На первое место по числу угонов в столице за последние три месяца вышла «шкода октавия», второй в списке — «дэу ланос», третий — городской внедорожник «тойота-rаv 4»
Мобилка под сиденьем сообщит об угоне
Автомобили угоняют по трем причинам: покататься, на разборку и для перепродажи. По словам начальника отдела розыска угнанного автотранспорта УГАИ Киева Алексея Стадника, именно на запчасти, вероятнее всего, идет большая часть массово похищаемых сейчас «Шкод». Угнанные автомобили в основном не оборудованы противоугонными системами.
- В одном из последних случаев вору вообще не пришлось ничего делать, — сказал Алексей Степанович, — хозяин «Шкоды Октавии» просто забыл ключи в замке багажника!
Из озорства взламывают в основном старые «Волги», «Жигули» и «Запорожцы»: оставляемые на ночь без охраны «старички» — легкая добыча малолеток. Не так давно милиционеры задержали группу «активной столичной молодежи», которая увела около трех десятков машин — в основном дешевых советских драндулетов. Самое смешное, что ни одну они так и не продали. Забирались в машину, какое-то время ездили, потом бросали.
Шансов разыскать серьезные автомобили, угнанные профессионалами, конечно, меньше, однако милиции удается найти даже легендарные джипы «БМВ Х5». Одна из таких машин недавно была задержана на границе и возвращена директору известной киевской радиостанции. При этом в розыске заметных дорогих автомобилей иногда помогает любая случайность. Хозяину лимузина «Ауди А8» (угнанного несколько лет назад с Печерска) помог мобильный телефон, который он прятал под водительским креслом. Через оператора мобильной связи удалось (хотя и очень ориентировочно) вычислить координаты машины, которую перегнали за пределы Киева. Так что спрятанный где-то в укромном местечке автомобиля (в багажнике или под капотом) мобильный телефон может сослужить вам хорошую службу. Естественно, мобилка должна быть включенной, звук выключенным, а батарея заряженной так, чтобы ее хватило хотя бы на несколько дней.
Похищенные для перепродажи машины перегоняют в другой регион страны — в Киеве они вторично на учет не ставятся: провести эксперта столичного МРЕО, проверяющего, не перебиты ли в автомобиле номера кузова, нереально. Но перед тем, как покинуть пределы Киева, автомобили несколько месяцев отстаиваются где-нибудь в гаражах: угонщики надеются, что со временем риск напороться на проверку со стороны дорожно-патрульной службы становится меньше. Из города уходят тайными тропами: только на Софиевской Борщаговке больше десятка выездов за пределы Киева, которые проходят мимо КПП.
Покупают угнанные автомобили, как правило, «под документы» аналогичной, но разбитой в аварии машины. Номер кузова у похищенного авто перебивается (переваривается), госномера перевешиваются со старого автомобиля, и у «пропажи» начинается новая жизнь под чужой «фамилией». Правда, такую машину почти невозможно продать кому-то еще: афера может вскрыться во время снятия автомобиля с учета в ГАИ. Хотя милиция обнаруживает обман и до попытки перепродажи машины: дело в том, что правоохранители берут на заметку автомобили, которые были сильно повреждены при аварии, однако через несколько месяцев после ДТП как ни в чем не бывало продаются новым владельцам, что сразу наводит на подозрения
А вот крутые джипы — «Лексусы», «БМВ» или первый угнанный в Киеве лимузин «Фольксваген Фаэтон» — у нас в стране не остаются. Их отправляют в соседние страны и даже в США, где, кстати, не так давно был найден украденный в Украине пятисотый «Мерседес». В цивилизованном мире легализовать автомобиль, как ни странно, гораздо проще, чем у нас (там постановкой на учет полиция не занимается). Неудивительно, что дорогие машины часто уходят именно на Запад.
Возле столичного кинотеатра работали карманники и автоугонщики
Если одни воры все более технически вооружаются, то другие думают о старых добрых дедовских методах. Зачем покупать спецприборы по считыванию кода, если можно выудить у человека ключи из кармана куртки, когда он стоит за билетами в кино? Причем есть гарантия, что в течение сеанса хозяин носа не покажет на улицу. Особенную активность развили карманники у кинотеатра «Киевская Русь». Всего таким образом пропало около десятка автомобилей, припаркованных возле кинотеатра.
Однако «подловить» владельца заказанной ворам машины могут где угодно. Совсем недавно у человека украли «Ниссан-Премьера» в то время, когда он зашел на пять минут перекусить в «Макдональдс». По уверениям пострадавшего, он ни на минуту не сводил глаз с машины. Правда, ненадолго ее заслонил какой-то джип — казалось, его водитель никак не мог присмотреть место для парковки. Когда машина отъехала, за ней уже было пусто: скорее всего, воришки, вытянув ключи, мигом передали их сообщникам-угонщикам, а группа на джипе прикрывала угонщиков, когда они садились в автомобиль — в итоге вся «операция» заняла считанные минуты.
В 90 процентах случаев, по словам милиционеров, машины пропадают из внутренних двориков жилых домов.
- Надо взять себе привычку замечать, что за автомобили стоят у вас во дворе, — советуют сотрудники отдела розыска угнанного автотранспорта. — Появление незнакомой машины, да еще с несколькими ожидающими чего-то пассажирами, должно насторожить
Любимыми днями работы воров остаются пятница и четверг. Почему — не могут точно сказать даже опытные сотрудники по розыску автомобилей. Возможно, в четверг и пятницу в Киеве наиболее интенсивное уличное движение, а значит, угонщикам проще затеряться в потоке автомобилей. И лучше не оставлять автомобили на улицах Дмитриевской и Ушинского — с каждой из них за последнее время пропало по четыре машины!
За последнее время вкусы угонщиков несколько изменились. В прошлом году самым угоняемым автомобилем Киева была ВАЗовская «девятка». Теперь ее опередила «Шкода Октавия», за чешским автомобилем вплотную пристроился «Дэу Ланос», который тоже чаще всего разбирают на запчасти. А ведь раньше третью позицию занимала «Ауди 80» по кличке «бочка». Но в начале этого года в столице «ушло» всего две «восьмидесятки» — некогда суперпопулярная модель не вошла даже в «топ-десять» самых угоняемых машин. Столичная публика разбогатела и стала разметать из салонов новенькие японские паркетные внедорожники: «Субару», «Митцубиси», «Ниссан» и «Тойота». Любопытно, что «Тойота-RAV 4» — далеко не лидер продаж, однако угонщики, полностью пренебрегая другими моделями (из перечисленных пропал лишь «Ниссан ИКС-ТРЕЙЛ», и тот фиктивно: хозяин сбил на Столичном шоссе человека, скрылся, но опасаясь, что его найдут сжег в лесу свой джип, заявив в милицию, что машину угнали), почему-то вплотную занялись этим симпатичным дамским «джипчиком». Автомобиль моментально поднялся на третье место по угоняемости. Воры «подцепляют» их сразу по несколько штук. Феноменальной в этом отношении стала улица Дмитриевская. Там из соседних дворов угнали четыре машины! Расследуя это дело, сотрудники милиции предупредили хозяйку еще одного «RAV 4», живущую по соседству: гражданка, будьте осторожны! Она отмахнулась: мол, ерунда, а на следующий день преступники угнали и ее автомобиль. У жителей улицы Дмитриевской еще остаются два джипа «Тойота-RAV 4». Милиционеры даже устраивали засаду — вдруг вернутся угонщики и за этими двумя автомобилями. Но воры больше не появлялись
В общем зачете — не по отдельным моделям, а по маркам — картина несколько иная. Хотя ВАЗ 2109 вместе с «девяносто девятой» в личном зачете на начало этого года и сместились на четвертую ступеньку, в сумме ВАЗовские модели являются по-прежнему наиболее востребованными у воров машинами — всего за три первых месяца этого года пропало 27 ВАЗов. Не падает интерес и к «Фольксвагену» — в столице исчезло 13 «народных немецких автомобилей». Особенно воры любят «Фольксваген Пассат». Удивительно, что «Опель», которого у нас не меньше, чем «фольцев», практически не угоняют: с начала года пропал всего один «Опель Вектра»! На третьем месте «Дэу» — десять «Ланосов» и одна «Нексия». Четвертое место делят «Тойота» и «БМВ» — по восемь машин (несколько месяцев назад многие столичные издания распространили информацию, что якобы «БМВ» и «Ауди» вышли на первые места по угоняемости в Украине, а в действительности даже в Киеве эти марки занимают всего лишь четвертое и восьмое места). Среди «Мерседес-Бенцов» пропало семь автомобилей. Столичные любители «Ауди» осиротели на пять машин. Мораль этой статистики такова: если не хотите стать жертвой угонщиков — покупайте американские или французские автомобили. Если верить сводкам ГАИ, пока не пропало ни одной машины «родом» из этих стран. Что касается «немцев», то наиболее безопасен «Опель». У «японцев» не пропало ни одного «Митцубиси» (»японцев» в среднем крадут в несколько раз реже, чем немецкие автомобили, исключение — новенькие джипы «Тойота» и «Лексус»).
896Читайте нас у Facebook