря:»никуда я не поеду, потому что не знаю, чьи кости будут хоронить — юры или серегина »
Виталий Линдеман, житель города Хуст Закарпатской области, с 1968 по 1978 год работал в Гжатске Смоленской области — на родине Юрия Гагарина. Как главный инженер крупнейшего в городе предприятия он участвовал в организации встреч с космонавтами, принимал делегации из Звездного городка. Хорошо знал и часто бывал в доме родителей Юрия Алексеевича. Виталий Сергеевич поделился с читателями «ФАКТОВ» своими воспоминаниями о семье, в которой рос и воспитывался будущий космонавт.
Собрав урожай из своего сада, Алексей Гагарин садился перед домом и продавал яблоки
- В 1968 году Гжатск был небольшим провинциальным городком с населением около 20 тысяч человек, — рассказывает Виталий Линдеман. — Он расположен всего в 180 километрах от Москвы, однако в туристические карты не попал. Приезжим здесь было нечего показать, настолько невзрачным, если не сказать бедным, был город. Завод «Динамик», на котором мне пришлось проработать десять лет, построили при непосредственном содействии Юрия Гагарина (ведь он был и депутатом Верховного Совета СССР от Смоленской области). И если возникали какие-либо производственные проблемы, руководство обращалось к Юрию Алексеевичу — он всегда помогал.
Встретиться с Юрием Гагариным мне, к сожалению, не довелось, он погиб в конце марта 1968 года. Однако я очень хорошо знал его родных. Даже после переезда на Закарпатье ездил по приглашению в гости к маме космонавта Анне Тимофеевне. А с его старшей сестрой Зоей мы до сих пор регулярно переписываемся.
- Какими вы запомнили родных Юрия Гагарина?
- Очень простые, скромные люди. В семье воспитывалось четверо детей. Старший брат Юрия Валентин работал на одном из рязанских заводов поставщиком, но очень часто приезжал в Гжатск. Младший, Борис, был у нас шлифовальщиком в инструментальном цехе, а Зоя работала медсестрой в местной поликлинике.
Когда я начал работать в Гжатске, Юрины родители были уже на пенсии. Впрочем, Анна Тимофеевна и раньше официально не работала, она воспитывала детей и хлопотала по хозяйству. Очень искренней и отзывчивой была женщиной. К нам на завод, да и в город, часто приезжали различные делегации, и все они, естественно, хотели посмотреть на родных первого космонавта Земли. Анна Тимофеевна никогда не отказывалась принять и пообщаться с людьми.
Отец, Алексей Иванович, до пенсии был плотником, а поскольку работы в Гжатске не хватало, часто ездил на заработки в соседние районы. По натуре он был более замкнутым и прямолинейным, чем супруга. После 12 апреля 1961 года Алексей Иванович долго не хотел верить, что в космосе побывал именно его сын, ведь по радио космонавта назвали майором, хотя до полета он был старшим лейтенантом. А когда горожане поздравляли его с тем, что Юре присвоили звание Героя Советского Союза, отвечал: «Да какой он герой? Вот собаку послали в космос, так почему ей героя не дадут? Обычный парень, как все »
- В каких условиях проживала семья космонавта? Наверное, в более комфортных, чем другие горожане?
- До войны Гагарины жили в селе Клушино, что в 15 километрах от Гжатска, позже переехали в город. Алексей Иванович собственными руками выстроил небольшую деревянную двухкомнатную избу, где семья из шести человек ютилась до 1961 года. Сразу после полета в космос родным Гагарина (сам Юрий Алексеевич к тому времени жил в Звездном городке) прямо напротив старой хаты построили отдельный трехкомнатный коттедж. Я там часто бывал. Обстановка в доме была очень скромной, без излишеств. В гостиной стоял невысокий сервант с обычной посудой — никакого хрусталя. На стене — портрет Юрия Гагарина, перерисованный местным художником с почтовой открытки. Помню, Гагариным предлагали высадить перед домом розовые кусты, но они отказались и выращивали там овощи и фрукты. С фруктами, кстати, связан любопытный эпизод, хорошо иллюстрирующий характер отца космо-
навта. В саду у Гагариных посадили несколько яблонь, специально привезенных из ботанического сада. Деревья принялись и хорошо плодоносили. Летом, когда урожай дозревал, Алексей Иванович собирал яблоки в ящики, садился перед домом и продавал их. В горкоме партии узнают об этом и бегут читать мораль: «Что же ты, Алексей Иванович, позоришься! Разве тебе денег не хватает?» «А я что, украл яблоки? — отвечал он. — Свои продаю».
Бывало, должна приехать какая-то почетная делегация, а отец космо-навта одет по-домашнему — в нательную рубаху. Ему говорят: «Ты бы приоделся как-нибудь посолиднее, все-таки уважаемые люди приедут». А он: «Не буду, рубашка у меня чистая». И не переодевался. Очень своеобразный был человек. Умер Алексей Иванович летом 1973 года
Назойливые репортеры так достали Валентину Терешкову, что она не выдержала и громко послала их подальше
- Анна Тимофеевна как мать первого космонавта, наверное, пользовалась большим уважением. Часто ли обращались к ней земляки, чтобы решить какие-то проблемы?
- Будучи депутатом, Юрий Алексеевич регулярно встречался с избирателями. Кроме того, он часто приезжал погостить к родным, поэтому земляки могли обратиться непосредственно к нему. Анна Тимофеевна и Алексей Иванович в эти вопросы старались не вникать. Они даже для себя никогда ничего не просили — так были воспитаны. Я часто, иногда по несколько раз в неделю приходил или звонил им и спрашивал, не нужно ли чем-нибудь помочь. И почти всегда слышал в ответ: «Спасибо, у нас все в порядке». Лишь иногда мы выделяли заводскую «Волгу», чтобы отвезти родителей к сыну в Звездный городок. Вот, пожалуй, и все льготы, которыми Гагарины выделялись среди других горожан.
- Вы помните день гибели космонавта? Как восприняли ее в Гжатске?
- Юрий вместе со своим напарником Владимиром Серегиным погиб 27 марта, в день рождения отца. Праздник планировали отметить
30 марта — на именины Алексея Ивановича, и Юрий тоже должен был приехать Для земляков его гибель стала настоящим шоком. Юра, несмотря на всемирную славу, был очень простым и доступным в общении, поэтому его очень любили. О катастрофе сообщили по радио на следующий день. Чтобы подготовить родителей, к ним направили врача. На похоронах, которые состоялись на Красной площади, была лишь мать Юры. По официальной версии, Алексей Иванович заболел, поэтому не смог прибыть в Москву. Однако очень немногие знают, что в действительности дело обстояло несколько иначе. Отец принципиально не захотел присутствовать на похоронах. «Никуда я не поеду, — говорил он, — потому что не знаю, чьи кости будут хоронить — Юры или Серегина »
После смерти Юрия Гагарина его родителям назначили персональные пенсии — по 120 рублей (до того они получали лишь по 50 рублей). Но внимание к ним со стороны власти постепенно угасало. И хотя никакими благами, как я уже говорил, Гагарины не пользовались, резкая смена отношения произвела на них не очень хорошее впечатление Вскоре Гжатск переименовали на Гагарин, а в доме, где жил космонавт, открыли мемориальный музей. Долгое время им заведовала сестра Юрия Гагарина Зоя, а с недавнего времени — ее дочь Тамара.
- Вам довелось встречаться со многими космонавтами
- Да, в Гагарин часто приезжали делегации из Звездного городка, а
9 марта — в день рождения Юрия Алексеевича — в городе устраивались Гагаринские чтения.
Все космонавты вели себя просто, никто не задирал носа. Правда, у меня сложилось впечатление, что Герман Титов был немного обижен, что первым отправили в космос не его. Ведь он даже на некоторое время ушел из отряда космонавтов Очень хорошо помню Валентину Терешкову. Она оказалась женщиной с крутым нравом. На годовщину гибели Гагарина и Серегина большая делегация отправилась на место крушения их самолета — возле села Новоселово Владимирской области. Во время символических 50 граммов слишком назойливые репортеры так достали первую женщину-космонавта, что та не выдержала и громко послала их подальше: «Да пошли вы Даже выпить спокойно не дадите!.. »
За время работы в Гагарине и в последующие годы Виталий Сергеевич собрал большую коллекцию марок, значков и литературы, имеющих отношение к космонавтике. Среди них встречаются и уникальные экспонаты.
- Вот это одно из последних писем Юрия Гагарина, — объясняет Виталий Сергеевич. — За несколько недель до своей смерти он отправил поздравительную открытку с 8 Марта сестре). Открытку Зоя оставила себе, а конверт подарила мне. К сожалению, писем Гагарина к родным осталось очень мало, потому что за несколько дней до его смерти отец, готовясь к именинам, во время уборки в доме собрал все письма сына и сжег их. Поэтому этот конверт мне особенно дорог
14217Читайте нас у Facebook